Исследовательский подход при изучении темы "Сила трения"

Разделы: Физика


Функции исследовательского подхода в обучении:

  • Воспитание познавательного интереса;
  • Создание положительной мотивации учения и образования;
  • Формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  • Развитие интеллектуальной сферы личности;
  • Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, увидеть картину природы как единого целого.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы, планирование исследования, оформление результатов проведенного исследования.
Именно исследовательский подход в обучении ставит учащихся в позицию творческого участника процесса познания, а не пассивного потребителя готовой информации.

Содержание теоретического материала соответствует  программе обучения физики в 10 классе.
Урок сопровождается компьютерной презентацией материала в PowerPoint.

Задача урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия при изучении нового материала, формирование умений работать с физическими приборами и оформлять результаты опытов.

Цели урока:

  • Образовательная: изучить физические особенности силы трения: трение скольжения, покоя, качение,  применение силы трения.
  • Развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов. Развитие коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем.
  • Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

1. Сегодня на уроке мы начинаем изучать «Силу трения»

Подумаем и ответим:

  • Почему затухают колебания маятника?
  • Почему прекращает движение брусок, катящийся по гладкой поверхности?
  • Почему удерживается тело на наклонной плоскости?

Мы узнаем:

  • При каких уроках возникает сила трения?
  • Какие виды трения существуют и в чем они проявляются?
  • От чего зависит сила трения?
  • Как можно измерить эту силу?

План урока.

  • Актуализация знаний.
  • Формирование знаний.
  • Подведение итога урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией.

1. Актуализация знаний

Действия учителя

Действия учеников

В качестве эпиграфа к уроку я бы хотела взять одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму»
Учитель предлагает проанализировать эпиграф:
– исходя из эпиграфа урока, какие формы работы будут вам предложены?
Объяснение темы «Сила трения» с использованием компьютерной презентации (Приложение 1) и видеофрагментов

(Приложение 2)
(Приложение 3)
(Приложение 4)
(Приложение 5)

Анализируют эпиграф и предполагают, что предстоит экспериментальная работа.
  • Обучающиеся смотрят видеофрагменты, анализируют их и отвечают на предложенные вопросы.
  • Обучающимся предлагается посмотреть буклет

(Приложение 6) и составить схему-конспект по теме.

2. Формирование знаний

Действия учителя

Действия обучаемых

Организует работу в группах. Обучающимся предлагается проделать опыты:
  • Сравнение сил трения скольжения и качения?
  • Зависимость силы трения от массы тела.
  • Зависимость силы трения от качества обработки поверхности и материала, из которого они изготовлены?
  • Зависимость силы трения покоя от качества обработки  поверхностей.
  • Зависимость силы трения скольжения от площади поверхности соприкасающихся тел

Обучающимся предлагается заполнить таблицу «Анализ результатов опытов» (Приложение 7). Последние два опыта даются в качестве примера заполнения таблицы.

Работают в группах, проводят исследования, анализируют результаты опытов, заполняют таблицу.

3. Закрепление полученных знаний. Подведение итогов урока

Действия учителя

Действия обучаемых

Предлагает заполнить отчет о проведенных опытах и сделать вывод Контроль и самоконтроль усвоения знаний. Отчет  групп о проведенных исследованиях, заполнение листка- отчета о проведенных опытах (Приложение 7). Руководитель группы оценивает каждого участника Оценка, выставленная группой, сверяется с оценкой, поставленной учителем.

Таким образом, систематическое выполнение экспериментальных и исследовательских заданий развивает в учениках такие умения, как самостоятельная сборка экспериментальных установок, измерение физических величин, представление результатов опытов в виде таблиц, выводы из экспериментов и объяснение результатов своих наблюдений с теоретической позиции. Ученик, делая для себя открытие,  практически подтверждает то, что узнал теоретически, и у него появляется мотивация к обучению и саморазвитию. Работа учащихся в группах позволяет  развивать коммуникативную компетентность, учит анализировать и оценивать ответы товарищей.
Кроме того, применение на уроках компьютерных технологий дополняет практический эксперимент и объяснение учителя, позволяет глубже понять суть практической работы, учит творчески мыслить и расширяет кругозор учащихся.