Урок внеклассного чтения. Научно-популярная статья "Характер"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Научить ребёнка работать с научно-популярной статьёй, находить главную мысль, учить краткому пересказу.
  2. Развивать речь детей посредством ответов на вопросы.
  3. Учить размышлять над содержанием текста, выражать своё отношение.
  4. Развивать навыки правильного осознанного чтения.

Оборудование: информационные тексты, тексты о профессиях людей, карточки со словами (черты характера).

Ход урока

1. Вступительная часть.

- Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу! Садитесь.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с информационной статьёй, а о чём, узнаем немного позже.

Прочитайте стихотворение.

- Жить без шуток плохо
Если ты обидчивый,
Вспыльчивый, забывчивый,
Хмурый, неуживчивый,
Берегись подвоха.

- Как вы понимаете слово подвох?

Подвох - поступок, имеющий цель подвести кого-нибудь.

- В чём заключается смысл этого стихотворения?

(Если человек обладает этими чертами характера, то его могут подвести, подстроить ловушку).

- Какими чертами характера обладает такой человек?

- А что такое характер?

2. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы с вами прочитаем статью «Характер», из которой вы узнаете:

- Что такое характер.

- Как происходит формирование характера и от чего он зависит.

- В чём проявляется характер человека.

- Имеет ли значение характер человека при выборе профессии.

а) Чтение первой части текста и ответы на первый и второй вопросы.

Ученики читают первую часть текста и отмечают карандашом ответ на первый и второй вопросы.

- Так что такое характер?

- Как узнать характер человека?

б) Чтение второй части текста и ответ на вопрос

- Как происходит формирование характера и от чего он зависит?

(наследственность, окружающий мир, воздействие-воспитание, переживаемые психические состояния, коллектив, …)

в) Чтение третьей части.

- В чём проявляется характер человека?

(В поведении, в деятельности, в отношении к другим людям, в речи,

во внешности, … В зависимости от времени!)

- Кто может своими словами , по плану, рассказать всё, что узнали о характере.

г) Чтение пятой части.

- Имеет ли значение характер человека при выборе профессии?

3. Чтение рассказов Анатолия Маркуша о профессиях (крановщик, шофёр, повар, почтальон).

Работа по группам.

1 группа читают рассказ о крановщике.

2 группа – о шофёре.

3 группа – о поваре.

4 группа – о почтальоне.

Затем каждая группа работает по карточке, на которой записаны черты характера и подчёркивают те, которые относятся к данной профессии. На подготовку 1 минута.

Затем каждая группа называет выбранные черты характера.

4. Вывод: - Вы заметили, что многие черты характера повторяются?

- Как вы думаете, почему?

Каждая профессия имеет свой характер, но работу выполняют люди. Они живут в обществе, общаются друг с другом. А если человек воспитан, то должен обладать всеми качествами, присущими ему.

Итог: - Что нового для себя вы узнали?

- Как вы думаете, нужно ли человеку иметь представление о характере?

- Для чего?

Наша жизнь многообразна, каждый день, если он наполнен делами, встречами, учёбой, даёт возможность узнать себя и других. Характер не падает с неба. Он закаляется жизненными испытаниями. Работа над собой способна сделать из вас человека вашей мечты.

У вас ещё много времени впереди, чтобы поработать над собой, изменить те черты характера, которые вам не нравятся,… Желаем вам удачи!

 Примечание: до проведения урока можно провести с детьми тест «Черты характера», на уроке включить результаты теста после прочтения первой части статьи.

Черты характера:

  1. Интерес
  2. Фантазия
  3. Смелость
  4. Внимание
  5. Наблюдательность
  6. Терпение
  7. Честность
  8. Трудолюбие
  9. Точность
  10. Аккуратность
  11. Ответственность
  12. Чувство ритма
  13. Быстрота
  14. Доброта
  15. Уверенность
  16. Тактичность
  17. Выдержка
  18. Общительность
  19. Уважение
  20. Настойчивость
  21. Скромность
  22. Знание дела
  23. Решительность
  24. Сдержанность
  25. Отзывчивость
  26. Сострадание
  27. Выносливость
  28. Любовь к профессии
  29. Строгость
  30. Умение владеть собой
  31. Чувство юмора

Характер

1. Что такое характер?

В старинных пьесах имена и фамилии персонажей помогали зрителю понять, каков у них характер. Это были «говорящие фамилии»: Правдин был правдив, Простаков – простоват, а Молчалин – скрытен. Когда мы даём кому-то характеристику, то тоже называем черты этого человека, самое главное в нём. Мы знаем, что этот человек честен, а этот лжив, этот скромен, а тот заносчив, этот щедр, а тот скуп. Но присмотримся внимательно к людям, которых оцениваем. У нас не получится, как в тех пьесах с «говорящими фамилиями», что глупый только глуп, а грубый только груб. Чем больше мы узнаём о человеке, чем он нам ближе, тем больше его качеств мы видим и называем. Иной раз они сплетаются в очень сложный узел. Бывает, что хорошее соединяется с недобрым. Различные свойства, качества, черты пересеклись в одной точке – в человеке, и получился характер. У каждого свой. Но одни черты в нём главные, другие – второстепенные. По главным чертам можно разделить характеры. Назвать одних мужественными, других – беспечными, третьих – терпеливыми.

Характер – это черта, признак, примета, особенность человека.

Выяснить характер человека на практике бывает трудно. Например, один и тот же человек на работе ведёт себя спокойно, сдержанно, а в семье он раздражённый, нервный; в игре этот человек весёлый, азартный, шумный. Характер является одновременно и устойчивым, и изменяющимся, особенно в детстве. Виктор Гюго, французский писатель заметил, что у каждого человека три характера:

  • первый тот, который он сам себе приписывает;
  • второй тот, который ему приписывают окружающие его люди;
  • третий тот, который у него есть в действительности.

Выходит, что люди не только ошибаются в определении характера других, но и не знают очень хорошо свой характер. А как всё-таки узнать, какой характер у друга, у ребят в классе, у тех, с кем живёте рядом? Какой характер у вас? Для того, чтобы изучить характер человека за ним наблюдают, проводят беседы, эксперименты. Можно воспользоваться различными тестами, то есть вопросниками, которые составляют психологи для изучения человеческих черт, качеств. Для изучения характера применяются так же методы самонаблюдения и самоанализа, то есть, человек сам за собой наблюдает и делает выводы.

2. А как же происходит формирование характера? От чего он зависит?

Некоторые родители считают, что главным является наследственность, так как у ребёнка проявляются черты, сходства в поведении с родителями, даже знакомые говорят: «вылитый отец», или «вылитая мать». Вы слышали такое?

А как считают учёные? Учёные выяснили, что большое влияние на формирование характера имеет окружающий мир, люди, с которыми мы живём, работаем, отдыхаем, общаемся. Вот почему для формирования характера требуется специальное воздействие, то есть воспитание, чтобы ребёнок приобрёл нужные, правильные черты характера. Большое влияние на характер оказывают часто переживаемые человеком психические состояния: радости или душевного подъёма или, наоборот, тоски и упадка. Повторяясь, они иногда становятся чертами характера. Поэтому для выработки нужной черты характера, человека нужно чаще ставить в такие ситуации. Например, ленивого человека можно сделать прилежным, если часто ставить его в такие ситуации, чтобы он достигал успеха, испытывал от этого чувства радости, удовлетворения и изменил бы своё отношение к труду.

Коллектив – это сила, которая способна круто изменить характер. Известен случай, когда резкий вспыльчивый неуживчивый человек, при переходе на другую работу стал спокойным, выдержанным, доброжелательным. Но почему один коллектив смог оказать влияние на этого человека, а другой нет? Причин много и они разные. Одна из них связана с тем, что коллектив не дружный, не имеет никаких общих интересов, ни к чему не стремится…

3. В чём же проявляется характер человека?

Характер проявляется в поведении человека, в том, как человек реагирует на поступки других людей. Манера общения может быть грубой или вежливой, тактичной или бесцеремонной. Характер – это совокупность устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к людям, к выполняемой работе. И поэтому, характер, прежде всего, проявляется в деятельности, в труде или в учёбе. И если эта работа требует много времени, терпения, тем полнее раскрывается характер человека, который выполняет эту работу. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать эти препятствия и трудности; другие выбирают наиболее простые и лёгкие пути. Для одних людей очень важно, существенно, с каким результатом они выполнили ту или иную работу, удалось ли им превзойти других людей, то есть сделать её лучше, интереснее. Другим же совершенно безразлично, и они довольны тем, что справились с работой, даже если плохо.

Характер выражается также и в речи людей. А проявляется ли характер во внешности? Конечно, ведь для того, чтобы составить мнение о человеке, например, когда его принимают на работу, с ним обязательно беседуют лично. Следовательно, и по внешнему виду мы тоже можем судить о характере человека. Но иногда наши суждения могут оказаться и ошибочными. Однако, если наблюдать за внешностью человека, за его работой и речью одновременно, то можно многое узнать об этом человеке.

4. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нём способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя всю свою волю и настойчивость, целеустремлённость и упорство. А как вы думаете, имеет ли характер человека значение при выборе профессии? Да имеет. Ведь у каждой профессии свой характер. Авиадиспетчер должен очень быстро принимать решения, следить сразу за несколькими самолётами в воздухе и при этом не уставать, не отвлекаться в течение нескольких часов, а иначе может случиться авиакатастрофа. От учителя требуется настойчивость и терпение, требовательность и ласка. Без этого ученик ничему не сможет у него научиться. Хороший врач должен быть решительным, добрым, отзывчивым. Он должен не только знать, где и что болит у его пациента, он обязан иметь полное представление о человеке, которого берётся лечить: и где тот работает, и сколько у него детей, и какие он любит фильмы. Сидит ли перед телевизором, или занимается спортом – словом, всё, до последней точки. Если, конечно, врач – настоящий доктор! Ведь лечат не болезни, лечат людей.

Приложение