Урок обществознания, 5-й класс. Тема: "Прогресс"

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель: дать понятие «прогресс», исследовать формулу ускорения прогресса, выявить последствия прогресса на людей.

Задачи:

  • Формировать навыки работы с иллюстративным рядом
  • Учиться выделять главное, делать выводы
  • Применять полученные знания при выполнении практических заданий

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник А.Кравченко «Обществознание», 5 класс

Ход урока

1. Понятия «технический прогресс» и «социальный прогресс».

Используя слайды презентации (2-12) – иллюстративный ряд, учащиеся самостоятельно формулируют понятия «технический прогресс» и «социальный прогресс».

Сравнивают определения, сформулированные самостоятельно, с научными формулировками. Делают записи в тетрадях.

2. Понятия «прогресс» и «регресс».

Учитель даёт определение понятия «прогресс» (слайд 13) . Учащиеся записывают определение в тетрадь.

- У понятия «прогресс» есть антоним «регресс». Зная определение «прогресс», самостоятельно сформулируйте понятие «регресс». Сравните данное вами определение с научным (слайд 14). Запишите в тетрадь.

- Давайте наглядно продемонстрируем с вами сущность новых для вас понятий.

Встаньте и сделайте шаг вперёд. Это и будет наглядным представлением понятия «прогресс».

Но всегда ли мы делаем шаги только вперёд?

Давайте попробуем отступить назад. Вот так и в истории человечества происходили такие шаги, которые отбрасывали назад целые страны, народы.

Как называется такой процесс?

Физкультминутка – слайд 15

(Используется песня из к/ф «Приключения Электроника»).

Задание для учащихся:

- Используя определения «прогресс» и «регресс», изобразите графически данные понятия.

- Проверьте выполнение работы – слайд 16.

- Как вы думаете, что объединяет понятия «прогресс» и «регресс»? (слайд 17)

- Что их отличает друг от друга?

Практикум «В мире вещей» (слайд 18)

1. На «Ленте времени» подписать вещи, которыми пользовались и пользуются разные поколения.

2. Сделать вывод(ы). При затруднении можно использовать учебник, стр. 13.

 

3. Формула ускорения прогресса

На основе практикума ученики сами формулируют вывод о том, что человеческая история представляет собой прогрессивно ускоряющийся процесс.

- Проведём маленький эксперимент: представим, что всё развитие человечества помещается в четырёх стенах нашего класса, это его условная длина. Так три стены – это история каменного века и только одна, последняя вмещает в себя все остальные периоды истории.

(Слайд 19)

Для отдыха учащихся вместо физкультминутки используются анекдоты по теме «Прогресс» (слайд 20).

4. Противоречия прогресса (слайды 21-25)

Перед учащимися ставится вопрос: по какому пути идёт общество: прогресса или регресса? (происходит обмен мнениями).

Иллюстративный ряд помогает учащимся прийти самостоятельно к выводу о противоречивости прогресса.

Заполняется таблица (слайд 25):

Противоречия прогресса

«плюсы» прогресса (какую пользу приносит прогресс?) «минусы» прогресса( какие опасности приносит прогресс?)
   

- Как же определить: что прогрессивно, а что – нет?

Учёные предлагают различные критерии прогресса (слайд 26).

- Выберите тот критерий, который, на ваш взгляд, является универсальным. Объясните свою точку зрения.

5. Итог урока.

- Послушайте старинную притчу (слайд 27).

- В чём её смысл?

6. Домашнее задание (слайд 28).

  1. Учебник, параграф № 2.
  2. Описать общество будущего (сочинение, рисунок, коллаж)

Список литературы

  1. Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
  2. Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.
  3. http://turaf.ru
  4. Обществознание,5 класс. Поурочные планы. Составитель Е.Н.Сорокина, изд-во «Экстремум», 2006.
  5. Учебник А.Кравченко «Обществознание», 5 класс, изд-во «Русское слово», 2007.