Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации отношений школьника

Разделы: Администрирование школы


Исследования учебного сотрудничества и обучения как ключевой фактор гуманизации отношений школьников являются актуальными в последнее десятилетие. Анализ педагогической теории и практики позволяет сделать вывод о том, что сущность понятия «сотрудничество в учебном процессе» рассматривается с различных позиций. Проблеме сотрудничества посвящено значительное количество исследований российских и зарубежных ученых. Сотрудничество как учет интересов и желаний своих собственных и другого, поддержка и уступка, немедленное преодоление разногласий, успех всех участников спора, отмечается как самая эффективная и продуктивная форма поведения при управлении конфликтами. Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших типов взаимоотношений между детьми. Ш.А. Амонашвили необходимость учета самоценности ребенка, его личности. Однако, интерес представляет включение сотрудничества и творчества в механизм продуктивно-творческой интеграции социально-личностного обучения, изучаемого Ш.А. Амонашвили. Личностно-ориентированный подход к учащимся, основанный на принципах гуманизации и демократизации, выделяется как «ключевой» в педагогике сотрудничества. Следующие идеи лежат в основе гуманно-личностного подхода: личность является целью образования в школе, что обуславливает личностную направленность учебно-воспитательного процесса; гуманизация и демократизация учебного процесса; новая трактовка индивидуального подхода; формирование у детей положительной "Я-Концепции".

Один из важных аспектов отношений "ученик – ученик". В данном случае сотрудничество является и условием, и следствием для коллективных форм работ и коллектива. Хотелось отметить методику тематического взаимодействия, разработанную Рут. О. Кон. Данная методика включает в себя личностно-ориентированный подход и основы для работы в процессе сотрудничества между учениками, а также выделяет важность саморазвития в процессе взаимодействия. Другое направление подразумевает сотрудничество в малых группах на уроках. Методы сотрудничества в малых группах, характеризуются гуманистической направленностью в педагогике. Важно установить основные особенности формирования малых групп. В их числе рассматриваются: разные учебные интересы, знания, навыки и умения учащихся; психологическая совместимость членов группы; разнообразие социально-психологических характеристик; в состав каждой группы должны входить ученики обоего пола; взаимозависимость членов группы между собой; личная ответственность каждого ученика не только за свои успехи, но и успехи товарищей и всей группы в целом; особое внимание способам общения между членами группы (социальные аспекты обучения), которым специально обучают; включение коллективных работ в системы контроля.

Можно выделить 3 режима работы в командах: 1) коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или всеми заданиями или проектами; 2) работа в подгруппах; 3) индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнение и обсуждение результатов.

Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них. В начальной школе можно предложить следующие практические аспекты гуманизации общения среди школьников:

1 Этап. Знакомство с группой: беседы с родителями, учителями. Наблюдение за детьми. Составление карт индивидуализации для реализации личностно ориентированного подхода к детям. Карты включают в себя информацию о ребенке (фамилия, имя, оценки по основным предметам), его родителях (полная/неполная семья, социальный статус, национальность), взаимоотношения ребенка в группе с другими учениками, интерес к предмету, возможные сложности. Родители могут оказать огромную помощь при выборе оптимального взаимодействия с ребенком, способствующего его дальнейшему развитию.

II Этап. Для учета интересов и желаний детей учитель предлагает детям выбрать, чем они хотят заниматься на следующем уроке (например, учитывать следующие пожелания детей: «поиграть», «сделать зарядку», «выучить новый стих»,«написать что-нибудь в рабочих тетрадях». Дети бывают активны и проявляют большой интерес при участии в подготовке урока. Учитель записывает пожелания детей и реализует их в ходе дальнейшей работы.Нужно научить детей правильно взаимодействовать с другими учениками, выдвигая свои предложения. Надо объяснять им важность решения конфликтов и разногласий, правильно общаться. Учитель должен служить примером оптимального поведения и продуктивного конструктивного разрешения конфликтов. На этом этапе дети не только предлагают виды работ, но количество времени на них. Учитель должен выступать в роли невидимого режиссера (например, предлагает почитать 20 минут. Учитель поощряет желание читать, отмечает успехи детей в чтении, но огорчается, что группа не успеет разгадать интересный кроссворд, если столько времени отвести на чтение).

III Этап. Конечной целью обучения является партнерство учителя и детей в работе на уроках. Когда организовано сотрудничество «учитель – ученик», отсутствие данного вида взаимодействия в режиме общегруппового взаимодействия невозможно, так как обычно разные виды отношений в сотрудничестве взаимосвязаны и реализуются вместе. Однако обучение детей взаимодействию в парах, подгруппе, группе также необходимо. Оно организуется при чтении и драматизации диалогов, ролевых игр. Основы работы в подгруппе могут быть заложены в ходе проверки домашнего задания, разного для подгрупп (например, 3 человека пишут мини-сочинение о животных разного цвета. При чтении их в классе они дополняют друг друга: раннее ознакомившись с работой партнеров, вместе выходят к доске и по очереди читают так, чтобы получился рассказ. Другие 3 человека подготавливают стихи о животных. Следующие приносят своих игрушечных животных и рассказывают о них…)

Итак, организация группового сотрудничества является одним из важных средств гуманизации отношений среди младших школьников.