Из опыта воспитательной работы ШМО учителей иностранного языка

Разделы: Администрирование школы


Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования на развитие личности обучающегося. Важными становятся не знания вообще, а знания, актуализированные в практической деятельности человека, то есть знания, превращенные в компетенции. Поэтому новые образовательные процессы направлены на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в школе предполагает формирование речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетентностей. Информационная компетентность предполагает формирование умений искать, анализировать и обрабатывать необходимую информацию, делать выводы. Информационная  компетентность включает компетентности работы с информацией и   компетентности использования  информационных   технологий.

В концепции воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Вопрос о роли внеклассной работы в учебном процессе, о влиянии её на мотивацию изучения иностранного языка представляется очень актуальным в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся по иностранному языку. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением иностранного языка» и методическое объединение учителей иностранного языка представляют свою систему воспитательной работы по иностранному языку, которая уже давно вышла за рамки школы. Учителя школы постоянно находятся в творческом поиске: как сделать преподавание иностранного языка интереснее и разнообразнее, как школе выполнить социальный заказ на формирование творческой личности, воспитание грамотных, мобильных и квалифицированных людей? 

В своей работе учителя иностранного языка используют следующие воспитательные технологии, способствующие достижению целей:

  • информационные,
  • проектного обучения,
  • развивающего обучения,
  • технология саморазвития личности,
  • коллективный способ обучения,
  • педагогика сотрудничества,
  • самоуправление,
  • деловые игры.

Система обучения иностранному языку во внеурочное время включает разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронную почту, компьютеры, электронные словари и т. д.

В течение всего учебного года учащиеся школы – участники интеллектуального марафона по иностранным языкам. Дети участвуют в олимпиадах, конкурсах («Защита проектов», «Конкурс на лучший поэтический перевод», «КВН», «Брейн-ринг»,  «Конкурс загадок», «Лучшая презентация песни», «Лучшая театральная постановка»), викторинах о нашем городе, стране и странах изучаемых языков.  В школе проходят такие праздники, как «Многоязычный фестиваль на школьной сцене», «Английский собирает друзей», концерты для родителей.

Традиционной стала декада иностранных языков. В рамках декады в этом году были проведены следующие конкурсы:

  • конкурс скороговорок,
  • конкурс рисунков (тема  этого года – «Англия моими глазами»),
  • интерактивная игра (тема этого года – «Что ты знаешь о школе?»),
  • викторина “Country Study Quiz”,
  • игра «Франкофония»,
  • викторина «Что ты знаешь о Германии?»,
  • конкурс открыток, посвященный Дню матери.

Интерактивная игра в школе проводится уже не первый год. В прошлом году инициативу проявили сами учащиеся школы. Тема игры была связана с юбилеем нашего города. Учащиеся 8 класса сфотографировали несколько уголков города, сформулировали и записали под фотографиями вопросы. Все это вывесили на информационный стенд. В течение недели учащиеся школы искали эти интересные места в нашем городе, ответы на поставленные вопросы и оформляли свои репортажи с места событий. Были подведены первые итоги данной игры. Затем репортеры уже сами фотографировали необычные или любимые места в г. Электросталь, приносили вместе с фотографиями свои вопросы и краткие описания (аннотации) на английском языке. Фотографии были размещены на стенде. Первые трое детей,  ответивших на все вопросы, а также лучшие фотографы и репортажи были отмечены грамотами и сувенирами.

Выполняя задания интерактивных игр, учащиеся планировали свой информационный поиск, находили информацию, обрабатывали ее. Все это способствовало развитию информационной компетентности. С другой стороны, дети работали в группах, создавали репортажи и представляли свои результаты в виде творческих работ. Таким образом, учащиеся осваивали коммуникативную компетентность.

Более 10 лет школа проводит городские лингвистические игры в зимние каникулы по различной тематике. Участниками игры в разные годы были ученики 3-8 классов. На протяжении первых пяти лет мы проводили игры два дня: для младших школьников и подростков. В 2008-2009 учебном году игра приобрела статус региональной. Все годы школа собирает около 100 участников из всех школ города. И отзывы детей об игре самые восторженные. А это самая важная для нас оценка.

Каждый год проект обновляется, обновляются и современные технологии, которые учителя используют во время проведения игры.

Игра начинается в актовом зале школы, где формируются  команды, состоящие из представителей двух школ каждая. Атмосфера мероприятия позволяет им быстро познакомиться, подружиться и вместе работать. Команды получают маршрутные листы и отправляются в «путешествие» на станции, где выполняют различные задания. Задания, которые выполняют участники игры, в основном коммуникативно-ориентированные. В ходе выполнения происходит реальный обмен информацией между участниками общения. Каждый участник общения не владеет полнотой информации и для успешного выполнения задания или решения проблем вынужден задавать вопросы или делиться собственной информацией с партнером. Учащиеся не просто воспроизводят полученную информацию, потому что данные компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащихся.

Данная технология проведения игр позволяет участникам «погрузиться» в языковую среду, решать задачи связанные с применением своих языковых умений в новой нестандартной ситуации; помогает участникам воспитывать положительные качества необходимые для работы в команде. Здесь учащиеся могут проявить свои коммуникативные способности, повышается уровень развития коммуникативной и информационной компетентностей в виде развития владения иностранным языком для творческого решения лексических и грамматических задач, диалогического общения.

Особое внимание наше методическое объединение уделяет работе с одаренными детьми. Ребята – не только участники олимпиад и конкурсов, но и помощники учителей в проведении лингвистических игр, обучении младших школьников основам исследовательской деятельности, инициаторы проведения школьных конкурсов. Каждый год одаренные дети представляют свои работы на школьную и муниципальную научно-практические конференции. Учащиеся старших  классов помогают школьному жюри разработать критерии оценки проектов, оценить работы, фиксируют их положительные стороны и выявляют недостатки. На заседаниях лингвистической секции научного общества учащихся школы ребята делятся своим опытом работы над проектами, предлагают способы преодоления трудностей. В результате активного вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу формируются информационная и коммуникативная компетентности.

Внедрение в процесс воспитательной работы технологий на основе компетентностного подхода, новых информационно-коммуникационных технологий, использование групповых, командных форм работы для организации взаимодействия детей и увеличение количества детей, занимающихся проектной, учебно-исследовательской работой усиливают стремление учащихся к учению и развитие познавательных и личностных мотивов в учебной деятельности.