Урок литературного чтения в 4-м классе. "Ю.Олеша. "Три Толстяка"

Разделы: Начальная школа


Предмет: литературное чтение по учебнику «В океане света» часть 2, авторов – Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., образовательная программа «Школа 2100».

Класс: 4

Тема урока: Ю. Олеша из книги «Три Толстяка». Кукла с хорошим аппетитом.

Цели урока: начать знакомство с творчеством Ю. Олеши, ознакомить учащихся с отрывком из сказки, отрабатывать навыки чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость, продолжить обучение элементарному анализу текста; развивать связную монологическую и диалогическую речь, память, творческое мышление, внимание, воображение, навыки самостоятельной работы с книгой; способствовать развитию читательской самостоятельности и активности учащихся, развивать читательский интерес, кругозор учащихся; воспитывать трудолюбие, усидчивость, ответственность дисциплинированность, настойчивость; развивать силу воли, умение преодолевать трудности, навыки культуры общения, интерес к литературе как к художественной культуре; желание познания неизвестного.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные, эвристические.

Психологический аспект: учет возрастных особенностей детей, создание благоприятного психо-эмоционального фона.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная работа, работа с текстом, индивидуальное и выборочное чтение.

Оборудование: портрет Ю. Олеши, роман-сказка «Три Толстяка», фотографии персонажей из сказки – Приложение 1 и Приложение 2, магнитофон, записи песен, компьютерная презентация.

Комментарии: урок является первым из серии уроков по данному произведению, несет в себе ознакомительную функцию вхождения в произведение. Произведение революционного характера, необычен и его жанр – авантюрно-приключенческий роман – сказка, сложное для восприятия детей, но доступное им. Выставление отметок за урок не предполагается, так как прозвучат свободные высказывания детей, их мнения, личные впечатления. Будет использован прием становления рефлексивной самооценки учащихся. Этап проверки домашнего задания будет отсутствовать, так как не было задано учителем, работающим в данном классе. Урок проходит в виде путешествия в сказку, где учитель вводит ребят в произведение, знакомит с главными героями и строит дальнейшую работу по тексту, данному в учебнике. Эврика – открытие неизвестного автора-сказочника Ю. Олеши детьми. Домашнее задание будет состоять из поиска ответа на проблемный вопрос: почему читаемый отрывок из сказки «Три Толстяка» Ю. Олеши назван «Кукла с хорошим аппетитом», дочитав отрывок, дети сумеют найти ответ на поставленный вопрос.

Ход урока 

I. Организационный момент. Психологический настрой детей на успешную работу.

(Звучит фонограмма песни “В гостях у сказки”)

– Здравствуйте, дети! У нас сегодня необычное начало урока и урок будет необычным. Мы видим друг друга в первый раз, вы знаете, я немножко волнуюсь. Но я верю в себя, я верю в вас, у нас получится замечательный урок. Скажите про себя эту фразу (говорят), теперь скажите вслух (говорят), а я верю в вас. Приглашаю в путешествие!

II. Вводная беседа.

– Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей.

– Ребята, согласны ли вы с этими словами? (ответы детей)

– С кем водятся волшебники?

– Где можно встретить волшебников?

– Как вы понимаете пословицу: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок?”

– Каких писателей-сказочников знаете?

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке вы откроете для себя еще одного писателя-сказочника и узнаете о его замечательной сказке, известной всему миру. Это Юрий Карлович Олеша.

IV. Рассказ учителя об авторе и знакомство детей с произведением (заочное)

– Детство Ю.К. Олеши прошло в Одессе. Его отец – бедный польский дворянин, а мама – простая верующая женщина. Маленький Юрий с детства проявлял интерес к чтению. Писать стихи начал рано, еще учась в гимназии. По окончанию гимназии поступил в университет, получил профессию юриста. Позже переехал в Москву. Работал журналистом, писал стихи, статьи для журналов и газет, пьесы и сценарии. Писатель жил в очень сложное время, когда власть в стране принадлежала богачам и помещикам. Простому народу приходилось много работать, а жили люди впроголодь, в нищите. Рабочих обижали, не платили им деньги за труд. Писатель с сочувствием относился к простому народу, он и сам жил в нищите и не мог с этим мириться. Так возникла идея написать роман-сказку для детей “Три Толстяка”. Автор хотел рассказать, как тяжело живется рабочим и крестьянам. Как несправедливы и жестоки к ним богачи. И как народ борется с со злом и обманом. Эта сказка была переведена на 17 языков мира, она много раз переиздавалась, по ней сняты кинофильмы и мультфильмы. Я приглашаю вас в путешествие по Городу Трех Толстяков.

– Мы с вами прочитаем только отрывок из сказки, но чтобы понять, о чем идет речь, я расскажу вам о предшествующих этому событиях. (рассказ учителя по содержанию сказки, сопровождается показом фотографий героев)

V. Физпауза.

– Суок очень любит сочинять песенки и танцевать, давайте и мы вместе с ней отдохнем и потанцуем.

VI. Работа по тексту учебника.

а) чтение 1 части учителем или хорошо читающими детьми;

б) вопросы по содержанию, выборочное чтение;

– Как ждет наследник Тутти прибытия куклы? ( с волнением, с радостью, с нетерпением)

– Почему рядом с ним именно учитель географии? (зачитайте)

– Какова задача у учителя гимнастики? (подтвердите словами из текста)

– Для кого прибытие куклы было восхитительным? Почему?

в) чтение 2 части детьми по цепочке;

г) анализ прочитанного, упражнение в выразительном чтении;

– Что помогло Суок играть роль куклы? (она была цирковой артисткой)

– Каким чувством наполнена сцена появления Суок во дворце? (восторга, любования)

– Кто ею любуется?

– Прочитайти выразительно описание куклы-Суок, передайте чтением восторг и восхищение, которые испытывает Тутти.

– Каким Суок увидела Тутти?

– Таким ли она его себе представляла?

– Что вы узнали о наследнике Тутти из этой части текста?

VII. Обобщающая беседа.

– Случайно ли появилась во дворце живая кукла?

– О каких еще героях сказки узнали?

– Кто вам симпатичен, кто противен? Почему?

– Какого писателя-сказочника открыли для себя?

– Захотелось ли вам прочитать всю сказку?

– Все ли вам понятно по содержанию сказки?

– А у меня к вам есть вопрос, он будет являться вашим дом. заданием.

VIII. Домашнее задание.

– Почему отрывок из сказки, который мы начали читать называется “Кукла с хорошим аппетитом?”

– Дома вы прочитаете 3 и 4 часть и постараетесь найти ответ на этот вопрос.

IX. Рефлексия.

– Наше путешествие в Город Трех Толстяков сегодня подходит к концу.

– Ребята, за что вы можете похвалить своих одноклассников?

– А себя?

– А меня?

– Спасибо вам за урок, я желаю вам интересных путешествий по страницам книги Ю.Олеши «Три Толстяка».