Занятие по развитию речи на тему "Дикие и домашние животные"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • закрепление понятия о диких и домашних животных, умения правильно образовывать притяжательные и относительные прилагательные через работу над сказкой;
  • закрепление умения в назывании имени и отчества людей, а также в употреблении уменьшительно - ласкательных форм существительных;
  • развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей;
  • воспитание заинтересованности в совместном приобретении знаний, положительного опыта от занятия.

Используемые методы:

  • сказкотерапия
  • драмотерапия
  • телесно - ориентированная терапия
  • психогимнастика
  • игротерапия

Оборудование:

  • свеча, спички
  • фотография
  • коробочка с "волшебными предметами": палочка, клубочек, зеркальце, камешек;
  • стол, три стула: большой, средний, маленький; три чашки, три ложки; бочонок с медовым квасом, банка с малиновым вареньем, грибная похлёбка;
  • "кочки болотные" - напольные подушки;
  • изображение необычного животного, изображения диких животных наших лесов, картины с изображением сказок "Всё наоборот".

Ход занятия

Оргмомент. Ритуал "входа" в сказку "Волшебная свеча".

Дети стоят по кругу. Воспитатель вносит зажжённую свечу и предлагает посмотреть на неё:

- Какое чувство вызывает у вас огонь? (Сердечность, теплоту, красоту, восторг, удивление, нежность ...).

Воспитатель предлагает взяться за руки и передать друг другу теплоту и хорошее настроение.

- Займите, пожалуйста удобное место. /Дети усаживаются на стульчики./

Вводная часть. "Прошлое, настоящее, будущее" (работа с фотографией - приём по отработке в назывании имён и отчеств людей и употреблении уменьшительно - ласкательных форм существительных).

Воспитатель показывает портрет с детской фотографией:

Рассмотрите внимательно фотографию. Кто здесь изображён? (Девочка, ребёнок).

Сообщаю, что на фотографии Светлана Анатольевна, когда была ещё совсем маленькой. Как вы думаете, как меня называли в детстве?

(Света, Светик, Светуля, Светлячок, Светочка, Светланка)

Как у Кати зовут маму по имени отчеству? А когда она была маленькой, как её называли? (Женя, Женечка). Опрашиваются 2-3 ребёнка.

Основная часть.

Сюрпризный момент.

- Когда я была маленькая, у меня была вот такая коробочка. Я складывала туда, как мне казалось, волшебные предметы. Воспитатель достает зеркальце.

Я смотрела в зеркало и представляла себя сказочным персонажем, то одним, то другим.

Затем достает "волшебный клубочек"

А вот это у меня был "волшебный клубочек". Если пойдёшь за ним. Он сможет провести нас по своим любимым сказкам. Пойдём за ним?

Работа над относительными прилагательными (относящимся к продуктам питания.

Воспитатель с детьми, вслед за "волшебным клубочком" отправляются к декорации "Три медведя".

Попробуйте угадать, в какой сказке мы очутились?

/Стоят три стула (большой, средний, маленький), стол, на нём три чашки, три ложки/

"Три медведя", верно. Как вы угадали?

Как зовут главу семейства в этой сказке?

Медведь Михайло Потапыч.

Его жену?

Медведица Настасья Петровна.

А малыша?

Медвежонок Мишутка.

Если это семья медведей, как её можно назвать по другому?

Медвежья семья.

Варенье из малины... Как по-другому можно назвать?

Малиновое варенье

Похлёбка с грибами ...

Грибная похлёбка

Квас из мёда...

Медовый квас

Ребята, нам пора. Медведи - то голодные придут из леса. Мало ли что. Нас другая сказка ждёт.

Ой, что это? Болото! Как же нам его перейти? Ах, да, "волшебная палочка" нам поможет!

/Воспитатель достает из своей коробочки "волшебную палочку"/

Я сейчас превращу вас в лягушат.

Физминутка "Лягушата".

Лягушата встали, спинки показали (гладят снизу вверх, сверху вниз) Вот какие спинки, спинки - тростинки.

Лягушата встали, ладошками стучали (похлопывание ладонями по спине) Вот какие спинки, спинки - тростинки.

Лягушата встали, кулачки стучали (постучать кулачками по спине) Вот какие спинки, спинки - тростинки.

Лягушата встали, пальчики бежали, (перебирают пальцами по спине) Вот какие спинки, спинки - тростинки.

Увидали комара и сказали: "Ква!"

Работа над притяжательными прилагательными.

- А это, что за Чудо-Юдо?

/Выставляется изображение необычного животного, рядом находят записку: "Помогите! Нас заколдовал злой колдун. Если вы назовёте правильно части тела животных, колдовству придёт конец!"

Дети называют части тела животных, отвечая на вопросы воспитателя:

- Чья голова?

- Чей хвост?

- Чьи лапы?

(У этого животного голова заячья. У Чудо - Юдо лисий хвост и т.д.).

- Ребята, вы расколдовали животных! /Выставляются картинки с животными./

- Теперь понятно, что это за животные были. Как их можно назвать одним словом?

Дикие животные

- Они вам очень благодарны, спасибо вам большое! Нам пора!

"Всё наоборот". Узнавание сказок и сказочных персонажей.

- Что такое? Что- то я таких сказок не знаю... "Собака и семеро оленят" /Выставляется картина/ Похоже и здесь колдун постарался. "Кроличья избушка", "Три кабанёнка", "Гадкий воронёнок", "Тигр в сапогах" Что здесь не так?

(Колдун превратил диких животных в домашних, а домашних в диких.)

Заключительная часть. Итог занятия. Ритуал выхода из сказки.

Какие мы молодцы, ребята, побывали в сказках, где не только встретились со сказочными персонажами, но и помогли им выйти из трудной ситуации. У меня есть ещё один предмет в коробочке, любимый с детства - "волшебный камешек".

Если я хотела, чтобы он мне в чём ни будь помог, я ему это потихонечку шептала. Ведь камни обладают такой большой силой, что как только коснутся ваших ладоней, то обязательно постараются исполнить ваше желание.

/Дети шепчут камешку свои пожелания и предают друг другу/

- Предлагаю вам дома смастерить свою "волшебную коробочку" и помещать туда свои необычные предметы.

Ритуал "выхода" из сказки "Волшебная свеча".

А сейчас нам пора возвращаться из сказки.

/Воспитатель с зажженной свечой покидают учебную зону/

Спасибо вам большое!