Внеклассное мероприятие по литературе "Мне о России нужно говорить…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  1. Обобщение изученного по теме “Образ Родины в русской литературе”.
  2. Развитие навыка выразительного чтения, совершенствование дара художественного слова
  3. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства сопричастности истории.

Оборудование:

  1. Декорация – фотообои “Березовое лето”
  2. Фонограмма “Звуки леса. Птицы”
  3. Фонограмма – Vanessa May “Шторм”
  4. Фонограмма “Ой при лужку…”
  5. Аудиозапись закадрового текста

ПРОЛОГ

1. Закадровый голос (фон – звуки леса, птицы):

О России петь, что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть…

(И. Северянин )

  1. Исполнение песни “С чего начинается Родина”
  2. Номер дополняют сценки из школьного детства, юности (дети играют в классики; звенит звонок; первоклассники с букетом наперевес идут в школу, окружают учительницу, сидящую за рабочим столом; повзрослевшие дети танцуют вальс).

  3. ВЕДУЩИЕ: Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.
  4. – Понятие “Родина” имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал свои первые радости и неудачи.

    – Ведь не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою маленькую родину как часть большого Отечества.

  5. Закадровый голос: Мать России целой – деревушка,
  6. Может быть, вот этот уголок…

    Русский народный танец в исполнении учащихся

  7. Звучит стихотворение С. Есенина “Гой, ты Русь моя родная…”
  8. Гой ты, Русь, моя родная,
    Хаты – в ризах образа…
    Не видать конца и края –
    Только синь сосет глаза.
    Как захожий богомолец,
    Я смотрю твои поля.
    А у низеньких околиц
    Звонно чахнут тополя.
    Пахнет яблоком и медом
    По церквам твой кроткий Спас.
    И гудит за корогодом
    На лугах веселый пляс.
    Побегу по мятой стежке
    На приволь зеленых лех,
    Мне навстречу, как сережки,
    Прозвенит девичий смех.
    Если крикнет рать святая:
    “Кинь ты Русь, живи в раю!”
    Я скажу: “Не надо рая,
    Дайте родину мою”.

  9. ВЕДУЩИЕ: – Пожалуй, этими словами Сергея Есенина можно сказать обо всех стихах, что будут звучать сегодня. Они – о пронзительной любви к России, к ее духовному богатству, природе и людям.
  10. – К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб”, стали страной его детства.

  11. Стихотворение С. Есенина “Несказанное, синее, нежное…”
  12. Танец с элементами акробатики “Шторм” (в танце используются гимнастические ленты красного и белого цвета, символизирующие противостояние 1917-21г.г.)

Закадровый голос: Октябрь 1917 года. Революция разделила Россию на красных и белых, своих и чужих. Люди становятся по разные стороны баррикад и, остервенясь, идут друг на друга с оружием.

  1. ВЕДУЩИЙ: О том, что происходило в России, с болью и горечью писал Максимилиан Волошин.
  2. Стихотворение М. Волошина “Темен жребий русского поэта…”

Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца – Русь!
И на дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже подскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной.
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.

  1. ВЕДУЩИЕ: – Многим не было места в советской России, но променять Отечество на чужбину было не просто.

– Даже убежденные противники большевиков считали унизительным бегство с родной земли, но другого выхода у многих из них не было.

  1. Звучит эмигрантский романс “Белые на синем” под аккомпанемент гитары.

Ах, какие белые на синем
Пароходы уходили вдаль,
Увозили на борту Россию,
Ах, поручик, как вам было жаль.

Весь потертый и совсем не модный
Ваш мундир, что с кожей сросся вдрызг.
Над Россией стон стоял народный,
Вы меняли родину на жизнь.

Уплывала, таяла Россия,
Памятью и болью становясь.
Ах, какие белые на синем
Чайки, плача, провожали вас.

Но, поручик, вы не хмурьте брови.
Выпьем мы за Родину до дна.
На мундире вашем капли крови,
Будто за Россию ордена.

Знаю, встретимся в кафе парижском,
По улыбке я вас отличу.
Да, поручик, вы устали слишком,
Через годы шепотом кричу:

Да, Голицын, вы России символ.
За спиной сожженные мосты.
Ах, какие белые на синем
Ночью о России снятся сны.

Ах, какие белые на синем
Всем нам о России снятся сны…

Номер дополняет действие на сцене: Кафе в Париже. За столиками сидят кавалеры и дамы, официантка обслуживает гостей, отдельно один сидит молодой человек, эмигрант из России, прислушивается к словам звучащей песни.

  1. ВЕДУЩИЙ: Пронзительная грусть об утерянной России сквозит в письмах, стихах, романах Владимира Набокова.

Закадровый голос: “Мама, милая, вчера я проснулся среди ночи и спросил у кого-то – сам не знаю, у кого – у ночи, у звезд, у Бога, неужели мы и в самом деле больше никогда не вернемся, неужели все и в самом деле кончено, стерто, уничтожено?.. Мама, мы ведь должны вернуться, правда, не может быть, чтобы все это умерло, обратилось в прах – подобная мысль может свести с ума! Мне так хочется описать каждый кустик, каждую веточку в нашем чудном порке в Выре – этого никому не понять…” (Из письма В. Набокова матери)

Посетители кафе уходят. Герой встает из-за стола, читает стихотворение Набокова “К родине”

Ночь дана, чтоб думать и курить
и сквозь дым с тобою говорить.
Хорошо… Пошуркивает мышь,
много звезд в окне и много крыш..
Кость в груди нащупываю я:
родина, вот эта кость – твоя.
Воздух твой, вошедший в грудь мою,
я тебе стихами отдаю.
Синей ночью рдяная ладонь
охраняла вербный твой огонь.
И тоскуют впадины ступней
по земле пронзительной твоей.
Так все тело – только образ твой,
и душа, как небо над Невой.
Покурю и лягу, и засну,
и твою почувствую весну:
угол дома, памятный дубок,
граблями расчесанный песок.

  1. Ведущий: Оказалась в эмиграции и Марина Цветаева. За пределами России Цветаева остается беззаветно любящей свою Родину.
  2. Звучит стихотворение М. Цветаевой “Тоска по родине…”
  3. ВЕДУЩИЙ: Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество

Не раз приходилось русским воинам защищать родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

  1. Действие на сцене: Выходят раненые солдаты, девушка-санинструктор.

Девушка читает стихотворение Ю.Друниной “Родина”

И откуда вдруг берутся силы
В час, когда в душе черным-черно.
Если б я была не дочь России
Опустила руки бы давно.
Опустила б руки в сорок первом.
Помнишь, заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки, раны, пепелища…
Память, сердце мне войной не рви,
Оттого, что я не знаю чище
И острее к Родине любви.
Лишь любовь давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я не верила в Россию,
То она не верила б меня.

Исполняется песня “Последний бой” под аккомпанемент гитары.

  1. Закадровый голос:

Кто сказал, все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя,
Кто сказал, что земля умерла?
Нет. Она замолчала на время.

ВЕДУЩИЕ: Несмотря на все пережитое страной в 20 веке, все так же поют птицы, шелестят березы, слагаются стихи.

Любовь к Родине, ее истории, жгучая, кровная связь с природой и людьми стала главным содержанием поэзии Николая Рубцова.

  1. Звучит стихотворение Н. Рубцова “Видения на холме”.
  2. Заключительная песня “Березы” (из репертуара группы “Любэ”).