Русский язык. 4-й класс. Части речи. Повторение пройденного материала

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Оборудование:

  • компьютер,
  • карточки с заданиями,
  • лист с текстом,
  • клей,
  • ножницы,
  • растения,
  • бумажные «шарики» разного цвета

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель выводит на экран стихотворение

Начинается урок,
Он пройдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять.
Про части речи все узнать.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

(дети сжимают и разжимают кулачки)

II. Чистописание.

Рабочая тетрадь с.14, №2

- Найдите орфограммы в предложениях, объясните их.

- Укажите над каждым словом части речи, которой это слово выражено.

Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

III. Слова из словаря.

- Запишите слова, объединив их в группы.

К..м..нд..в..ть, к..лл..кт..в, м..л..чн..й, б..с..д..в..ть, ..нт..р..с..в..тьс.., п..т..ш..ств…., св..рк..ть, з..мл..н..чн..й, ч..рн..ый, ж..лт..ый, ..нж..н..р, х..з..йств.., м..т..лл.

- На какие группы разделили слова?

- Что можно сказать о каждой группе слов?

IV. Организация целеполагания

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Это тема нашего урока.

V. Работа по теме урока.

- Какие части речи вы знаете? (Ответы детей)

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе даются бумажные шарики. Шарик красного цвета – не выполнили задание, синего – затруднялись выполнить, зеленого – выполнили при выполнении не испытывали затруднений. Дети подбирают и приклеивают правильное определение о частях речи из разрезного материала, отбирая правильные утверждения. (Пр. №1)

План работы группы.

  1. Вспомните правильное определение.
  2. На разрезных листах выберите нужное утверждение.
  3. Приклейте определение.
  4. Подготовьте ответ от группы

VI. Выполнение упражнений по теме урока.

1. Учитель проектирует на экран текст.

- Списать, дописать окончания, указать число, падеж существительных и склонение.

Ранним утр…. старик вышел из старожк.. .За одну ноч.. все в природ.. изменилось. Низкие облака чуть ли не цеплялись за верхушк.. елей. В воздух.. кружилась живая сетка из мягких снежинок. Старик с собак.. в лодк.. поехал за рыб.. (Д. Мамин – Сибиряк)

Проверка выполненного упражнения.

- Назовите грамматические признаки этой части речи.

Каждая группа приклеивает шарик с названием части речи, с которой работали.

2. Работа в группах.

Каждой группе уч – ся ставится на стол одно растение, признаки которого могли бы написать дети.

План работы группы.

  1. Рассмотреть растение.
  2. Каждый в рабочей тетради сам записывает признаки этого растения.
  3. Зачитайте группе записанные слова.
  4. Составьте общий текст.
  5. Представьте результат работы.
- Назовите грамматические признаки 2 – 3 прилагательных по вашему выбору.

Каждая группа приклеивает шарик с названием части речи, с которой работали.

VII. Физкультминутка.

VIII. Выполнение упражнений по теме урока.

3. Работа в группах.

Учитель раздает детям листы с текстом, дети работают с ним. (Пр. №2)

План работы группы.

  1. Каждый читает текст самостоятельно, подчеркивая глаголы на листе.
  2. Сверяются результаты в работе в группы.
  3. Группа представляет, сколько глаголов найдено в тексте.
- Назовите грамматические признаки этой части речи.

Каждая группа приклеивает шарик с названием части речи, с которой работали.

4. Работа в группах

Учитель раздает детям листы с текстом. Ребята редактируют текст.

- Прочитайте предложения, определите, правильно ли употреблены местоимения, исправьте ошибки. Подчеркните предлоги.

На березах сидят снегири. Они занесены снегом.

Люба кормила кошку рыбой. Она ее любила.

Катя встала на скамейку. Она покачнулась.

Проверка выполненного упражнения.

Каждая группа приклеивает шарик с названием части речи, с которой работали.

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

Мы подводим итоги нашей работы. Посчитайте сколько шариков красного, синего и зеленого цвета в каждой группе.

- Вспомните, какая цель стояла перед нами?

- Как же мы это сделали?

Список литературы.

  1. А.С. Соломатина «Творческие задания для учеников начальной школы»