Урок обучения чтению в 1-м классе по теме: " Закрепление изученного о согласных звуках и их буквах"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания о согласных звуках и соответствующих им буквах.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать полученные знания о согласных звуках и соответствующих им буквах.

- формировать умение выделять звуки в слове и давать им характеристику (проводить фонетический разбор);

- формировать навык слогового вдумчивого чтения;

- обогащать словарный запас учащихся и развивать устную речь.

2. Формировать умение ставить цель деятельности, проводить самооценку и контроль, проводить рефлексию, ставить задачи.

3. Воспитывать у детей уважение к каждому человеку и его мнению, доброжелательность и благодарность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию.

Сегодня особенный урок мы с вами заканчиваем первую часть “Букваря”.

Сегодня на уроке мы будем повторять изученные звуки и буквы, которые их обозначают.

- Прочитайте тему нашего урока. (На доске вывешена тема урока с пропуском слова)

Повторение _____________ звуков

- Какие звуки бывают? (Глас. и согл.)

- А вот какие звуки будем повторять вы определите сами.

(На доске вывешены ряды букв. Необходимо найти лишнюю букву)

- Какая буква здесь лишняя?

М Л а Р Н В (а – буква гласного звука, маленькая)

Т К П УС (У – буква гласного звука)

Какие у нас остались буквы? Давайте их назовем.

Какие звуки обозначают эти буквы? (Согласные)

- Кто назовет тему урока?

Значит, какие звуки мы будем повторять? (Согласные звуки)

III. Работа по теме урока.

1. Повторение изученного.

Что мы уже знаем о согласных звуках? (Тв. и мяг., зв. и гл.)

На какие две группы (:)-ы буквы согласных звуков на доске? (Зв.тв., зв. мяг. и гл. тв., гл. мяг.)

Какими ещё они могут быть? (Тв. и мяг.)

Кто может расставить значки? (Один уч-ся – зв., другой уч-ся – гл.)

Давайте проверим все ли изученные буквы согласных звуков мы назвали. Открываем учебник с.90, рамка.

- Ещё раз прочитаем эти буквы.

- Какая буква согласного звука не встретилась в наших столбиках? (-Ш-)

Уч-ся дается карточка с буквой.

- В какую группу ты её определишь?

Никакую. Почему? (Буква обозначает только тв. согл. зв.) Уч-ся у доски создает группу для -ш-.

Мы многое вспомнили о звуках, а теперь поиграем в игру “Поймай звук”

2. Игра “Поймай звук” (на доске обозначение звуков, которые ловят).

- Ловим мягкий звук (карточка на доске).

- Ловим звонкий звук (карточка на доске).

а) Называю звуки: [м]; [р]; [н]; [с]; [с]; [п]; [т]; [т]; [п];

б) [в]; [к]; [т]; [р]; [ш]; [л]; [м]; [с];

3. Отгадывание загадки (составление звуковой схемы слова).

а) Мохнатенький, усатенький,
Сядет – песенки поет. (Котик)

Часто умывается,
А с водой не знается. (Котик)

На доске картинка.

- Коллективная работа.

- Сейчас мы с вами будем составлять звуковую схему слова – котик- к доске идет уч-ся, остальные у себя в тетради (в схеме - деление на слоги, ударение, безударная гласная).

- Работа в тетради.

б) Самостоятельная работа.

Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь)

- Сейчас вы будете составлять зв. схему слова – мышь - самостоятельно в тетрадях.

- Но прежде, чем приступить к работе попробуйте себя оценить.

- На полях поставьте (+), если уверены ,что задание выполните верно, (-), если не сумеешь выполнить задание, (?) - если сомневаешься.

(Двум уч-ся раздается лист, это задание они выполняют индивидуально)

- Сделали, а теперь с соседом обсудите свои схемы, если кто-то не согласен со схемой соседа, объясните в чем его ошибка.

- Те ребята у кого получились одинаковые схемы зажгите “Огонек дружбы”.

- Теперь проверьте, у кого такая же схема – встаньте, а у кого другая сядьте на корточки.

- Рядом с тем знаком который вы поставили перед выполнение задания, если вы задание выполнили верно – (+), если неверно или хотя бы одна ошибка (-).

У кого совпали знаки поднимите руку.

- Молодцы! Вы умеете оценивать свои знания.

4. Чтение слогов с доски.

Теперь потренируемся в чтении (на доске вывешены слоги).

МА; НУ; РИ; КО; ВИ; ЛУ; ЛЫ; МАЛ; МИ; ШИЛ; ЛУК; ША; ТИК; РУ; КА; СУ; НОК,

- Прочитайте слоги в которых все согласный твердый.

- Прочитайте слоги в которых все согласный мягкий.

- Среди записей найдите слова. Из скольких слогов состоят эти слова? (Каждое слово имеет один слог)

- Как вы это определили? (По количеству гласных в слове)

5. Работа по учебнику.

А теперь посмотрите в учебник.

У девочки Маши рассыпались слова. Помогите ей их собрать.

- Уч-ся составляют слова: крошка, крышка, пушка, мишка, сушка, мушка, мышка, вышка, кошка, мошка, шишка.

- Значение всех ли слов вам понятно! (Мушка, мошка, крошка, вышка)

(Показать картинки)

Почему в слове шишка выделили первый слог? (Сочетание -ши-)

Какое вы уже знаете правило правописания -ши -? (Под ударением всегда пиши -ши- с буквой -и-).

На доске вывешивается таблица с правилом.

ФИЗМИНУТКА (музыкальная)

6. Работа в парах. Отработка правильного и быстрого чтения.

(На доске появляется значок будильника)

Что это за знак? (Читай правильно и быстро)

Найдите в учебнике задание с таким значком. (Задание в красной рамочке)

  1. Чтение класса с учителем (карандашом выделяют слоги для чтения).
  2. Индивидуальное чтение.
  3. Чтение в парах.
  4. Проверка чтения.

- А кто-нибудь из вас заметил слово на изученное правило? Что это за слово? (Шишка)

Какое правило здесь используется?

- Какое слово “лишнее”?

7. Работа с текстом учебника с. 91.

1. На доске вывешивается заголовок, вместо слова сорока – картинка сороки.

а) Сегодня мы познакомимся с маленьким рассказом. Его название на доске (вместо слова сорока – картинка).

у ____________ новости

- Попробуйте догадаться о чем будет этот рассказ. (Уч-ся высказывают свои предположения)

- Прочитайте текст и узнаете, какие для вас новости приготовила сорока.

1. Чтение про себя “птичий базар”.

- Правильны ли были ваши предположения?

- Что же нам “Сорока на хвосте” принесла? (Новости)

(О каких новостях сообщает нам сорока?)

2. Чтение текста уч-ся по “цепочке” по вызову.

- Какой значок вы поместили бы рядом с текстом на страничке “Букваря”? (На доску вывешены 2 значка – ученый и художник слова.)

- Этот текст написан ученым или художником слова? (Художником слова)

- Почему вы так решили?

3. Ответы на вопросы

- Как звали мышонка?

- Что делает мышонок? (Зачитай)

-Что делает малыш? (Зачитай)

- Кто спит? (Зачитай)

- А кто шумит? (Зачитай)

Прочитайте предложение, которое относится к левой картинке в нижнем углу; в верхнем углу.

- В какое время суток сорока собирала новости? (Днем - сова хищная птица, которая днем спит, а ночью охотится)

8. Выполнение задания к тексту.

- Какое есть задание к тексту, кто обратил внимание? (Опасные места)

Отмечают “опасные места” в первом предложении.

9. Самостоятельное выполнение (“опасные места”).

10. Проверка.

ФИЗМИНУТКА (изображение лесных жителей)

IV. Закрепление Подведение итогов.

Давайте вернемся к тесту. Посмотрите ещё раз внимательно на текст и скажите, с какого звука начинаются слова в тексте. (Cогласного)

- Кто вспомнит, какую мы ставили цель урока? (Повторить согласные звуки и буквы которые их обозначают)

- Давайте назовем их.

Теперь я буду вам называть слово, а вы будете показывать с какого звука оно начинается. (Уч-ся руками показывают обозначения)

- С каких звуков начинались слова?

V. Подведение итогов.

Давайте повторим все, что вы знаете о согласных звуках.

(На доске вывеиваются обозначения в схеме)

Молодцы ! Вы все очень хорошо работали.

- А кто сегодня ещё лучше стал разбираться в согласных зв. и их буквах, поднимите руку.

- Как вы думаете, мы познакомились со всеми согл. зв. и их буквами? (Нет)

- Значит, какая у нас цель на будущее? Нам есть к чему ещё стремиться.

- Давайте, скажем спасибо I части “Букваря” за помощь в изучении звуков и букв.

- И вот “Сорока на хвосте” вам принесла II часть “Букваря”.