Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Даниил Хармс"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Ознакомить учащихся с журналами для детей 20-40гг. ХХ века, рассказать детям о Хармсе,
  2. Ознакомить с его стихотворениями,
  3. Дать общее представление об игре словами;
  4. Развивать навыки выразительного осознанного чтения;
  5. Воспитывать интерес к чтению, внимание к авторскому слову;
  6. Развивать и обогащать речь учащихся,
  7. Способствовать развитию эмоциональной сферы детей.

Оборудование:

  • компьютер,
  • детские журналы,
  • портрет Хармса,
  • книги Хармса.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Речевая разминка.

Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.

- Прочитайте медленно, с интонацией удивления, с восхищением, с ускорением, с замедлением, скороговоркой.

3. Постановка цели урока.

Подготовительная работа.

- К то из вас читает журналы? Какие это журналы?

- А ваши прабабушки и прадедушки, читали журналы «Чиж и Ёж». (слайд1) Чиж-это «Чрезвычайно Интересный Журнал»-издавался в Ленинграде(теперь Санкт-Петербург) в 1930-1940 годах для дошкольников. А «Ёж»-это «Ежемесячный журнал»-для детей младшего и среднего школьного возраста- издавался с 1928года. (Презентация. Слайды 2,3)

Чтение вопросов из журналов, с.159.(Презентация. Слайды 4,5)

- Сегодня мы познакомимся с произведениями одного из первых авторов этих журналов -со стихотворениями Даниила Хармса. (Презентация. Слайд 6)

Чтение статьи о журналах, с.158.

4. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

- Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина, бывшего политзаключенного, отсидевшего в тюрьме и отбывшего ссылку на Сахалине.

Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.

Чармс- впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки,

Шутки не только в поэзии, но и в жизни. Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества есть такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Торопышкин и др.Чаще всего повторялось имя Хармс.

В середине 20-х годов прошлого века Д.Хармс и его друзья – Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий- объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали и выдумывали. Во взрослой поэзии это было трудно. Их не понимали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.

Чтение статьи О.Александровой о Д.Хармсе. (Презентация. Слайд 7)

Первичная проверка понимания.

- Что вы запомнили из моего рассказа о Данииле Хармсе?

- Каким вы себе его представляете? (Презентация. Слайд 8)

Первичное чтение стихотворения .

Работа с текстом, словарная работа.

- Понравилось ли вам стихотворение Д Хармса?

- Какие слова вызвали затруднения.

- Найдите в тексте и прочитайте звукоподражательные слова. Что имел в виду автор, когда их писал?

- Кто играл, во что и как?

- А вы так играете?

- Что помешало игре?

- Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда и целые отрывки текста?

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного.

(Презентация. Слайд 9.) Выразительное чтение стихотворения.

7. Итог урока.

- О творчестве какой группы поэтов вы сегодня узнали?

- О жизни какого человека вы сегодня читали и слушали?

- Что вы запомнили? (Презентация. Слайды 10,11)

- С каким стихотворением познакомились?

8. Домашнее задание.