Мы – пешеходы, мы – пассажиры

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • обучающая: в игровой форме закрепить знания детей по ПДД;
  • развивающие: развивать творческую активность детей, логическое мышление, внимательность;
  • воспитывающая: воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге.

Оборудование: рисунок кота Леопольда – инспектора ГИБДД; кинофильм “Мы – пассажиры”, плакаты по ПДД.

Чтобы игра проходила динамично и эмоционально, каждый класс делится на две команды по 12 – 15 человек в каждой. Лучший вариант проведения игры – 6 – 8 команд.

Игра включает в себя домашнее задание и непосредственное выполнение теоретических заданий, формирование практических навыков передвижения пешехода на улице.

В домашнее задание входят: выполнение рисунков по правилам дорожного движения, в которых нужно отразить типичные ситуации нарушения правил пешеходом; сочинение стихов или загадок о правилах движения.

Для оперативного проведения соревнований и подведения итогов перед игрой командам выдаются путевые листы, где указана очередность прохождения станций. На станции судья вносит в путевые листы оценки.

Учитель. Ребята! Давайте представим, что сегодня к нам из страны Детства со станции “Светофорчик” прибыл вот такой симпатичный кот – инспектор ГАИ. Он хочет посмотреть, какие мы внимательные и вежливые пассажиры и пешеходы. А можем мы быть такими только в том случае, если будем знать правила дорожного движения. Мы с вами много беседовали, смотрели диафильмы по ПДД. Давайте покажем, что же мы знаем.

Самым активным в конце игры будут вручены призы.

Прежде вспомните, на какие части делится улица. (Проезжая часть или мостовая – по ней движутся машины, и тротуар – по тротуару ходят люди.)

Можно ли играть на мостовой? (Показать плакаты и провести беседу.)

Ученик.

Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движения
Знать как таблицу умножения.
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Объяснить надо просто, будь ты юн или стар:
Мостовая – для транспорта, для тебя – тротуар.

Учитель. Тротуар всегда делают выше проезжей части, чтобы автомобиль случайно не наехал вам на ногу.

А если тротуара нет? То по обочине или пешеходной дорожке надо ходить, придерживаясь правой стороны, т. е. навстречу движущемуся транспорту (показать плакат).

Ученик.

На тротуаре все люди должны
Правой держаться всегда стороны.
Даже за городом, там, где дорога,
Правилам должен ты следовать строго.
Если шоссе попадется в пути,
Левой обочиной надо идти.
Транспорт, который поедет навстречу,
Вовремя будет тобою замечен.

Учитель. Как надо переходить на другую сторону улицы? По “зебре”, пешеходному переходу в виде белых широких полосок. В месте пешеходных переходов установлен соответствующий дорожный знак, который так и называется “Пешеходный переход” (показать этот дорожный знак.)

Ученик.

Чтобы приучить пешеходов к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут
И за собой пешехода ведут.

Учитель. На некоторых перекрестках водителям и пешеходам помогают светофоры. У них в запасе всего три сигнала. Но как они важны!

Ученик.

На светофоре красный свет:
Опасен путь – прохода нет!
А если желтый свет горит,
Он “приготовься” говорит!
Зеленый вспыхнул впереди –
Свободен путь, переходи!

Учитель. Еще есть подземные переходы. Их называют самыми безопасными переходами.

Ученик.

Без передышки машины снуют –
Улицу переходить не дают.
Ты осмотрись. Под колеса не лезь.
Тут переходы подземные есть.

Учитель. Почему подземные переходы называют самыми безопасными переходами?

Ответы детей.

Учитель. А если на улице нет светофоров, пешеходных переходов, дорожных знаков? Как в этом случае перейти дорогу?

(Сначала нужно посмотреть налево: если приближается транспорт, то пропустить его и только после этого начать переход. Дойти до середины дороги, остановиться, посмотреть направо. Если машин нет, закончить переход.)

Ученик.

Если шоссе не успел перейти,
На островке безопасности жди.

После этого ребята выполняют задания на станциях.

Авторалли (игра проводится при наличии в школе игровых автоматов).

По два игрока от каждой команды должны набрать наибольшее количество очков (по пятибалльной системе). Очки набираются за наименьшее количество ошибок, допущенных игроком, играющим с помощью игрового автомата в аттракционе “Авторалли”.

Узнай знак.

На вопросы членов жюри отвечает любой член команды.

На этой станции участники команды должны назвать дорожный знак, предложенный судьей, и объяснить его смысл. Количество знаков – 8 – 10. Причем все они касаются правил поведения пешехода на улицах (приложение).

Ловкий пешеход.

На ватмане, прикрепленном к стене, нарисован светофор. Его красный, желтый и зеленый круги имеют диаметр 15 – 20 см. Каждый игрок команды должен попасть маленьким мячом в круги светофора с расстояния 5 метров. При попадании мяча в зеленый круг участник проходит по условной проезжей части, в красный круг – остается на месте, в желтый – бросает еще раз для попадания в красный или зеленый круги. Цель каждой команды – пройти как можно больший участок проезжей части.

Светофор.

Участники отвечают на следующие вопросы.

  • Какие сигналы светофора вы знаете?

(Красный – запрещающий, желтый предупреждает о смене сигнала, зеленый – разрешающий.)

  • Можно ли начинать переход при желтом сигнале светофора?

(Нельзя. Желтый сигнал запрещает движение пешеходов.)

  • Как должен поступать пешеход, если он не закончил переход в момент включения желтого сигнала?

(Он должен успеть закончить переход или остановиться на островке безопасности.)

  • Как располагаются сигналы в вертикальном светофоре?

(Сверху вниз – красный, желтый, зеленый.)

  • Существуют ли специальные светофоры?

(Двухцветный светофор имеет вверху красный и внизу зеленый сигналы в виде силуэтов пешеходов или надписей “Стойте”, “Идите”.)

Регулировщик.

Регулировщик показывает основные разрешающие и запрещающие сигналы движения пешеходов, а команды в соответствии с ними выполняют движение (приложение).

Красный – зеленый.

По своему выбору член жюри дает любому участнику команды красный или зеленый шар. Красный означает: показать запрещающие знаки, зеленый – разрешающие.

Перейти улицу.

На станции приготовлены три круга (желтый, красный, зеленый). В 10 шагах перед судьей в шеренгу выстраиваются все члены команды. Задача участников – перейти улицу без условных потерь. Если судья показывает красный цвет, нужно сделать шаг назад, зеленый – шаг вперед, желтый – остаться на месте. Кто ошибается, тот выбывает из игры.

Учитель. А сейчас “Кот” - инспектор ГАИ приглашает вас посмотреть кинофильм “Мы – пассажиры”. Вы увидите необыкновенные приключения двух клоунов и ответите на вопросы, поставленные в фильме.

Просмотр фильма.

Учитель. Где садятся в автобус и в другой пассажирский транспорт?

(На остановках, а не так как делали клоуны: останавливали на дороге.)

Ученик.

У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут –
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут.

Учитель. В какую дверь входят, а из какой выходят?

(Входят во вторую дверь, а выходят из первой. Если автобус с одной дверью, то надо пропустить выходящих пассажиров, а затем войти в автобус.)

- Как нужно обходить стоящий автобус?

(Нужно дождаться, когда автобус отойдет от остановки.)

- Какие еще правила поведения нарушили клоуны?

(Клоуны не уступили место старшим, женщинам. Они не купили билеты и очень громко разговаривали, мешая другим пассажирам.)

Подведение итогов игры. Награждение победителей и отличившихся.

Командные итоги подводятся по сумме баллов, набранной каждой командой на всех станциях и за выполнение домашнего задания.

Учитель. Наша игра закончилась. Я хочу, чтобы вы всегда помнили правила дорожного движения – закон улиц и дорог. Выполнять их обязаны и взрослые, и дети.

Исполняется песня “Светофор” (слова в приложении).

Ответы на ребусы.

1. А дорога серою лентою вьётся.

2. Светофор.

3. Постовой.

4. Знак дорожный.

Приложение.