Сценарий урока биологии в 7-м классе "Естественная сиситема живой природы как отражение эволюции жизни на Земле"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • образовательные: сформировать представления о систематике, ее задачах и принципах классификации живых организмов; расширить представления о таксономических категориях (рангах);
  • развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, классифицировать, определять и объяснять понятия, работать в группе;
  • воспитательные: создать условия для формирования уважительного отношения к точке зрения оппонентов.

Оборудование: гербарии «Отделы растений», «Систематика растений», листы бумаги и маркеры для представления работ групп, мультимедийное оборудование.

Этапы урока:

1. Обучающиеся делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает гербарии и задание.

Учитель:

- Используя гербарии, вам необходимо классифицировать, т.е. распределить по группам, данные организмы.

- Вопросы есть?

Дети:

- Нет или да (если возникли вопросы, обсуждается понятие «система»)

Учитель:

- На выполнение задания отводится 10 минут. Вы будете представлять работу группы, используя схему, которая появится в результате вашей работы, поэтому подготовьте докладчика.

2. Дети:

Работа в группах (10 мин).

3. Дети:

Представление каждой группой результатов работы (3 мин).

4. Учитель и дети:

Обсуждение результатов, представленных каждой группой (1-2 мин).

Учитель:

- Почему все работы получились разные?

Дети:

- Потому что каждая группа классифицировала растения по разным признакам.

Учитель:

- Как вы действовали?

Дети:

- Предлагают критерии, по которым нужно классифицировать растения.

5. Учитель и дети:

Фиксация критериев, предложенных группами на доске в таблице и их обсуждение (1-2 мин).

Учитель:

- Какие критерии вы считаете верными? Может должен быть другой критерий?

- Представьте, что вместо растений вам нужно классифицировать людей. По каким критериям вы это будете делать?

Дети:

Работают в группах и представляют результат (1 мин).

Учитель: фиксирует на доске критерии.

- Перед вами два списка критериев. Сравните их и сделайте вывод.

Дети:

Работают в группах и представляют результат (1 мин).

Учитель:

- Большинство признаков являются случайными. Все ли они случайные? Есть признаки, которые поменять нельзя, они передаются по наследству. Значит, происхождение – признак, от которого зависят другие.

- Ученые тоже при классификации пользовались разными критериями (слайд 1).

- Какой классификацией воспользовались вы?

- Попробуйте объяснить, что такое систематика

Дети:

Работают в группах и представляют результат (1 мин).

Учитель:

Сравним ваше определение с научным (слайд 2).

  • Построение естественной системы органического мира является непрерывным процессом, что связано с бесконечной серией все углубляющихся и усложняющихся исследований. Естественно, что системы органического мира, построенные в различные времена или разными учеными, существенно отличались друг от друга, как и системы, представленные вашими группами. Создателем научной систематики по праву является шведский натуралист К.Линней (слайд3). Принцип линнеевской системы – иерархия, соподчиненность, подобно тому, как в армии солдаты объединяются в отделения, отделения во взводы и т.д.

- Составление схемы на доске.

Система К.Линнея была искусственной, т.к. в основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство.

  • Современная классификация отражает общность происхождения организмов и включает в себя следующие таксономические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип (отдел для растений), подцарство, царство (слайд 4).
  • - Как вы думаете, почему вид получает двойное наименование? Почему видовые названия даются на латинском языке?

Дети:

Обсуждение в группах и высказывание предположений (1 мин).

Учитель:

Благодаря работам К.Линнея окончательно утвердилось применение бинарной номенклатуры (первое слово – название рода, второе – видовое название) (слайд5).

6. Учитель:

Составьте синквейн по теме урока.

Дети:

Работают в группах и представляют результат (1-2 мин).

7. Учитель:

Задание на дом (проработать статью учебника «Что такое систематика»).

Приложение