Профориентация как средство социализации школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: Реализация идеи профильности старшей ступени, ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Задачи:

  • Знакомство с процессом самопознания, самоопределения.
  • Выбор профилирующего направления собственной деятельности.
  • Реализация идеи профильности старшей ступени.
  • Внедрение направления самоопределению учащегося основной ступени.

Основной материал:

Необходимыми условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через: предметы и спецкурсы; индивидуальные маршруты; индивидуальные учебные планы (ИУП); детско-родительские игры; беседы с учащимися и их родителями.

Опыт работы в МБОУ “СОШ № 37”.

В школе созданы условия, позволяющие учащимся 10 - 11 классов целенаправленно осуществлять свое профильное обучение, так как у большинства из них, еще в основной школе, была сформирована способность самоопределения, они научились делать выбор.

В школе проходят:

  • двухмесячник по профориентационной работе по теме: “Выбираешь профессию – выбираешь и будущее!” с целью активизации работы профессиональной ориентации учащихся.
  • разнообразные по форме и содержанию мероприятия: тематические занятия для учащихся старшего звена “Я выбираю профессию”, спецкурс “Мой выбор” в восьмых классах, индивидуальный маршрут “Кем быть?” и детско-родительская игра “Профессию выбираем вместе” в девятых классах, конкурсные и игровые программы для учащихся начального звена, выставки рисунков, фотовыставки, конкурсы сочинений, экскурсии; КВН.
  • выставки детского рисунка “Радуга профессий”; фотовыставка “Профессии моих родителей” (врач, учитель, водитель, строитель, шахтер, горный мастер и др) в которой участвуют учащиеся 5-8 классов.

В школе создана инициативная группа под руководством профориентатора, которая обеспечивает работу кабинета профориентации с учащимися 5-11-х классов. В работу инициативной группы руководитель привлекает учащихся старших классов, которые имеют склонность к профессиям типа “человек-человек” или “человек - художественный образ”, что легко выяснить с помощью опросника ДДО. Персональный состав инициативной группы утверждается на заседании школьного Совета по профориентации.

В её задачи входит:

  1. Проводить экскурсии с учащимися начальных классов в школьный кабинет профориентации.
  2. Собирать и оформлять профориентационные материалы.
  3. Выдавать профинформационные материалы учащимся во время дежурства.
  4. Проводить экскурсии со школьниками на передвижные выставки предприятий, в школы и ПТУЗы района, города.

В 5 - 9 классах уделяется большое внимание формированию у школьников представление о главных отраслях народного хозяйства, интереса к определенной области трудовой деятельности, стремлении получить профессию в средних профессиональных училищах, ознакомлению со средними специальными учебными заведениями, направлениями профессионального обучения в старших классах.

В 10 - 11 классах - закреплению у учащихся интереса к профессии, с возможностями продолжения образования в различных учебных заведениях. Более полную информацию о профессиональной направленности можно получить в профориентационном кабинете, где создана картотека “Куда пойти учиться?”, содержащая информацию об учебных заведениях (адрес, специфика, будущая профессия). Ценный профконсультационный материал - рекомендации врача по профориентации учащихся.

Под руководством наставника, работающего в кабинете, старшеклассники составляют характеристики профессий.

  • профессиограммы (характеристики) рабочих профессий, справочную, научно-популярную и другая литературу о профессиях, учебных заведениях, людях труда;
  • образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, макеты, муляжи, модели; схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией и экономикой производства.

Основной целью профилизации в школе является предоставление учащимся возможности спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора. Поэтому в школе созданы все условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Эти условия включают: индивидуализацию учебного процесса; расширение пространства социальной деятельности учащихся; переход от предметного к деятельностному освоению материала. Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счёт создания условий для самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов, элективных курсов, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в первую очередь на подготовку выпускников школы к-последующему профессиональному образованию. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них являться “надстройкой” профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения того, или иного учебного предмета. Другие элективы, должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов послужили курсы: “Математической статистики” для школьников, выбравших экономический профиль, “Компьютерная графика” для индустриально-технологического профиля или “История искусств” для гуманитарного профиля.

Профориентационная работа в школе показала, что целенаправленная ориентация педагогической деятельности на создание условий для формирования социализации школьников, создание организованной внешней среды, введение специальных курсов в учебный план образовательного учреждения позволили создать положительную тенденцию в социализации старшеклассников образовательного учреждения, у выпускников определились профессиональные намерения, значительно выросла инициатива, самостоятельность, ответственность.