Развивающие коррекционные возможности фольклорных форм в работе с малышами по развитию речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что замечено народом, что народом сохранено.

Фольклор – это народная мудрость, это душа искусства, это сама жизнь и создан он для жизни. Веселые песенки, заклички, песенки-прибаутки – непревзойденный шедевр народного творчества, который притягивает своим лиризмом, юмором, напевностью, теплотою, нежностью, умиротворением и спокойствием.

Детский фольклор – благодатная почва для интеллектуального, социального, эмоционального и личностного развития детей.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослым. Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с народных песенок, незатейливых пестушек, приговорок, потешек, прибауток. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность таких форм фольклора привлекает детей, вызывает желание повторять их, приплясывать, прихлопывать, заучивать, что в свою очередь способствует формированию разговорной речи, оказывает влияние на словесное творчество.

Младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка активно формируются наглядно-образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

В два года начинается активное познание окружающего мира: развитие познавательной деятельности, любознательности, речи, движений, а главное – дети начинают овладевать средством общения – речью. Словарный запас детей этого возраста еще не велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому малые фольклорные произведения как раз соответствуют уровню развития детей.

Простота и мелодичность звучания, незатейливость текста, возможность обыграть и заразить своим весельем, дают возможность активно использовать устное народное творчество в работе с малышами.

Простая забава, фольклорное словесное творчество легли в основу нашей работы по формированию у детей группы первоначальных навыков в художественно-речевой деятельности, стали помощниками в овладении родным языком.

Понять мир народного творчества помогает специально собранный иллюстративный материал, подборка книг для занятий и антураж игровой деятельности: домик, колодец, скамейки, ворота, заборчик – это помогает окунуться в мир, запечатленный в словах произведений народного творчества. Эпизодическое внесение тканевых ковриков, дорожек, сундучка со “сказками” и интересными вещами, ларца с загадками, кроватки с младенцем, предметов быта (горшочек с большой деревянной ложкой, посуда) – всё это оживляет общение, создает своеобразный диалог между прошлым и настоящим, помогает ввести детей в игровую ситуацию фольклорного произведения, создает настрой на эмоциональный контакт между ребенком и взрослым, создать настроение мажора – одно из условий полноценного развития ребенка.

Для привлечения внимания к восприятию фольклорных текстов, формирования у малышей умения слушать и слышать, подбираю потешки с игровым действием – простые, короткие, с четким ритмом, побуждающие к действию, ищу соответствующие интонации: колыбельную произношу напевно, ласково, негромко; веселую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой; пестушку – естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса; при чтении небылицы в голосе взрослого должно быть удивление.

Потешка - это средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте русского слова. Всем известна истина: что интересно, то легко запоминается и дольше сохраняется в памяти. А чтобы легче запомнилось, текст проговариваем и сопровождаем действиями, используя так называемый прием “живой картинки” или обыгрываем его в игровой деятельности и на занятиях, в коррекционных гимнастиках (пальчиковых).

Киска, киска, киска брысь…
Сорока-ворона кашу варила…
Жили-были зайки на лесной опушке…

Водичка, водичка…
Расти коса…

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешки, прибаутки, песенки, байки, дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь, активно качая куколку, приговаривают: “Баю-баюшки-баю…”; во время кормления повторяют: “Умница, Катенька, кушай кашку сладенькую”; во время умывания проговаривают: “Чистая водичка моет Саше личико, Алиночке – ладошки”; и одновременно учатся определенной мудрости:

- колыбельная предупреждает об опасности: “Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…”;

- и, наоборот, учит, чего не надо бояться: “Спи, Машенька, засыпай, крепко глазки закрывай, а вы, котики, не спите, нашу Машу сторожите”.

Это первые “уроки” доброты и ласки.

Сопровождая действия малыша словами игровой песенки, радующей его, мы приучаем его вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, темп, громкость, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Ребенок слышит слова по звучанию почти одинаковые, а по смыслу – разные (мальчик-пальчик, пел-ел, наша-Маша). То стоят совсем рядом, то рифмуются, отличаются друг от друга всего одним звуком. Их звучность привлекает детей, вызывает желание повторять то, что способствует развитию разговорной речи, слухового восприятия.

Прибауткой побуждаю малыша произносить трудное для него звукосочетания, подбираю потешки, где слог находится под ударением, следовательно – выделяется голосом и хорошо улавливается слухом (на звукосочетание ДИ)

Заинька, выйДИ в сад,
Серенький, выйДИ в сад,
Заинька-заинька, выйДИ в сад,
Серенький-серенький, выйДИ в сад!

Чтобы закрепить звукосочетание КИ, читаю потешку:

КИска, КИска, КИска – брысь…

Для закрепления умения произносить звукосочетание согласных М, Н, Т, Р с гласным У читаю потешку:

Ранним-рано по утру
Петушок: “Ту-ру-ру-ру.
А коровки ему в лад:
“Му, му, му, му!”

Эффективен в этой работе метод пения потешек, содержащих в своих текстах набор желаемых звуков, т.к. во время пения ребенок не акцентирует внимание на данном звуке и свободно произносит его.

Фольклорный материал благодатен для развития фонематического слуха, слухового внимания, готовит к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усвояемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных звуков, то и дело слышаться в песенках:

 

На печи – калачи, как огонь горячи…
Чики-чики-чикалочки…
На лошадке в красной шапке…
Скок-поскок, сколочу мосток…
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок…

Научившись различать выразительность забавных звуковых сочетаний, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий, обогащает и звуковую культуру речи.

Для обогащения словарного запаса детей использую заклички: “Солнышко-ведерышко”, “Дождик-дождик”, “Радуга-дуга”. Очень важно, чтобы дети вслушивались в звучание родной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птица-синица, кисонька-мурысенька, курочка-хохлатка, курочка-мохнатка, курочка-пеструшечка – такое множество слов к одному слову “курочка”. Ну, где же ещё почерпнуть дети красоту звучания этих слов, как не в великих малых фольклорных произведениях?

Фольклорные прибаутки, стихи из 2-4–х, реже – восьми строк – это яркие словесные картинки; им характерны ласковые слова, добрые прозвища, которые мы вводим в словарь детей (котя-коток; котя-котенька; курочка-тароторочка) – они лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, объем, цвет и даже вкус, движение. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей и мелкой моторики.

Яркое общение с малышами и фольклорно – игровое занятие не может обойтись без прибауток – звучащих динамических “картин”. Они являются “строительным материалом” речи в самостоятельной творческой продуктивной деятельности, инсценировании, т.к. легко обыгрываются:

Собака на кухне пироги печет,
Кот в углу сухари толчет,
Кошка в окошке платье шьет,
Курочка в сапожках избу метет.

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у петушка – “золотой гребешок и шелкова бородушка”, гуси у бабуси – “один – серый, другой – белый”; звучные эпитеты и динамические образы – все наполнено светом и радужным многоцветьем: “солнышко - колоколнышко”, щедро льющее “золото в окошки”; петушок, который “рано встает, голосисто поет” и т.д.

Солнышко – золотое донышко,
Солнышко – молодое зернышко…

Зачины, словесный материал устного народного творчества игривы, сопровождаются веселыми моментами и лежат в основе используемых нами игр. Любимы детьми группы игры: “Огуречик, огуречик…”, “Мыши водят хоровод”, “У медведя во бору”; хороводные игры: “Каравай”, “Хороводная-огородная”, “Куколка-матрешка”, “Заинька – походи…”.

Таким образом, игровые занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.

Дети всегда рады приходу ряженных взрослых. С интересом рассматривают костюм бабушки Забавушки, её корзиночку, с которой она пришла. Приподнятое настроение вызывает у детей желание общаться с бабушкой, рассказывать ей о козе, сороке-белобоке, котике; играть “ладушки”. Особенно большую радость дети проявляют в повторных встречах с игрушками-персонажами, встречаясь уже со знакомым им текстом.

На глазах детей и вместе с детьми разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д. настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства – вот в чем особенность и приоритет фольклорных занятий.

Фольклорно-игровые занятия с использованием малых фольклорных форм в младшей группе – это всегда приятные для малыша моменты, это эмоциональный контакт речевого общения, которые так необходимы для его развития, это провоцирование пальчиковых игр, двигательной деятельности, пробуждение чувств ребенка.

Мы убедились, что, являясь средством развития и коррекции речи, поведения, личности ребенка, - произведения малых фольклорных форм в каждой своей строчке несут особое настроение и законченный сюжет. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты вызывают у малышей радость, эмоциональный душевный отклик.

Неоценима корригирующая роль малых фольклорных форм. Они оказывают врачующее действие на детскую душу, что так важно в первые годы жизни малыша и пусть уже в самом начале путь будет освещен солнцем народного творчества.