Открытый урок "Документы по личному составу — автобиография, характеристика"

Разделы: Технология


Триединая цель урока:

  • обучающая:познакомить учащихся с видами, составом реквизитов, разделами и требованиями к составлению и оформлению автобиографии и характеристики;
  • развивающая:развивать творческую активность учащихся; формирование мыслительных умений; расширение кругозора и обогащение словарного запаса;
  • воспитательная:формирование желания вносить элемент творчества в образовательный процесс; повышение интереса к выбранной профессии.

Методическое обеспечение урока: мультимедийное оборудование; презентация “Документы по личному составу – Автобиография, Характеристика”, дидактический материал.

Ход урока

1. Организационная часть урока:

  • приветствие учащихся;
  • проверка оснащённости рабочих мест;
  • сообщение темы и цели урока.

2. Основная часть:

  • Актуализация опорных знаний.
  • Объяснение нового материала:
  • автобиография;
  • разновидности, разделы и примеры автобиографий;
  • анкета;
  • характеристика;
  • реквизиты, разделы и виды характеристик;
  • защита персональных данных.
  • Закрепление нового материала:
  • фронтальная беседа.

3. Практическая работа.

4. Заключительная часть:

  • Подведение итогов:
  • анализ урока;
  • оценка работы учащихся.

5. Домашнее задание:

  • составить характеристику на своего одноклассника(-ницу) или коллегу по работе;
  • продолжать оформлять словарь основных терминов по программе курса.

6. Рефлексия.

Ход урока

(Презентация)

Слайд 1. Организационная часть урока

Тема урока: Документы по личному составу – Автобиография, Характеристика.

Цель урока: познакомиться с видами, составом реквизитов и требованиями к составлению и оформлению автобиографии и характеристики.

Слайд 2. Основная часть

Актуализация опорных знаний:

Мы знаем, что в делопроизводстве документы делятся на 4 группы, какие?

  • организационные;
  • распорядительные;
  • информационно-справочные;
  • по личному составу.

Дайте определение документации по личному составу.

Слайд 3.

Совокупность взаимосвязанных документов, в которых зафиксированы этапы трудовой деятельности работника, называют Документацией по личному составу.

Какие документы относятся к личным?

  • заявления;
  • автобиографии/анкеты;
  • характеристики;
  • трудовые договоры;
  • личные карточки, личные дела;
  • приказы по личному составу;
  • трудовые книжки и др.

***Пройдет несколько лет, вы окончите учебные заведения. Больше не будет ни экзаменов, ни двоек, ни зачётов. Начинается новая жизнь – взрослая, самостоятельная. Вы окунетесь в эту жизнь и встретитесь с “морем” деловых бумаг. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг.

Слайд 4.

Вспомним Последовательность документирования при приёме на работу.

Слайд 5.

Объяснение нового материала:

Автобиография – (от лат. – то, что я пишу о себе) краткое описание, изложение основных событий своей жизни. Множество словарей и энциклопедий сходятся на мнении, что А. – форма биографии, где главным героем является автор; А. – описание своей жизни.

Слайд 6.

Различают две разновидности автобиографии:

  • автобиография – официальный документ,
  • автобиография – литературное произведение.
  • В официальной (деловой) автобиографии соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов. Пишется она по определённому плану официальным языком. Освещение пунктов плана точное и сжатое.
  • При написании автобиографии как литературного произведения, авторы (писатели, художники, артисты) совершенно свободны в выборе материала и языковых средств.

Слайд 7.

Как официальный документ автобиография состоит из нескольких разделов:

  • Заголовок – АВТОБИОГРАФИЯ
  • Анкетные данные…
  • Данные об образовании, в том числе пройденных курсах…
  • Трудовая деятельность – основной раздел документа…
  • Награды и поощрения (если имеются)
  • Место постоянного жительства, телефон
  • Дата (слева)
  • Подпись (справа)

Слайд 8.

Предлагаю ответить на вопросы:

1. Является ли данный текст, который Вам будет предложен, официальной автобиографией? Почему? (Соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов)
2. Содержит ли текст лишнюю информацию?
3. Что бы Вы ещё добавили к представленной автобиографии?

Я, Разина Галина Николаевна…

В Новокузнецке проживаю по адресу: ул.Курчатова, д.12, кв.564…

Слайд 9.

Пример автобиографии (школьницы)

Слайд 10.

Если А. – описание своей жизни, допустимо ли выражение: “Написал свою автобиографию?”

Возьмите на заметку!

Употребление ненужных, уточняющих слов называется плеоназмом (от греч. плеоназмос – излишество), например: ценные сокровища, вернуться обратно, упасть вниз.

Слайд 11.

Вместо или вместе с автобиографией работодатель может попросить Вас заполнить – Анкету (от франц. – расследование):

  • перечень вопросов, используемых для тестирования в целях получения каких-либо сведений;
  • форма представления текста документа, построенная по принципу “вопрос-ответ”.

Запишем:

Анкета – типовой документ с фотокарточкой, содержащий перечень вопросов, используемых для тестирования в целях получения от работника каких-либо сведений.

Составляется собственноручно при оформлении на работу. Все записи в анкете должны быть подтверждены документально.

Данные проверяются инспектором отдела персонала, заверяются его подписью и печатью.

Отличается от автобиографии тем, что все данные в ней отражаются очень кратко.

Слайд 12.

Автобиография может использоваться в процессе отбора кадров, при составлении психологической характеристики работника, изучении его жизненного пути и личностных качеств.

Слайд 13.

Характеристика – это официальный документ, который выдаёт администрация учреждения (организации, предприятия) своему сотруднику/учащемуся при решении целого ряда вопросов (поступление в учебные заведения, аттестация на должность и др.).

И вновь обращаемся к Словарям, например: Большой словарь по социологии даёт определение Характеристики:

1. Совокупность признаков, свойств, черт человека, предмета, явления и т.п.
2. Официальный документ о служебной, общественной или другой какой-либо деятельности.

Слайд 14.

Реквизиты характеристики

  • реквизиты штампа организации/предприятия (фирменный бланк);
  • название вида документа;
  • указание должности лица, которому выдается характеристика;
  • наименование организации, выдающей характеристику;
  • фамилия, имя, отчество сотрудника;
  • текст;
  • подписи;
  • печать.

Слайд 15.

Текст характеристики излагается в форме третьего лица и состоит из разделов:

  • Заголовочная часть
  • Анкетные данные о работнике
  • Данные о трудовой деятельности работника
  • Оценка деловых и личных качеств работника (собственно характеристика)
  • Заключительная часть

Слайд 16.

В первойзаголовочной части указывают:

  • название документа (ХАРАКТЕРИСТИКА), должность, занимаемую работником (включая название организации), фамилию, имя, отчество работника (полностью), например:

ХАРАКТЕРИСТИКА

на старшего аудитора отдела ООО “Практика” Соколова Михаила Васильевича

Слайд 17.

Во второй частианкетных данных – указывают:

  • фамилию, инициалы работника (имя и отчество полностью уже можно не повторять), год рождения, образование (при этом указывается, какие учебные заведения, где и когда окончил работник), специальность (профессию), учёную степень и звание (если они имеются). Как правило, эта часть характеристики оформляется как первый абзац текста, например:

М.В.Соколов 1976 г. рождения, образование высшее, в 1998 г. окончил финансовый факультет Московской финансово-юридической академии по специальности “бухгалтерский учет и аудит”. С 1998 по 2000 гг. М.В.Соколов проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ.

Слайд 18.

В третьей части содержится характеристика трудовой деятельности работника:

  • Указывается, с какого года и в какой должности начал свою трудовую деятельность работник в данной организации, на какие должности переводился работник, т.е. даётся краткая информация о его карьерном росте; также содержится характеристика результатов трудовой деятельности работника: перечисляются наиболее значимые результаты его работы.
  • Здесь же могут даваться сведения о повышении квалификации, получении дополнительного образования, второй профессии и др., например:

Соколов М.В. работает в ООО “Практика” с января 2002 г. Сначала он занимал должность аудитора отдела аудита, с 2004 г. работает в должности старшего аудитора того же отдела.

До поступления в ООО “Практика” Соколов М.В. в течение двух лет работал в ЗАО “Знак качества” в должности помощника аудитора. За время работы в ООО “Практика” Соколов М.В. в составе группы специалистов участвовал в аудиторских проверках многих компаний.

В 2005 г. Соколов М.В. окончил с отличием курсы повышения квалификации Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Слайд 19.

В четвертой части даётся оценка деловых (профессиональных) и личных качеств работника.

Опыт работы, уровень профессиональных знаний, способность к самообразованию, знание собственных прав и обязанностей.

Работоспособность работника оценивается по тому, насколько активен он при выполнении порученных обязанностей, по умению организовывать трудовой процесс и выполнять работу качественно и в установленные сроки, по поведению в сложных ситуациях, по способности брать на себя ответственность за результаты работы, по эффективности принимаемых решений или результатов работы.

Личные качества работника проявляются в его взаимоотношениях с коллегами (доброжелательность, коммуникабельность), в уровне общей культуры работника, его психологических качествах.

Отмечается информация о формах поощрения работника, имеющихся у него наградах или взысканиях.

Слайд 20.

В пятойзаключительной части характеристики указывается:

  • цель (назначение) составления характеристики

Характеристика составлена для представления в…

Характеристика выдана для поступления в…

Слайд 21.

Кто подписывает характеристику?

  • Руководитель учреждения/предприятия (менеджер по персоналу, зам.руководителя)

Подписи заверяют гербовой печатью.

Выдают характеристику работнику на руки или пересылают учреждению/организации, которые её запросили.

  • Составляется в 2-х экз.

Слайд 22.

Разновидности характеристик. Вопрос? Характеристики бывают…

  • производственные,
  • служебные,
  • учебные Кто подписывает учебную характеристику?

Слайд 23.

Вспомним, о существовании Федерального закона РФ О персональных данных”

Какие сведения относятся к персональным?

  • библиографические сведения;
  • образование и специальность;
  • занимаемая должность;
  • адрес места жительства, домашний телефон;
  • состав семьи, место работы/учёбы членов семьи и родственников;
  • характер взаимоотношений в семье;
  • размер заработной платы;
  • содержание трудового договора;
  • содержание декларации, подаваемой в налоговую инспекцию и т.п.

Напоминаю! о статье 24.

Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, т.е. виновные в разглашении сведений конфиденциального характера, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность.

Это касается всех, кто работает с персональными данными сотрудников.

Слайд 24.

Автобиография и Характеристика относятся к официальным документам, содержащим персональную информацию о сотруднике.

Согласно ст.88 ТК РФ работодатель не должен передавать персональные данные сотрудника третьей стороне без необходимого получения письменного согласия на то сотрудника (исключение составляют моменты, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом).

Слайд 25. Закрепление нового материала

Фронтальная беседа:

Итак, повторим, что называют автобиографией?

Автобиография – краткое описание, изложение основных событий своей жизни.

Разновидности автобиографии:

  • Автобиография – официальный документ,
  • Автобиография – литературное произведение

Разделы:

  • Заголовок
  • Анкетные данные
  • Данные об образовании
  • Трудовая деятельность
  • Награды и поощрения
  • Место постоянного жительства, телефон
  • Дата
  • Подпись

Что представляет собой анкета?

Анкета – типовой документ с фотокарточкой, содержащий перечень вопросов, используемых для тестирования в целях получения от работника каких-либо сведений.

Слайд 26.

Характеристика – это официальный документ, который выдаёт администрация учреждения, организации, предприятия своему сотруднику/учащемуся при решении целого ряда вопросов.

Разновидности характеристик:

  • производственные,
  • служебные,
  • учебные

Разделы:

  • Заголовочная часть
  • Анкетные данные о работнике
  • Данные о трудовой деятельности работника
  • Оценка деловых и личных качеств работника
  • Заключительная часть

Слайд 27. Практическая работа

1. Составьте и оформите рукописным способом автобиографию (на разлинованном бланке)

Слайд 28. Практическая работа

2. Отредактируйте и оформите характеристику

Все данные перемешались.

Определите, к какому разделу характеристики относится каждое предложение.

Слайд 29.

При выполнении практических заданий необходимо пользоваться:

  • конспектом;
  • макетами автобиографии и характеристики;
  • дополнительным информационно-справочным материалом по теме урока.

Заключительная часть

Подведение итогов:

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с видами, составом реквизитов и требованиями к составлению и оформлению автобиографии и характеристики.

Оценка работы учащихся Активно работали на уроке…, правильно выполнили практическое задание…

Слайд 30. Домашнее задание

  • составьте и оформите рукописным способом автобиографию (на разлинованном бланке);
  • составьте характеристику на своего одноклассника/одноклассницу или коллегу по работе.

Слайд 31. Рефлексия

Я надеюсь, что вы запомните наш урок, и полученные знания в скором будущем примените в своей жизни на практике.

Ведь “Человек, несомненно, сотворён для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство и главное дело жизни. И начать ему следует с размышлений о себе самом”.

Блез Паскаль, франц.писатель и философ

Урок окончен, спасибо за внимание!

Презентация