Использование цветовой ассоциативной методики для изучения социально-психологического климата в детском коллективе МОУ "Пронинский детский дом-школа"

Разделы: Школьная психологическая служба


Наша жизнь проходит в группах. Группа – это место, где реализуется потребность в общении, место для получения информации. Группа в чем-то подобна маленькому государству – у нее есть глава и структура, законы, система наказаний и поощрений. Правда, все это нигде не записано и не очень-то доступно постороннему взгляду. Тем важнее в этом разобраться. Поэтому одним из основных направлений в работе школьного психолога является работа с коллективом – это может быть коллектив учителей и коллектив учеников.

Для воспитанников нашего детского дома-школы – это не один коллектив, это класс, разновозрастная группа, спортивная секция, различные кружки творчества и т.д. Для более эффективного взаимодействия психологу важно быстро и точно оценить ситуацию, сложившуюся в группе.

В каждой группе свои требования, правила, и в этой группе ребенку надо найти свое место, роль и статус.

В своей практике, для исследования межличностных отношений и социально-психологического климата я использую следующие методики: социометрия (Морено), референтометрия, методика «Незаконченные предложения», методика «Два домика», рисуночные тесты «Моя группа», «Мои одноклассники», методика «Паровозик» для детей дошкольного возраста. Несмотря на множество различных методик для изучения взаимоотношений в группах, хочется чего-то нового, необычного, чтобы детям было это интересно и понятно.

Часто приходиться готовить большое количество бланков, искать время для проведения методик, а также обрабатывать результаты и составлять заключения.

В этом плане «Цветовая ассоциативная методика», которую мы использовали, имеет ряд преимуществ:

  1. Строится на основе стимульного материала «Восьмицветового теста М. Люшера».
  2. Проведение методики и обработка результатов не занимают много времени.
  3. Дает представление о социально-психологическом климате в данном коллективе.
  4. Главное, интересно и понятно детям, как работать с данной методикой.
  5. По результатам мы можем говорить о двух основных признаках группы, таких как конфликтность и сплоченность.

В данной методике используется не вербальное объяснение значение каждого цвета как у А.Н. Лутошкина, а используется метод ассоциаций: дети не знают значений цветов, и как нам кажется, это дает более точную оценку реальной картины отношений в группе.

Эту методику я предложила провести воспитателям в своих группах. Было обследовано 6 групп и 2 класса. Общее количество детей – 89, из них 45 девочек и 43 мальчика.

Суть данной методики заключается в следующем. Детям предлагается восемь полос: синего, зеленого, красного, желтого, малинового, коричневого, черного, серого цвета. (Приложение 1). Каждая полоса символизирует определенное настроение, сопровождается словесной характеристикой по А.Н. Лутошкину и М.Люшеру. (Приложение 2). Каждому ребенку предлагался соответствующий бланк методики (Приложение 3), в котором были даны инструкции, и наборы цветных карандашей и фломастеров предлагаемых цветовых оттенков.

Данные, полученные после проведения исследований, заносились в сводные таблицы. Затем строились диаграммы результатов, по которым можно увидеть настроение каждого ребенка и группы в целом (Приложение 4).

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующий вывод, что дети из групп с низкой потенциальной конфликтностью и высокой сплоченностью выбирают следующие цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый.

Дети из групп с высокой конфликтностью и низкой сплоченностью выбирают следующие цвета: синий, коричневый, серый, черный.

Проанализировав проделанную работу, мы решили продолжить исследование социально-психологического климата в других группах, в которых находятся наши воспитанники.

Данная методика проста в использовании и помогает быстро оценить атмосферу в коллективе и каждого ребенка в отдельности. Для более глубокого анализа можно использовать другие методики.

Полученные результаты имеют большое значение и могут использоваться не только психологом, но и воспитателями, учителями в построении учебно-воспитательного процесса.