Создание условий для эффективного прохождения профессиональной практики

Разделы: Администрирование школы


В новых социально-экономических условиях проблема формирования активной личности становится актуальной. И новая образовательная парадигма, основывающаяся па приоритете развития личности, выдвигает на первый план расширение академических свобод учебных заведений и личности.

Как нужно организовать учебно-воспитательный процесс, как развивать у студентов активное отношение к учебно-познавательной деятельности, направляя их на путь жизненного и профессионального самоопределения?

Эти вопросы ставит перед нами использование в практической деятельности  личностно-ориентированных  технологий.

Так как я являюсь заведующей педагогической практикой и долговременным  методистом по практике пробных уроков, то сегодня у меня есть возможность отследить согласование компонентов деятельности коллектива педагогического  училища и базовых школ  по созданию благоприятных психолого-педагогических условий для эффективного прохождения педагогической практики студентов педучилища в современной школе в соответствии с требованиями личностно-ориентированного обучения.

Зная специфику образования  нашего  училища,  необходимо  раскрыть суть педагогизации всего учебного процесса. Другое учебное заведение может ограничиться выполнением образовательной функции, но педагогическое заведение передает и научную информацию, добиваясь ее усвоения, и является убедительным примером мастерского выполнения требований методики и научной теории. Личностно-ориентированный подход к каждому студенту определяет стиль совместной деятельности преподавателей и студентов с опорой на глубокое уважение к личности каждого, вера в лучшие качества человека, что А.С. Макаренко называл «оптимистической гипотезой».

Преподаватели нашего учебного заведения  стараются работать так, чтобы каждое занятие, лекция, семинар были образцом профессиональной зрелости и подтверждали умение осуществлять педагогику сотрудничества. На таких занятиях студенты видят творческое применение в повседневной деятельности преподавателей основных положений дидактики, теории воспитания и главных положений психологии при организации учебного процесса, являясь примером педагогического мастерства.

Исследования в области педагогики и психологии утверждают, что творческая активность – это наиболее высокий уровень активности. Для нее характерны новизна, оригинальность, отход от традиций. При организации   педагогической практики  студентам создаются условия для активизации имеющегося теоретического и практического опыта, для освоения навыков самообразования, для расширения   познавательных интересов и дальнейшего развития индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей. Все участники учебно-воспитательного процесса отслеживают уровень сформированности профессиональных умений через методические материалы, используемые в нашем учреждении.  На уроках изобразительного искусства, детской литературы, музыки, МХК, частных методик в соответствии с требованиями личностно-ориентированного обучения создаются психолого-педагогические условия для развития культурно познавательной, коммуникативной, социально-эстетической   компетентности студента, что соответствует требованиям ГОС СПО.

Педагоги базовых школ, работая над проблемами индивидуализации и дифференциации, предполагают со стороны  студента готовность к творчеству, саморазвитию, к инновационной деятельности через подготовку и проведение уроков с нетрадиционной организацией, через знакомство с новаторскими идеями школы, через работу на уроках с необычными материалами и в оригинальных техниках. В этом плане необходимо отметить коллективы учителей базовых школ № 4, 9. Конечно, в училище созданы все условия для наиболее полного усвоения каждым студентом знаний и умений педагогической культуры, для воспитания у будущих учителей способностей ориентироваться в любой обстановке на педпрактике с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся на уроке и во внеклассной работе, руководствуясь принципом:  «Чего не умеешь сам, того не передашь другим», который часто упоминал в своих педагогических трудах немецкий педагог – А. Дистервег.  Ведь любое образование действенно тогда, когда соединяется с высоким умственным развитием и настоящей нравственной воспитанностью. Поэтому в  нашем педагогическом училище стараются готовить учителей, в которых эти качества гармонично сочетаются, а педагоги базовых школ № 3, 4, 9 и лицея вместе с методистами педучилища осуществляют создание психолого-педагогических условий для эффективной организации учебно-воспитательного процесса студентами на практике.

У каждого выпускника педагоги училища и базовых школ стараются сформировать опыт педагогического поведения, а это не что иное, как совокупность знаний по педагогике, психологии и частных методик. Умения, навыки и профессиональное мышление молодого специалиста, что складывается в таких проявлениях личности, как интерес к учительской профессии, стремление к совершенствованию своей педагогической деятельности. Т.е. личностно-ориентированные технологии заключаются в использовании комплекса методов,    организационных    форм,    обеспечивающие комфортные условия для развития личности.

К студентам учителя базовой школы и преподаватели училища предъявляют ряд требований: заниматься изучением эффективности различных методических средств и приемов в реальной обстановке на практике с учетом психолого-педагогических особенностей классов, учащихся, обобщать лучший передовой педагогический опыт, работая по технологии развивающего  обучения, участвовать в научно-методической деятельности базовой школы и училища.

Осуществление вышеперечисленных положений указывает на преемственность в работе учителей базовых школ и преподавателей педагогического училища и создает условия для эффективного прохождения профессиональной практики в соответствии с требованиями личностно-ориентированного образования.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М., – 2002.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогическая практика. М., – 1998.
3. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, – 1996.