Родительское собрание "Педагогика взаимопонимания"

Разделы: Работа с родителями


Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.

Ход собрания

1. Вступительное слово.

В наши дни родителями быть дорого и трудно. Это подтверждается:

  • Значительным сокращением среднего размера российской семьи,
  • Увеличением количества бездетных и однодетных семей, неполных семей,
  • Резким сокращением рождаемости.

Объясняется такое положение материальными проблемами семьи в нашем современном обществе. Главный вопрос, стоящий перед родителями:

  • как прожить,
  • во что одеть и обуть детей,
  • как их выучить и вылечить.

Все это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой напрямую сказываются на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений и т.д.

При объяснении понятия "семья" толковые словари выделяют такие ее признаки, как общность быта, взаимная помощь и моральная ответственность.

Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный, опыт, умения и навыки жизни в обществе. Сегодня мы поговорим о воспитании детей, о взаимопонимании между детьми и родителями, детьми и учителями, родителями и учителями.

2. Представление участников собрания.

Я хочу вам представить социального педагога нашей школы Кныр О.В.

(Слово социальному педагогу)

Так же позвольте представить психолога школы Аникину Е.В.

(Слово психологу)

Тест (проводит психолог)

Тест "Какой вы родитель"

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

Вопросы Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?! 2

2. Посоветуй мне, пожалуйста. -1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.1

4. И в кого ты только такой уродился?! 2

5. Какие у тебя замечательные друзья!1

6. Не смей этого делать! 2

7. Подумай, может быть можно поступить по-другому.2

8. Я в твое время! 2

9. Ты моя опора и помощник (ца) 1

10. О чем ты только думаешь?! 2

11. Какая ты у меня умница! 1

12. Как ты считаешь, сынок (доченька)? 1

13. У всех дети как дети, а ты: -2

14. Какой ты у меня сообразительный!-1

Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра - лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)

Если вы набрали 5-6 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности!

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

3. Рассаживание по группам. Родители, Учителя, Эксперты.

Представить экспертов

Работать мы будем эффективно, используя кооперативное обучение, для этого нам необходимо обсудить правила работы. Эксперты предлагают следующие правила работы:

(правила называют эксперты)

1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.

2. У нас нет зрителей, работают все.

3. Доверьтесь нам как друзьям, поверьте нам как специалистам, так как, готовясь к собранию, мы перелистали большое количество педагогической литературы, искали информацию с поправкой на сегодня.

Принимаем правила?

Жизнь заставляет нас ежедневно принимать ответственные решения. А в воспитании детей тем более. Поэтому мы предлагаем вам, уважаемые родители, встретить этот час с улыбкой и обсудить решения неожиданных ситуаций.

Давайте работать.

4. Работа в группах.

1) Разминка

Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 5 ошибок в воспитании, которые он когда-либо совершал. У вас 3 минуты.

(группы работают в течение 3-х минут, записывают информацию на плакате, затем кто-то от группы выходит к доске и рассказывает о том, какие ошибки выявила их группа

После каждого пункта эксперты дают свою оценку)

На самом деле педагоги выделяют 10 ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.

(представитель от группы педагогов называет остальные ошибки, Смотри Приложение1,

Эксперты их также комментируют)

Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Сегодня я хочу предложить вам разобрать несколько ситуаций и проанализировать и выслушать точки зрения родителей, учителей и экспертов. Мы уже говорили, что зрителей сегодня нет. Каждый - равноправный участник дискуссии. Свое мнение вы будете выражать с помощью жетонов. Если вы принимаете точку зрения группы родителей- то поднимаете во время голосования жетон зеленого цвета, если вам ближе точка зрения учителей - то жетон красного цвета.

2) Обсуждение ситуаций

Итак, ситуация 1

Мальчик просит отпустить его к приятелю поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в этой ситуации?

Решение маме не стоит верить обещаниям сына, т.к. дети могут увлечься игрой и забыть про время. Данное сыном обещание не будет выполнено. Поэтому в таких ситуациях следует придерживаться принципа "сначала дело, а развлечения потом". И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его благонадежность не приходится.

Ситуация 2

Ребенка очень долго приходится уговаривать сесть за уроки. Пока уговариваешь - пройдет полдня. А сядет - постоянно отвлекается и норовит удрать. Что делать родителям?

Решение До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба совершенно не нужна, ситуация никак не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. Он должен понять, для чего ему необходимо делать уроки. Здесь немаловажную роль играют и степень сформированности таких навыков как усидчивость, способность сконцентрировать внимание, уверенность, самостоятельность. Нужно развивать эти качества.

Ситуация 3

Открыли дневник и увидели, что вашему ребенку записано не очень приятное замечание. Сын (дочь) говорит, что он (она) не виноват. Это Коля (Вася, Маша) первый начал. И т.д. Вам надо выяснить причину и принять решение. Как вы поступите?

Слово экспертам: Акцентировать внимание на том, как "разрулить" проблему и не допустить, избежать конфликта между учителем и родителем.

Ситуация 4

" Дочь не довольна, когда она не может делать то, что хочет. Родители заботятся о ней, но когда её попросят выполнить какое-то поручение, отказывается. Например: были в гостях, уже пора идти домой, а ребенок отказывается, хочет еще поиграть. Или: играли, навели беспорядок в комнате, а убирать не хотят. Мама сердится, ругается, угрожает наказать. Как поступить в данной ситуации?

Решение Ребенок нашел неадекватный способ не подчиняться. Мы все бываем недовольны, когда не можем получить то, что хотим. Тем не менее нужно учиться "властвовать собой". Избалованные дети капризничают потому, что они почти не получают отказа. Советы:

Не угрожайте!

Сохраняйте спокойствие. Продолжайте все делать так, как запланировано. Например, в аналогичной ситуации мама может сказать: "Знаю, что ты разочарована, но верю, что ты выполнишь мою просьбу. Жду тебя на улице." И выйти. Если капризы ребенка происходят в присутствии других людей, то разумно попросить их не обращать внимания на ребенка.

Когда вы решаете проблему, не прибегая к мерам, унижающим ребенка, это обычно не занимает и нескольких минут, и он понимает, что вы не отступите от своего.

Помогите детям научиться владеть своими чувствами.

5. Старайтесь не допускать жесткого контроля. Дети, которых излишне контролируют, часто становятся либо подхалимами, либо бунтарями.

Ситуация 5

Вы поручили ребенку прибраться и помыть посуду, а он (она) проиграл в компьютер, не сделал. Ваша реакция?

Слово родителям,

Учителям,

Экспертам

Ситуация 6

Что делать с ребенком, который постоянно ябедничает?

Решение Дети ябедничают или сплетничают, потому что им не хватает навыка разрешить свои проблемы самостоятельно или когда они хотят, чтобы взрослые увидели, насколько они "хорошие" родителям необходимо научить детей навыкам самим справляться со своими собственными проблемами, учить их договариваться с другими детьми.

Предложения:

1. Внимательно выслушайте ребенка с закрытым ртом. Скажите: "Я уверен, вы сможете сами договориться или решить эту проблему"

2. Если в проблему вовлечена группа детей, собрать их всех вместе, включая ябедника. Скажите им: "Я вижу, что возникла проблема. Уверена, вы сами можете ее решить. Вот место, где вы можете все обсудить" Дальше можно уйти, а можно сесть в сторонке и послушать.

Уважаемые родители! Сегодня мы на практике разобрали некоторые ситуации. Думаю, они помогут вам в дальнейшем правильно строить отношения с ребенком. А сейчас еще несколько советов.

Презентация "Еще несколько советов".

С помощью Презентации, созданной в Microsoft Power Point, родителям даются ответы на вопросы:

- Почему ребёнку трудно учиться?

- Есть ли какие-то объяснения этому, кроме лени, неорганизованности?

- Как помочь ребёнку учиться?

А также родителям даются следующие рекомендации, советы:

- Ребёнок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к достижениям и трудностям помогут ученику.

- Не забывайте напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать.

- Составьте вместе распорядок дня, а затем следите за его выполнением.

- Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

- Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь за помощью к специалистам: психологу, логопеду, окулисту.

- Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.

Итог собрания.

Список использованной литературы:

  1. М.А Алоева "Родительские собрания в 3 - 4 классах" Ростов-на-Дону 2005г.
  2. "Калейдоскоп родительских собраний" Выпуск 1 под редакцией Е.Н.Степанова М.2003г.
  3. Доктор Дж. Добсон "Не бойтесь быть строгими" М. 1997г.
  4. Д.Нельсон "1001 совет родителям по воспитанию детей" М. 1997г.

Приложение.