Создание мотивационного поля для детей первого года обучения в школе

Разделы: Начальная школа


Особое значение имеет начало обучения ребёнка в школе. От того, как пройдут его первые дни в школе, во многом зависит отношение к обучению в школе в целом. Задача учителя начальных классов - поддерживать и развивать желание первоклассников учиться.

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Современные дети уже в шесть лет становятся первоклассниками.

Психологами установлено, что шестилетний возраст - наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки детей.

Малыши легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. Шестилетний ребенок остро нуждается в организации его умственной активности, т. к. он еще не обладает необходимыми навыками для того, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. В связи с этим главная задача учителя при обучении первоклассников заключается в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиниться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения.

Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

А) Как создать "ситуацию успеха" младшего школьника? Приёмов много. Остановлюсь на наиболее интересных, нестандартных, построенных на психологических поисках путях к ребёнку.

1. Эмоциональные поглаживания.

"Молодец", "умница", "ребятки, я горжусь вами!" - это что? Только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Не каждый учитель в состоянии применить этот приём. Характер не тот, темперамент, эмоциональная выразительность не вполне соответствует. Но стремиться к этому, искать свои пути эмоционального контакта с детьми может и должен каждый педагог.

2. Анонсирование.

Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот приём можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребёнок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию, которая создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах, т.к. устраняется синдром "внезапного нападения".

3. "Лестница" или "Встаньте в строй".

Речь идёт о ситуациях, когда учитель ведёт воспитанников поступательно вверх, поднимаясь с ними по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя, в окружающих. Как отмечает психолог Ценципер А.Б., в начальной школе было всё хорошо (за счёт общительности и симпатичной "мордашки"), так как для учителей начальных, особенно 1-2 классов, привлекательные качества детей располагаются в следующей последовательности: приятный внешний вид, доброжелательность, послушание, исполнительность, а уж потом учебные результаты и всё остальное. В средней школе положение изменилось. Как помочь ребёнку?

Шаг 1-ый - "психологическая атака". Суть в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения, создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.

Шаг 2-ой - "эмоциональная блокировка" - локализировать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы, помочь найти причину неуспеха.

Шаг 3-ий - "выбор главного направления" - не только установить очаг психологического направления личности, но и определить пути его нейтрализации.

Шаг 4-ый - "выбор равных возможностей" - создать условия, при которых школьник, для которого создаётся соответствующая ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками (например, подготовить ребёнка к сочинению).

Шаг 5-ый - "стабилизация".

4. "Даю шанс".

О каком шансе идёт речь, что имеется в виду? Ни о чём другом, как о заранее подготовленной педагогами ситуации, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, но скрытой до сих пор способности.

5. "Умышленная ошибка".

Этот приём в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале. Чем он хорош?

Во-первых, разрушается миф о непогрешимости и всезнайстве учителя; во-вторых, весь класс стимулируется к работе.

Я рассказала лишь о малой части всех приёмов и способов достижения и установления ситуации успеха. Ситуация успеха - явление не одномоментное по своей сути, это длительный и кропотливый процесс.

Б). Предлагаю несколько примеров дидактических игр, которые, активно использую в организации учебной деятельности первоклассников на протяжении многих лет своей работы.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе.

Игра "Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:

Мы - не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы - попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Хорошая игра для развития речи и памяти "Добавь следующее". Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:

Слон.

Слон, тигр.

Слон, тигр, лев и т. д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 2-4 слова, в конце года - уже 8-10 слов.

Игра "Кто у нас самый зоркий?" нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра "Художник". Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,
Только чей - пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.

"Поезд"

Для этой игры надо предметные картинки, названия которых состоят из одного, двух-, трёх и четырёх слогов, это будущие "пассажиры" поезда. На доске появляется поезд из трёх вагонов. По условиям игры поезд отправляется лишь в том случае, если все "пассажиры" правильно займут все свои места, то есть, в 1 вагон - слова, состоящие из 1 слога, 2 вагон - слова, состоящие из 2 слогов, 3 вагон - слова, состоящие из 3 слогов.

"Пирамидка"

Игра проводится на этапе закрепления. В игре участвуют все ученики, каждый из которых работает с индивидуальным набором предметных картинок. Дети получают задание распределить картинки по цветным кармашкам "пирамидки", проделав такую работу:

Проговорить слово - назвать предмет на картинке.

Разделить его на слоги, определить их количество.

Поместить картинку в соответствующий кармашек:

Односложные - в верхний;

Двусложные - в средний;

Трёхсложные - в нижний.

Если встречаются слова, состоящие из четырёх слогов, они в игре не участвуют.

Игра "Составь меню для Робина-Бобина-Барабека" ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который "скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника". Начинается игра со слов:

Изменился человек,
Робин Бобин Барабек.
Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто ж из вас скорей узнает?

На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример "8 - 3", под рисунком моркови "7 + 1", под рисунком яблока "3 + 2" и т. д. Значит один из вариантов ответа: Робину Бобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10.

Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.

С интересом принимается игра "Чудесный мешочек". Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда даю дополнительное задание: произвести слоговой и буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.

В игре "Разрезанные буквы" перед учащимися ставится задача не только составить слова, но и буквы из их частей. Слова я разделила на три степени сложности: из одного, из двух открытых слогов и из двух закрытых слогов. Для составления слов и слогов использую такую игру, как "Вращающиеся диски". 3адача учащихся - вращая диски, подобрать к каждому слогу на левом диске слог с правого диска, чтобы получилось слово. Все полученные слова ребята записывают в тетрадь для печатания, используя при этом цветные авторучки.

Начиная игру "Определи курс движения самолета", учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы - роль летчиков-курсантов.

Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием:

Расшифровать номера городов (решить примеры).

Назвать номера городов по порядку от меньшего к большему.

Показать линиями путь движения самолета.

Назвать по порядку города, над которыми летел самолет.

Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин и пешеходных путешествий по лесу, полю, горам и т.д.

Для игры "Контролеры" учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды по очереди вызывает к доске по одному контролеру. Они следят за правильностью ответов: один - за первой командой, другой - за второй.

По сигналу учителя ученики первой команды начинают делать ритмичные наклоны влево и вправо и считают про себя до тех пор, пока учитель не остановит их, например, хлопком. После этого они должны хором назвать, сколько наклонов было выполнено. Ученики второй команды по сигналу учителя также начинают делать наклоны, но продолжают счет, начатый первой командой. Например, если первая команда сделала 5 наклонов, то вторая начинает выполнять упражнения и считает: 6, 7, 8 и т. д. Затем по сигналу заканчивает упражнения и называет общее количество наклонов, выполненных двумя командами, например 8. В конце учащиеся должны назвать, сколько же наклонов выполнила вторая команда (ответ - 3).

Аналогично проводится игра "Стражники". От каждого ряда вызывается по одному ученику. Дети называют, например, слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука или с мягкого согласного звука, а стражники "пропускают" свои слова в свои "ворота". Для игры "Числа-перебежчики" учитель делит класс на три команды (по рядам). По пять учеников от каждой команды получают карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение, например 2 + 8 = 10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими же числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8 + 2 = 10. Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.

Овладение счетом, чтением, письмом - для детей большой труд. Успех его обеспечивается желанием учиться - это и есть психологическая готовность к учению. Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность их организована правильно.

Игры со сказками.

Я буду читать сказку, а вы - находить нужный прямоугольник из цветового набора, указывающий на цвет того предмета, о котором будет идти речь, показывать и раскладывать на парте в строгом порядке.

"Посадил дед репку. А какого цвета репка? Желтого. (Показывают.) Выросла репка большая-пребольшая. А ботва у нее какая? Зеленая. Пора репку тащить. Тянет-потянет дед репку, никак не вытянет. А лицо у него от натуги какого цвета стало? Красного. Сел дед на травку отдохнуть. Хорошо! Небо над ним, какое? Голубое. Позвал дед бабку. Попробовали тянуть репку. Стала бабка от натуги бледнеть. Лицо у нее, какого цвета оказалось? Белого. Тянут-потянут, не могут вытянуть. Присели на скамеечку, внучку зовут. А скамеечка в синий цвет покрашена. Внучка им машет с крыльца платочком. А платочек фиолетовый. Внучка Жучку зовет, и бегут они вдвоем. А ошейник у Жучки коричневый. Стали тянуть репку, не вытянут. Позвали кошку. А кошку звали Ночка, потому что шерсть у нее какого цвета? Черного. Стали тянуть, никак не вытянут. А солнце над ними светит, какое? Оранжевое. Тут решили они, что без мышки им никак не справиться. Позвали мышку. А шерсть у мышки какого цвета? Серого. Прибежала мышка. Тут все дружно за репку ухватились и вытащили ее. Вот и сказке конец".

Ребята, кто попробует, глядя на разложенные, на парте разноцветные прямоугольники, пересказать эту сказку? (Дети пересказывают)

Игра "Самый внимательный". (Учитель читает задание из конверта "Исчезновение цвета".)

На магнитной доске - несколько кружков разного цвета. Надо запомнить их. Затем дети закрывают глаза, и один кружок убирается. Какой?

Игру "Откроем замочек ключиком" я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках - ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.

Игра "Светофор".

1. Давайте вспомним сигналы светофора. Какого они цвета? Выложите на парте. Что означает красный свет? Жёлтый? Зелёный?

А теперь превратимся в светофор. Если я говорю:

Зелёный - топайте ногами.

Жёлтый - вы хлопайте в ладоши.

Красный - тишина.

А я буду неисправным светофором и стану показывать неправильные сигналы.

2. А сейчас поиграем в разноцветный светофор. У него не три цвета, а много-много разных красок. Я буду называть цвет, например, синий, а те, у кого на одежде есть этот цвет, быстро встают так, чтобы все увидели названный цвет.

Если у вас коричневые ботинки, то надо высоко поднять ногу.

Работа со слоговыми таблицами:

Можно использовать на уроках обучения грамоте и на уроке письма.

1. Составить слова - названия деревьев.

(Приложение № 1)

2. Составить названия учебных принадлежностей.

3.Составить слова - названия животных

Игры с буквами и словами

Из слова - в слово

Эта игра очень проста. Берем небольшое слово, и путём замены в нём только одной буквы получаются другие слова. Меняем первую букву, вторую, третью и т. д.

Например, слово "дом".

Дом - том - сом - ром - лом (меняем первую букву).

Меняем только вторую:

Дом - дым.

А теперь третью:

Дом - дол - дог - док

Или:

Коса - роса.

Коса - кора - кома - коза.

Буквенные столбики

Посмотрите на столбик слов, и вы увидите во всех словах на третьем месте букву "Р". Эту букву можно назвать "сквозной".

НОРА

ПОРА

ЖАРА

КОРА

ФАРА

МОРЕ

ГАРЬ

ДЫРА

Это занятие можно превратить в увлекательную и бесконечную игру. "Сквозная" буква может быть любой буквой алфавита и стоять на любом месте в слове. А слова могут быть как с одинаковым, так и с разным количеством букв.

_ _ _ к_ _о_ _

_ _ _к_ _о_ _

_ _ _к_ _о_ _

_ _ _к_ _о_ _

Буквенные стрелки

В этой игре необходимо вместо чёрточек вставить буквы, чтобы получить слова.

Например:

Задание. Заполните пропуски.

В ВЛАГА У У_ _ _ _ь _ _

XВОС _У_ _ _ _ь _ _ _

КОВЁР _ _У_ _ _ _ь

БОТВА _ _ _ У _ _ь _ _

БОРОВ _ _У_ _ ь _ _

СЛАВА

ТОВАР

СВОРА

ВАРЯГ

Буквенные ступеньки

Слова составляются в виде лесенки с постепенным увеличением количества букв на одну.

Можно подбирать слова по различным принципам:

1. одинаковая буква в начале;

2. одинаковая буква в конце и т. д.

Например: А

АР

AKI

АРБА

AIAKA

АБАЖУР

АБРИКОС

Задание. Заполните пропуски буквами.

_ _А

_ _ _А

_ _ _ А

_ _ _ _А

_ _ _ _ _А

_ _ _ _ _ _А

Буквы в клетках

Найдите начало и конец слова.

На рисунке изображены слоги, разбросанные в разных местах. Соедините их, и вы получите слова. Кто больше? (Приложение № 2)

Рассыпавшиеся слова

Если вы правильно переставите буквы, то получите слова и фразы. Например:

1. КААЛГ ---------------------> ГАЛКА

2. ВАГПОКОРО-------------> ПОГОВОРКА

3. РЮМОПЬЕКТ------------> КОМПЬЮТЕР

Задание.

1.МНИОЛ -------------------------------------> ...

2. ЗОНЯХИ --------------------------------- > ...

3..МОЭСКЭ -----------------------------------> ...

Между буквами

Записывается одно слово два раза следующим образом:

Д Г

О Л

Л О

Г Д

Задача играющих: придумать и вписать в промежутках между словами буквы для того, чтобы получились слова (необязательно одинаковое количество букв в словах). Игру можно проводить на время. Если сделать условием одинаковое количество букв в словах, то игра усложнится.

Слово в слове

Одно слово может скрывать в себе много других слов. Возьмите любое длинное слово. Например:

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

В нём можно найти слова: лекция, полиция, лоция, клоп, конец, яд, дол, кол, цикл, циклоп, циклон и другие.

И мы тоже:

Учитель: Если вы согласны с тем, что я говорю, после каждой фразы хором повторяйте: "И мы тоже". Если не согласны, в зале должна быть тишина.

(Приложение № 3)

Литература:

  1. В.М.Букатов, А.П.Ершова Хрестоматия игровых приёмов обучения. Москва. 2000.
  2. Н.Б.Говоркова, Г.Г. Кукушкина Первые дни ребёнка в школе. Рефлексивные круги, игры. Волгоград. 2008 год
  3. А.Заикина,М.Заикин,С.Заикин Поиграем на листе бумаги. Москва "Лист". 1999
  4. Т.И. Тарабаркина, Н.В. Елкина. И учёба, и игра: математика. Ярославль. 2003.