Урок русского язык в 11-м классе "Разбор заданий ЕГЭ (орфоэпия, орфография, синтаксис, анализ текста)"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • повторить орфоэпические, орфографические, синтаксические нормы;
  • учимся писать вступление к сочинению (вариант С);
  • уметь формулировать основные проблемы текста;
  • уметь формулировать позицию автора;
  • создать условия, способствующие формированию нравственной личностной позиции, устойчивого познавательного интереса учащихся.

Ход урока

Работа по группам (разбор подготовленных вопросов по орфографии и синтаксису)

Орфоэпическая разминка

Все задания орфоэпической разминки проводятся с использованием интерактивной доски

1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

ЖалюзИ

цЕмент

докумЕнт

тОртов

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

около пятисот находок

опытные диспетчера

двое девочек

более культурный

3. Когда НЕ со словами пишется раздельно?

(НЕ)лепое подозрение

никогда (НЕ)был

(НЕ)долго, а быстро

вовсе (НЕ)грустный

4. Объяснить правописание Н-НН

Плетё…ая корзина

Застеклё…ый шкаф

Сочинение написа…о

Опубликова…ая статья

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

Повер…шь, увид…вший

Накол…шься, замасл…нный

Вычерт…шь, вытерп…шь

Стел…шь, обиж…нный

6. Укажите, на месте каких пропусков нужно поставить запятые.

Лес(*)наряженный в серебристый иней(*) окружил нас(*)потряхивая(*) заснеженными верхушками.

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слегка улыбнувшись,

  • у меня закружилась голова.
  • можно очаровать окружающих.
  • я медленно поднял глаза.
  • вспомнилось о прошлом.

(Деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол-сказуемое, обозначающее основное действие должны относиться к одному и тому же лицу, выраженному подлежащим)

Подведение итогов разминки

После выполнения 6 и 7 заданий учащиеся работают в группах и сдают работы учителю на проверку

Правильно расставить знаки препинания

1 группа - Воробей(1)неожиданно взлетев(2)исчез в светлой зелени сада(3)прозрачно сквозившей(4)на предвечернем небе.

2 группа –Посеребрённые росой(1)листья(2)чуть заметно колыхались(3)сбрасывая влажную пыль(4)и(5)сверкая золотистым блеском.

3 группа – Из липовой аллеи(1)вертясь(2)и обгоняя друг друга(3)летели жёлтые круглые листья(4)и(5)промокая(6)ложились на мокрую дорогу(7)и на мокрую зелёную траву луга.

4 группа – Надсадно гудя(1)машины(20серые от пыли и грязи(3)медленно двигались по шоссе.

Работа с текстом (Приложение №1)

Прочитайте текст и выполните задания:

1. Какие картины запечатлелись в памяти после прочтения текста? Что сфотографировала ваша память?

2. В чём задача данного текста? Ради чего он написан? (Привлечь внимание читателя к нравственным проблемам, воздействовать на него, убедить в необходимости бережного отношения к природе).

3. Какие проблемы поднимает автор в тексте?

  • бережное отношение и сохранение природы,
  • отношение к своей малой родине,
  • проблема чести, ответственности за разрушенный храм

4. Какова авторская позиция, на ваш взгляд?

  • нужно беречь и сохранять природу, чтобы сохранить свою родину
  • не мешать, не ломать, не вмешиваться
  • спасти природу от нашествия варваров.

5. В чём актуальность поднятой автором темы?

-Для чего мы приходим в этот мир?

-В чём смысл нашей человеческой миссии на земле?

6. Как начинается текст?

Что даёт нам почувствовать автор? (Молчание в лесу – это не мёртвое безмолвие, это тишина покоя, поэзии и музыки).

7. Как ведёт себя автор?

(Старается не нарушать неосторожным движением царящего здесь покоя. Именно так должен вести человек, входя в лес: не мешать, не ломать, не вмешиваться).

8. Но вдруг раздаётся выстрел…

Автор сообщает об этом факте внешне бесстрастно. Почему? Неужели сердце автора зачерствело?

(Нет, он просто с горечью осознаёт обыденность этого факта и испытывает мучительную боль, но не знает, как спасти природу от нашествия варваров).

9. Почему «нередкая история» приобретает трагическое звучание?

10. Как вы думаете, кто спросил, кто ответил?

(Этот короткий диалог не сопровождается словами автора. «Зачем? - спрашивает лес, убитая птица, тишина).

11. Поучительна ли эта история для семнадцатилетнего парня? Докажите.

12. Есть ли ответ на вопросы, которые автор задаёт в конце текста?

( Ответа нет . Ответственность ложится на тех, кто не научил мальчишку беречь этот мир и ценить его красоту. Отвечать на эти вопросы нам приходится своими поступками ).

Многие писатели и поэты поднимают эту проблему в своих произведениях. Я предлагаю вам послушать стихотворение Э.Асадова «Царица-гусеница».

Работа над вступлением к сочинению

Как можно начать сочинение?

  • риторическим вопросом, отражающим главную проблему
  • лирическими размышлениями (цитата)
  • предложением, в котором выражена главная мысль
  • изложить свою позицию во вступлении
  • замечания по проблеме, поднимаемой автором

Самостоятельная работа ( Ещё раз прочитайте текст)

Далее ребята самостоятельно работают по написанию начала сочинения.

1 группа - риторическим вопросом, отражающим главную проблему

2 группа - лирическими размышлениями (цитата)

3 группа - предложением, в котором выражена главная мысль

4 группа - изложить свою позицию во вступлении

Чтение работ учащихся

1. Саша Никитина. «Риторический вопрос, кто же должен научить их беречь и любить природу, радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? – позволяет автору выразить главный аспект в рассматриваемой проблеме.

2. Женя Овсянников. В.Песков посвящает свою статью одной из наиболее злободневных проблем нашего времени. Уничтожение природы стало настоящей бедой современного общества.

3. Саша Вагайцев. В своей статье автор рассказывает нам драматическую историю. Она показывает, к каким гибельным последствиям могут привести необдуманные поступки. Страшно, что случилась история, к сожалению, нередкая.

4. Лена Головатова. Если спросить любого из нас, любишь ли ты родину, то, наверное, все мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что родину надо любить, что она у нас одна. Но очень часто за красивыми словами не скрывается никакого чувства. Любить родину – значить любить её культуру, природу. Любил ли семнадцатилетний парень свою родину? Я думаю любил, но…

5. Антон Жихарев. Я не считаю, что проблема, которую поднимает автор текста, актуальна на сегодняшний день. Ведь, действительно,случилась история очень нередкая. Оглянитесь вокруг. Почему меня должны волновать птица в лесу, тишина, прилёт журавлей, которых я никогда не видел. Наверное, больший трепет и раздражение вызывает мусор на улицах и в подъездах, пек из заводских труб.

6. Ксюша Шкавира. Я считаю, что тема заявленная в тексте, действительно важная и актуальная. Быть человеком удаётся не каждому.

- Зачем? - спрашивает лес, убитая птица, тишина.

- А просто так…

И мне хочется заплакать, закричать: «Как спасти природу от таких варваров?»

Подведение итогов

Самооценка

1. Как я работал?

2. -МЫ – насколько мне помогли одноклассники и учитель

3-3

4-10

5-4

     3----

4-6

5-11

3. Как я готов к ЕГЭ

3-1

4-14

5-2

В этом учебном году17 человек моего класса сдавалиЕГЭ. Все 17 поступали по результатам ЕГЭ. 11 из них учатся на бюджете.