Открытый урок "Природные зоны Южной Америки. Высотная поясность в Андах"

Разделы: География


Тема:   Природные зоны Южной Америки. Высотная поясность в Андах.

Цели  и задачи:   

  • Познакомить учащихся с проявлением широтной зональности и высотной поясности  в Южной Америке; создать образные представления об особенностях каждой природной зоны;   познакомить учащихся с типичными растениями и животными   Южной Америки; оценить природные богатства зон и степень   изменения их природы человеком; разобрать с учащимися новые   термины и понятия.
  • Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия; сформировать у них представление о растительном и животном мире Южной Америки; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, cообразительность, ответственность, трудолюбие.

Учебно-методический комплекс: карты Южной Америки – физическая, климатическая, природных зон; картины, таблицы «Растительный мир материков», «Высотная поясность  Анд», «Животный мир Южной Америки», энциклопедии, видеофильм «Южная Америка. Анды», карты атласа, контурные карты.

Методы и формы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный,   репродуктивный, самостоятельная работа, индуктивный; индивидуальная, групповая, дифференцированная.

Тип  урока: комбинированный.

Термины и понятия: Сельва, Кампос, Льянос, Пампа, эндемики, энифиты, ходульные корни, антропогенные комплексы, высотная поясность.

Номенклатура: Льянос, Ориноко, Гран-Чако, Атакама, Патагонская пустыня.

Имена: А. Гумбольдт, Г. Бейтс (английский натуралист, исследователь Амазонки)

Справочно-информационный материал: см. Приложение.

ХОД УРОКА

I.   Организационный  этап.

II.  Этап проверки домашнего задания.

1. Индивидуальная работа.

Разноуровневые  карточки  для  учащихся.

Для учащихся  I группы:

– Используя карту, объясните причины значительной высоты горной системы:

а) с точки зрения строения земной коры;
б) с позиции теории движения литосферных плит.

Для учащихся  II группы:

– Определите, как и в чём проявляется влияние рельефа на реки Южной Америки.

Для учащихся  III группы:

– Какие основные элементы земной коры формируют материк? Каким образом они выражены в рельефе?

2. Географический диктант на контурных картах.

1) Амазонка                                                 7) Риу-Негру
2) Титикака                                                  8) Игуасу
3) Анхель                                                     9) Ориноко
4) Сан-Франсиску                                       10) Поопо
5) Маракайбо                                              11) Мадейра
6) Парана                                                     12) р. Парагвай

3. Фронтальный опрос.

– Объясните причины сильной влажности Южной Америки.
– Какова роль рельефа в  формировании речной сети?
– В чём отличие и сходство речных систем Южной Америки и Африки?

III.  Этап  подготовки  учащихся  к  усвоению  новых  знаний

1. Объяснение учителя с использованием таблиц, учебных картин.

– Природа Южной Америки очень своеобразна. Наряду с растениями, которые растут в Африке и в Австралии в Южной Америке есть свои виды – каучуконос, гевея, дерево какао, хинное дерево. Южная Америка – родина многих культурных растений. Своеобразен и животный мир. Некоторые животные – муравьеды, броненосцы, пумы – встречаются почти во всех зонах материка.

2. Просмотр видеофрагмента «Южная Америка»

Проблемные  вопросы  перед просмотром.

– От чего зависит разнообразие природных зон?
– Что такое «широтная зональность?»

3. Работа с новыми терминами и понятиями.

Таблицы и картины.

4. Работа с картами «Природные зоны мира».

Определение состава приёма характеристики природной зоны.
– Что такое «природная зона»?
– Какие природные зоны есть на материке?
– Как ГП влияет на климат, на почвы, на растительность и животных и в целом на  природную зону?

5. Работа в группах с применением карт атласа.

Составление характеристики природных зон по плану на стр. 278.

I группа                                     II группа                              III группа
Экваториальный лес                саванны                                 пампа

– Какие природные зоны занимают наибольшую площадь и почему?
– Дополнительная информация о сельве. (См. Приложение).

6. Анализ таблицы «Высотная поясность Анд» и  рис. учебника стр. 157.

– Что называют высотной поясностью?
– От чего она зависит?
– Какие компоненты наиболее заметно сменяются при подъёме от подножий гор к вершинам?
– Через какие климатические пояса протянулись Анды?

IV. Этап  закрепления  новых  знаний

1. Работа с комплексной картой

– В каких природных зонах расположены национальные парки?
– Где их больше? Почему?

2. Работа с контурными картами по группам

Учащимся  III группы  нанести на контурную карту природные зоны   Южной Америки.
Учащимся  I  и  II  групп  сравнить, как располагаются природные зоны в   Южной Америке и Африке.

– Каковы различия в количестве зон, их размещении и природе этих двух материков?

3. Вопросы на стр.159.

V. Этап  информации  учащихся  о  домашнем  задании

Прочитать статью 156-158, а учащимся I и II групп  записать в тетрадь особенности высотной поясности.

Приложение

Справочно-информационный материал

Сельва – самый большой по площади массив дождевых лесов на Земле, с самым богатым и разнообразным растительным миром.
Атакама – одна из самых засушливых пустынь мира.
Виктория амазонская – самое большое амазонское растение, диаметр её листьев достигает 2 м.
Орхидеи с самыми крупными (диаметр 90 см) и самыми мелкими (диаметр 1 мм) цветами.
Колибри – самая маленькая птица (вес 1,6-1,8 г, длина 5,5 см ).   
Гоацин – единственная птица, чьи родившиеся птенцы имеют 2 пальца с когтями на концах крыльев.
Птицеед – самый большой паук, до 28 см.
Мегалопрепус – самая большая стрекоза с размахом крыльев 19 см.
Сколопендра – самая большая (27 см длиной) многоножка.
Жук-геркулес – самый большой жук в мире, длина его тела 20 см.
Лонгипен – самый крупный таракан, длина тела до 10 см.
Анаконда – самая тяжёлая змея. Она достигает длины 8,5 м и весит до 230 кг.
Пиранья – самая опасная рыба, единственная охотящаяся стаей.
Угорь – рыба с самым сильным электрическим зарядом (до 650 в).
Капибара – самый крупный грызун весом до 100 кг и длиной 1 м.
Карликовая игрунка – самая маленькая обезьянка весом 50-70 кг и ростом до 30 см.
Ленивец – самое маленькое млекопитающее. Скорость его передвижения – 2,5 м в мин.

Дополнительная информация.

Сельва

«Как же выглядит знаменитый лес? Прежде всего в нём относительно светло. Структура его такова, что громадные и тенистые деревья растут не скученной массой, а разбросаны. Благодаря этому солнечные лучи проникают до самой земли и освещают нижние ярусы. Леса Амазонки – это страна лиан. Они стелются по земле, взбираются на стволы, перебрасываются с ветки на ветку, с одного дерева на другое, снова сползают на землю, исчезают в чаще. Иные предательские лианы так крепко опоясали стволы, что деревья, задыхаются в этих смертельных объятиях, спустя несколько лет погибают. Самая страшная из всех опасностей – заблудиться в лесу. Ни один индеец не рискнёт отправиться в глубь леса, не оставив за собой нити Ариадны – отметки на деревьях. Без таких отметок ему не выбраться из лесу…» (А. Фидлер).