Урок в 10-м классе: "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий"

Разделы: Биология


Учебно-воспитательные задачи урока:

  • Закрепить знания учащихся о эукариотических и прокариотических клетках;
  • Развить представления учащихся о взаимосвязи строения и функции
  • Проверить уровень сформированных цитологических знаний, умение применять знания для объяснения процессов, происходящих в клетке.
  • Продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности;
  • Закрепить навыки работы с микроскопом.

Оборудование:

  • Таблицы:
    строение клеток под световым микроскопом;
    строение клеток под электронным микроскопом;
    одноклеточные животные;
    плесневые грибы, дрожжи;
    бактерии;
    таблички разных цветов с названиями органоидов (три набора);
  • Магнитная доска;
  • Световые микроскопы,
  • Культура инфузории или микропрепараты.

Форма проведения - Путешествие в мир живой клетки.

І. Актуализация знаний.

Подготовка к путешествию.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Нам предоставляется возможность посетить самые таинственные районы загадочного мира клеточных структур. Еще раз осмыслить их назначение, природу происходящих в них процессов. Нам предстоит посетить незнакомый мир, удивительный, таинственный и в то же время очень далекий от наших повседневных представлений. Это мир, который существует в каждом из нас и в любом живом организме. Поэтому нам предстоит уменьшиться более чем в 10 миллиардов раз.

Для удачного путешествия нужно знать местность и объекты, которые нам могут встретиться.

К доске вызываются четыре ученика. Им выдаются наборы разноцветных карточек с названием органоидов и терминов. Каждый ученик получает набор одного цвета с названиями: клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, эпс, рибосомы, лизосомы, пластиды, цитоскелет, мезосомы, споры, гаметы, колбочки, кольцевая ДНК, палочки, центральная вакуоль, мелкие вакуоли, органоиды движения, митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи.

Задание: выбрать органоиды, которые встречаются в разных клетках и прикрепить их на доске в соответствующий столбик. Задание усложнено тем, что некоторые термины не являются органоидами клеток, ученики должны быть внимательными, чтобы их не выбрать.

Растительная Животная Клетка Клетка
клетка клетка  гриба  бактерии

Остальные учащиеся выполняют подобное задание в тетрадях. Они заполняют таблицу (можно по вариантам): “Сравнение клеток живых организмов”

Укажите присутствующие и отсутствующие органоиды в клетках разных организмов

Органоиды

Растительная клетка

Животная клетка

Клетка

гриба

Бактериальная клетка

Клеточная стенка

 

-

   

Цитоплазматическая мембрана

       

Цитоплазма

       

Ядро

     

-

Эпс

     

-

Рибосомы

       

Лизосомы

     

-

Пластиды

 

-

-

-

Цитоскелет

     

-

Мезосомы

       

Кольцевая ДНК

-

-

-

 

Центральная вакуоль

 

-

-

-

Мелкие вакуоли

-

   

-

Органоиды движения

   

-

 

Митохондрии

     

-

Центриоли

   

-

-

Аппарат Гольджи

     

-

 ІІ. Применение знаний.

Наша экспедиция отправляется в ядро клетки. Цель путешествия: закрепить знания о строении клетки и функциях органоидов клетки.

Взглянем на карту. Клетка фотосинтезирующей ткани листа.

Прежде чем отправиться в путешествие, уточним маршрут, чтобы разобраться, куда следует держать путь, что нас ожидает и как лучше организовать само путешествие.

Давайте, определим этапы нашего маршрута.

Я предлагаю вам разработать маршрут. Учащиеся могут предложить разные варианты, для работы в классе выбираем один.

Вариант маршрута: Клеточная стенка – Цитоплазматическая мембрана – Цитоплазма – ЭПС – Ядро - Аппарат Гольджи – Пузырьки аппарата Гольджи – Цитоплазматическая мембрана – Оболочка.

Итак, участники экспедиции в путь.

К доске вызываются учащиеся. Они показывают маршрут (органоиды клетки) по таблице, рассказывают о строении и функциях органоидов. В тетрадях учащиеся записывают этап маршрута, особенности его преодоления.

1. Первое препятствие на нашем пути – клеточная стенка. Как вам через нее проникнуть? (Клеточная стенка имеет поры, через которые осуществляется транспорт веществ.)

Клеточная стенка – через поры

2. Перед вами все время меняющаяся, подвижная мембрана. Разнообразные вещества разными способами проникают во внутрь и удаляются из клетки.

(Ученики могут предложить более приемлемый способ, чтобы попасть во внутрь клетки - фагоцитоз; необходимо иметь с собой запас ферментов и органические растворители, что позволит выбраться в цитоплазму.)

Цитоплазматическая мембрана – путем фагоцитоза; мембрану фагоцитозного пузырька разрушить ферментами или органическим растворителем.

3. Какие опасности могут ждать экспедицию в цитоплазме. (Лизосомы способны разрушить все, что не нужно клетке.)

Где в клетке можно пополнить запас энергии и продуктов питания? Вспоминаем строение и функции органоидов. (Энергетические станции клетки – митохондрии могут обеспечить энергией. Вокруг много самых маленьких органоидов – рибосом. Их функция – синтез белка. На нашем пути много зеленых органоидов – хлоропластов.)

Цитоплазма – опасаться лизосом; запастись белком в рибосомах; подзарядить батарейки в митохондриях; заправить баллоны кислородом в хлоропластах.

4. Каналы ЭПС помогут быстро добраться до ядра. Каковы функции ЭПС? Какую пользу можно извлечь участникам экспедиции, находясь в этой части клетки?

Каналы ЭПС связаны с ядром; можно отобедать белками, жирами, углеводами.

5. Все тайны каждой клетки зашифрованы в ядре. Какая информация заключена в ядре и как она реализуется. ( Ядро – хромосомы – ДНК – гены – белок – признак) Ядерная оболочка имеет поры. В ядре хранится наследственная информация.

6. Можно отправляться в обратный путь. Какого строение аппарата Гольджи - следующего пункта нашего путешествия.

Аппарат Гольжи – цистерны, полости, пузырьки.

7. Пузырьки Аппарата Гольджи – движемся к цитоплазматической мембране.

8. Цитоплазматическая мембрана – экзоцитоз.

9. Клеточная стенка – поры.

ІІІ. Отчет экспедиции.

Дайте характеристику клетке, в которой вы побывали.

Характеристика

Фотосинтезирующая клетка

Клетка мукора

Клетка сине-зеленой водоросли

Клетка инфузории

1.По содержанию ядра

Эукариотическая

Эукариотическая

Прокариотическая

Эукариотическая

2.По количеству ядер

одноядерная

многоядерная

безъядерная

Два ядра

3. По способу питания

автотрофная

гетеротрофная

автотрофная

гетеротрофная

4.Клетка организма какого царства

Растения

Грибы

Дробянки

Животные

5.Запасной углевод

крахмал

гликоген

углеводы

гликоген

6.Чем ограничена от внешней среды

Клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана

Клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана

Клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана

Цитоплазматическая мембрана

Вывод:

  1. Единый план строения клеток;
  2. Сходство процессов обмена веществ энергии в клетки;
  3. Кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
  4. Единство химического состава клеток;
  5. Сходные процессы деления клеток.

Это свидетельствует о единстве происхождения клеток.

Различия в строении указывают на разные функции клеток. Главное отличие между клетками этих царств заключается в способе их питания.

ІV. Работа с микроскопом.

Правила работы. Задание рассмотреть под микроскопом каплю с культурой, узнать какой это организм, дать характеристику его клетки. Занести данные в таблицу. (Культура инфузории – туфельки)

V. Подведение итогов.

VІ. Домашнее задание. §18, 19. (Учебник А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник). Разработать маршрут по клетке инфузории – туфельки.