Возможности формирования познавательного интереса учащихся в рамках предпрофильного обучения математике

Разделы: Математика


Современное образование предполагает обучение школьников при условии наличия у них высокого познавательного интереса. На самом деле лишь небольшое число учащихся изначально имеет высокий познавательный интерес к отдельно взятому предмету. Это, как правило, те школьники, у которых есть способности в этой предметной области. Остальные учащиеся нуждаются в формировании познавательного интереса к этому учебному предмету или в повышении его уровня.

В учебном процессе данному вопросу должно быть уделено достаточно большое внимание, поскольку от степени сформированности познавательного интереса к предмету напрямую зависит успеваемость учащихся. Познавательный интерес имеет также большую ценность и для развития личности.

Проблема формирования познавательного интереса учащихся становится наиболее актуальной в связи с развитием профильного обучения. Концепция профильного обучения определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Одним из направлений профилизации старших классов средней школы является профильное изучение предмета “Математика”. Познавательный интерес в рамках данной проблемы может быть использован двусторонне. С одной стороны – в рамках профильного обучения существует возможность формирования познавательного интереса к математике. С другой стороны – его углубления в классах математического профиля [1].

В "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" подчеркнута важная роль элективных курсов в обучении.

Одной из важных задач введения элективных курсов является развитие у учащихся интереса собственно к математике. Ученик должен чувствовать эстетическое удовлетворение от красиво решенной задачи, от установленной им возможности приложения математики к другим наукам.

Элективные курсы являются компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как прямо связаны с выбором каждым школьником того содержания образования, которое отражает его интересы, связано с последующими жизненными планами.

Элективные курсы – факультативные курсы, направленные как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности; способствующие углублению, индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся [2].

В качестве примера рассмотрим элективный курс “Нестандартные методы решения алгебраических уравнений”, разработанный для учащихся 9 класса в рамках предпрофильного обучения математике.

Курс “Нестандартные методы решения алгебраических уравнений” является одним из предметно-ориентированных курсов, которые могут быть предложены учащимся 9 классов с целью их самоопределения относительно дальнейшего способа образования и выбора профиля обучения.

В базовом курсе алгебры нестандартные методы решения уравнений практически не рассматриваются, хотя очень многие типы уравнений можно решить значительно проще и быстрее. Умения учащихся решать уравнения с использованием нетрадиционных методов трудно переоценить, так как они являются инструментом для успешного изучения математики.

Календарное время проведения курса: 3 и 4 четверти 9 класса. Оно совпадает с завершением к этому времени процесса формирования уровня обязательной математической подготовки учащихся: основные темы, предложенные в курсе, уже изучены.

Курс рассчитан на 34 часа (2 часа в неделю). Во время его изучения учащиеся имеют возможность оценить собственные силы, “испытать себя”. В конце изучения курса учащиеся выполняют зачетную работу, по результатам которой учитель имеет возможность рекомендовать или не рекомендовать учащимся выбор математического профиля для дальнейшего обучения в старшей школе.

Предлагаемый курс ставит своей целью создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • познавательного интереса к изучению математики;
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • творческих способностей;
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • навыков логических рассуждений, анализа и синтеза;
  • мотивации занятия алгеброй на более высоком уровне с помощью заданий, соответствующих уровню возможности учащихся.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: использовать нестандартные методы при решении различных типов уравнений; выдвигать гипотезы; самостоятельно решать проблемы школьного курса и готовиться к итоговой аттестации; самостоятельно оценить свои способности в образовательной области “Математика”; самостоятельно добывать и изучать необходимый материал.

В случае возникновения интереса к изучению курса, не исключено, что учащиеся станут заниматься самообразованием. Это в дальнейшем может принести положительные результаты.

Занятия проводятся в виде лекций, семинаров, консультаций, практикумов, бесед, самостоятельных и контрольных работ, собеседований и др.

В программе курса (приложение 1) предложены задания ко всем разделам с примерным указанием пунктов учебно-тематического плана.

Данный курс был апробирован на базе 9 “А” и 9 “Б” классов (25 человек из двух классов) МОУ СОШ №10 города Шахты Ростовской области.

Было проведено исследование развития уровня познавательного интереса учащихся в течение курса. Были сделаны замеры в начале курса, в середине и в конце.

Учащимся предполагалось ответить на вопрос и выбрать тот уровень познавательного интереса, который им соответствует.

Определи свой интерес к математике. Выбери один из вариантов:

а) интерес к математике поверхностный, не систематический, нравятся отдельные фрагменты уроков, учебного материала;

б) стремление к более глубокому, основательному изучению математики, к пониманию закономерности материала, его связи с ранее изученным;

в) привлекает сама учебная деятельность, нравится самостоятельно открывать что-то новое, ранее неизвестное, искать закономерности;

г) стремление к осуществлению самостоятельной, творческой, поисковой деятельности по математике.

Проанализируем полученные результаты.

Каждый вариант ответа соответствует определенному уровню развития познавательного интереса [3]: ответ а – любопытство, ответ б – любознательность, ответ в – познавательный интерес, ответ г – творческий интерес.

Начало элективного курса

Уровень развития познавательного интереса

Количество человек

Любопытство 9
Любознательность 5
Познавательный интерес 6
Творческий интерес 5

Как видно из таблицы, 9 человек определили уровень своего познавательного интереса как любопытство, 5 - как любознательности, 6 – как познавательный интерес и 5 – творческий интерес. Необходимо отметить, что 5 человек, выбравшие самый высокий уровень – учащиеся, имеющие отличные знания по математике, систематически участвующие в олимпиадах по математике, посещающие школу для одаренных детей “Эрудит”. Хорошо известно, что наличие интереса является необходимым условием процесса обучения. Чем выше интерес (11 человек), тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес (14 человек), тем формальнее обучение, хуже его результаты.

Середина элективного курса

Уровень развития познавательного интереса

Количество человек
Любопытство 7
Любознательность 5
Познавательный интерес 7
Творческий интерес 6

После первой половины курса заметна положительная динамика развития познавательного интереса. У одного человека уровень познавательного интереса перешел со стадии познавательного интереса на стадию творческого интереса, у двух человек со стадии любознательности уровень перешел на стадию познавательного интереса и также у двух человек уровень познавательного интереса перешел на стадию любознательности. Очевидно, что переход учащихся от одной стадии к познавательного интереса к другой, вызван усилением интереса к овладению знаний.

Окончание элективного курса

Уровень развития познавательного интереса

Количество человек
Любопытство 4
Любознательность 5
Познавательный интерес 9
Творческий интерес 7

На заключительной стадии элективного курса получены результаты: у 4 человек уровень интереса остался на стадии любопытства, у 5 – на стадии любознательности, у 9 – на стадии познавательного интереса и у 7 – на стадии творческого интереса.

Проведенная в конце курса проверочная работа подтверждает выбранные учащимися стадии. Большинство ребят отметили, что получили новые знания, которые пригодятся им в дальнейшем, стали больше заниматься математикой, т.е. возрос познавательный интерес к изучению математики.

Составляя и проводя элективный курс, я не утверждаю, что он обязательно приведет к формированию познавательного интереса у большого количества учащихся. Данный курс способствует формированию познавательного интереса, является одним из возможных средств.

Наблюдая за данными учащимися после проведения курса, важно отметить:

  • 16 человек выбрали в качестве экзамена по выбору в 9 классе геометрию;
  • увеличилось с 5 до 9 число учащихся, посещающих городскую школу для одаренных “Эрудит” (секция “Математика”);
  • на базе учащихся 9 “А” и 9 “Б” классов создана команда для участия в территориальном и муниципальном туре математических боев;
  • 15 человек, посещавших элективный курс, в настоящее время продолжают обучение в 10 классе (информационно-технологический профиль).

Данная программа элективного курса имеет положительную рецензию преподавателя математики высшей категории Шахтинского педагогического колледжа Васильченко З.Н., учителя математики высшей категории, победителя конкурса ПНПО “Образование” в 2007 году МОУ СОШ №6 с углубленным изучением математики г. Шахты Понамаревой Н.Г., которая считает, что “…очевидным достоинством программы является ее доступность для использования и актуальность поднятых в ней проблем. Автор доказывает свою мысль, привлекая богатый теоретический и практический материал. Эти мысли представляются перспективными. Курс “Нестандартные методы решения алгебраических уравнений” может быть использован учителями математики общеобразовательных школ в целях реализации программы предпрофильного обучения учащихся”.

Материалы разработанного элективного курса внедряются в учебный процесс МОУ гимназии №10 города Шахты, Шахтинского педагогического колледжа, Шахтинского филиала Педагогического института Южного федерального университета.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что предпрофильное обучения играет одну из важнейших ролей при формировании познавательного интереса, помогает учащимся определиться с выбором направления дальнейшего обучения.

Список литературы

1. Антипова А.В. Возможности формирования познавательного интереса у учащихся к математике в рамках профильного обучения. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9. Калуга: Изд-во КГПУ им К.Э. Циолковского, 2007. С.56-60.

2. Бусев В. Профильное обучение: вопросы и ответы //Математика: приложение к газете Первое сентября. 2006. №14. С.2-8.

3. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 252 с.