Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Царь-плотник. Выход к морю»

Разделы: Начальная школа


Исторические и культурные события, происходившие в Западной Европе в 14 – 17 веках, взаимосвязаны с изменениями, которые наступили в России с эпохой Петра I.

Огромная страна, какой была Россия к началу XVII века, переживала тяжелые времена. Землевладельцы крепко прикрепили крестьян к земле. Крестьяне стали крепостными. Постоянно вспыхивали восстания.

Границы России в то время проходили по берегам Каспийского на юге Белого морей на севере. Доступа ни к Балтийскому, ни к Чёрному морям у России не было. Страна была бедной и отсталой.

Государем, осознавшим, что всё необходимо менять, что Россия отличается от стран Западной Европы, был младший сын царя Алексея Михайловича – Пётр.

По изображению на портрете сразу видно, что это мужественный, волевой человек. Взгляд его глаз как бы пронизывает нас, можно сказать, глаза проницательного, умного человека. Волевой подбородок. Мы прекрасно понимаем, что человек этот привык повелевать, привык, чтобы ему беспрекословно подчинялись и выполняли все его приказы.

Детство и юность Петра были омрачены трагическими событиями: смерть отца, а затем брата, стрелецкий бунт, опасения за свою жизнь - приучили его выбирать товарищей по играм, подбирать офицеров для своего “потешного войска”, постоянно учиться, покупать инструменты в других страна, уметь ими пользоваться.

Жизненные условия негативно и позитивно сказались на становлении Петра – правителя. Младший сын царя, рано потерял отца, не учили, как положено, всего добивался сам, большое влияние иностранцев из Немецкой слободы, в 10 лет стал царём.

Привык всего добиваться сам, находил себе учителей, стремился приобрести нужные инструменты, многое умел делать сам.

В сарае на острове Измайловского пруда он обнаружил лодку невиданной прежде формы. Это был ботик – маленький кораблик. Мечта о море стала стала чуть ли не главной в его жизни. На Плещеевом озере , близ города Переславля – Залесского, Пётр решил заложить целую флотилию.

В 17 лет Пётр стал во главе России. Страна тогда отставала в своём развитии от других стран. Нужно было пробиваться к морю, отвоёвывать старые русские земли. Своим личным примером показывал, что и как надо делать. Основывал города, фабрики, заводы, создавал армию и флот.

Следующей задачей царя стал выход к Балтийскому морю. Но к берегам Балтики подступиться было невозможно. Эти земли принадлежали Швеции, армия и флот которой были самыми сильными в Европе. Правил в Швеции Карл ХII.

Лето 1700 года. Пётр хотел выкупить земли при Финском заливе, но Карл отказал. Великая Северная война. Заключив союз с Данией и Польшей, Пётр объявил Швеции войну. Продолжалась она 21 год.

Весна 1709 года. Карл ХII осадил Полтаву. Северная война закончилась подписанием мирного договора. России отошли все завоёванные земли и возможность иметь флот при Балтике.

1703 год – строительство Петропавловской крепости, которая должна была охранять вход в устье реки. Вокруг крепости стал расти город, строившийся по единому плану.

Вклад Петра I в современный мир. При нём были построены новые города, судостроительные верфи, отвоевал исконно русские земли, выход к Балтийскому и Чёрному морям и возможность иметь флот. Россия стала великой империей.

Тема. Царь – плотник. Выход к морю.

Цели.

1. Дать представление о Петре I как личности.

2. Формировать представления о преобразованиях, происшедших в России, связанных с правлением Петра I.

3. Довести до сознания обучающихся значение этих преобразований.

Оборудование: портрет Петра I, карта “Россия в начале ХVII века”, фотографии царя Алексея Михайловича, царицы Натальи Кирилловны, царевны Софьи, царя Фёдора Алексеевича, гравюры “На верфях Амстердама”.

Ход урока

I.Организация класса на занятие. Сегодня у нас с вами исторический материал. Но начнём мы с повторения ранее изученного, чтобы ответить на вопросы нашего урока.

II. Проверка усвоения темы предыдущего урока.

- Исторические и культурные события, происходившие в Западной Европе в 14-17 веках взаимосвязаны с изменениями, которые наступили в России с Эпохой Петра I. Давайте вспомним, какие исторические события произошли в Западной Европе к концу ХVII века?

Приблизительно к началу ХIV века в Западной Европе начались крупные перемены (ответы учащихся).

  1. Начали создаваться современные государства.
  2. Быстро развивались города, которые превращались в центры культуры. И сам облик городов стал меняться. Замки начали строить не как крепости, а как удобное и красивое жильё для людей.
  3. В городах зародился новый слой общества – буржуазия (купцы, промышленники).
  4. Произошли изменения и в сознании людей. Они не хотели жить так, как жили их деды и прадеды: в грязи и болезнях. Теперь они поняли, что если можешь сделать что – то лучше, чем было – сделай.
  5. К концу Х IV века Европа обогатилась новыми знаниями. Многие новшества она приобрела у других народов.
  6. В мореплавании появились новые суда – лёгкие каравеллы с косым парусом. При помощи такого паруса суда могли плыть против ветра (это взяли у арабов).

    У китайцев позаимствовали компас, что существенно помогло в мореплавании.

    Научились изготавливать огнестрельное оружие (секрет пороха взяли, опять же, у китайцев).

  7. Стала быстро развиваться техника (появились ветряные и водяные мельницы, ткацкие станки, в середине Х V века Иоганн Гутенберг напечатал первую в Европе книгу).
  8. На картах разместили параллели (линии, идущие параллельно экватору) и меридианы (линии, пучком выходящие с Северного полюса и пучком собирающиеся в Южном полюсе). Расчертили карты на квадраты и по точкам можно определить, где находится тот или иной корабль в океане.
  9. Мореплаватели открыли новый материк Америку, проплыли вокруг земного шара, доказав, шарообразность Земли.
  10. Европейцы возродили свою богатейшую культуру – культуру Древней Греции и Древнего Рима.

Обобщение. Итак, мы с вами вспомнили о том, что вот такие большие изменения произошли в Западной Европе. А теперь посмотрим на восточную часть карты. Обширные просторы какого государства вы видите? (Россия).

- А что же происходило в ней? Попробуем разобраться, повлияли ли события Западной Европы на её судьбу? Вот на этот вопрос мы и постараемся ответить сегодня на уроке.

Раскрыть личность Петра I. Показать роль его преобразований на судьбу России. (Проблема урока записана на доске.)

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока. Огромная страна, какой была Россия к началу ХVII века, переживала тяжёлые времена. Землевладельцы крепко-накрепко прикрепили крестьян к земле. Крестьяне стали крепостными. Постоянно вспыхивали восстания.

2.Работа по карте. Посмотрите на карту России. Где проходят её границы? Есть ли у России выход к Балтийскому и Чёрному морям?

- Границы России в то время проходили по берегам Каспийского моря на юге и Белого моря на севере. Доступа ни к Балтийскому, ни к Чёрному морям у России не было. Страна была бедной и отсталой.

А нужны морские границы России? Для чего?

- Это торговые пути, культурные связи с другими государствами.

Государем, осознавшим, что всё необходимо менять, что Россия отличается от стран Западной Европы, был младший сын царя Алексея Михайловича – Пётр.

Наша задача – познакомиться с деятельностью Петра, постараться понять, каким он был человеком, чего добивался в жизни?

3.Работа в тетради. Тема: “Царь – плотник. Выход к морю”.

4. Решение проблемы урока (I этап)

Портрет Петра I. Посмотрите внимательно на портрет. Что можете сказать о человеке, изображённом на нём?

- По изображению на портрете сразу видно, что это мужественный, волевой человек. Взгляд его глаз как бы пронизывает нас, можно сказать, глаза проницательного, умного человека. Волевой подбородок. Мы прекрасно понимаем, что человек этот привык повелевать, привык, чтобы ему беспрекословно подчинялись и выполняли все его приказы.

Рассказ ученика. Современники так описывают Петра: “Не любил сидеть на месте, чаще всего был в движении. Ходил быстро, стремительно, шаги делал большие соответственно своему огромному росту (более 2 метров). При ходьбе широко размахивал руками. Его спутники едва поспевали за ним и вынуждены были бежать вприпрыжку”.

Да, мы с вами видим волевого человека, который способен добиться поставленной цели. Но что же сделало его таким? Обратимся к детским и юношеским годам Петра.

Детство и юность Петра I. Поисковый материал учащихся (Энциклопедия для детей ХVII век)

1) Пётр родился 30 мая 1672 года в Москве (портреты отца и матери). Это был младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. У Петра было два старших брата, которые претендовали на престол России, и несколько сестёр.

2) Когда ему было всего 4 года, умер его отец и царём стал его старший брат Фёдор Алексеевич. Он, в общем – то, неплохо относился к младшему брату и говорил своей мачехе, матери Петра, об обучении царевича, но никто так толком его и не услышал. Хотя все старшие дети царя получили прекрасное образование, даже девочки. К тому же его с матерью Натальей Кирилловной убрали из Кремля, и Пётр жил недалеко от Москвы в селе Преображенском.

3) Всё своё время Пётр был совершенно свободен и мог вволю бегать и драться с детьми слуг из Преображенского дворца. Маленький царь рос настоящим уличным мальчишкой. Он стал бойким и самостоятельным и в то же время совершенно неотёсанным ребёнком с грубыми манерами.

4) Что такое “потешное” войско? В то время был обычай приставлять к царевичам из знатных семей сверстников для игр и потехи. Так и к Петруше были приставлены товарищи из сыновей придворных. Образовался целый “потешный полк”, который назвали “Петровым”. Одев солдат в тёмно – зелёную форму, Пётр приказал иноземному офицеру обучать их военному делу. И сам начал службу простым барабанщиком.

5) Его потехи отличались от обычных детских игр лишь тем, что молодой царь мог потребовать для своего чумазого войска настоящее оружие из Оружейной палаты. Пусть оно было тупым и поломанным. Однако в драках уже случались настоящие увечья и ранения. Петра это только раззадоривало.

6) К тому же жизнь с “опаской” научила Петра выбирать учителей и командиров для своего войска, людей, которые не входили в службу в Кремле, эти люди были только в подчинении у Петра. Маленький царь мужал, а из “озорников” сформировали два полка неплохо обученных солдат – Преображенский и Семёновский, в честь сёл, где проходили “Марсовые потехи”.

7) Когда Петру исполнилось 8 лет (портрет Петра) – дьяк Посольского приказа Никита Зотов научил Петра читать по церковным книгам. Всё обучение его сводилось к знанию наизусть молитв и заповедей православной веры. После чего его учить бросили. Всю остальную жизнь Пётр был вынужден сам добывать себе знания в различных областях науки, искать учителей, далеко не всегда хороших специалистов, ловить каждое слово их на лету и мучительно сознавать себя недоучкой.

8) А в это время произошли трагические события. Царь Фёдор Алексеевич был болезненным и в конце апреля 1682 года он умер. Среди всех детей царя Алексея Михайловича умом и честолюбием выделялась царевна Софья Алексеевна, чьи политические интриги преградили малолетнему Петру прямой путь к трону (портрет Софьи и Фёдора Романовых).

В результате стрелецкого бунта, подготовленного сторонниками семейства Милославских, на царский престол взошли оба брата — Иван и Пётр. Причём первым государем стрельцы “выкрикнули” Ивана, страдавшего слабоумием, а правительницей на время малолетства была провозглашена Софья. С 1682 по 1689 годы управляла государством Софья.

9) В 1687 г. московский дипломат князь Яков Фёдорович Долгоруков отправился с посольством во Францию. Перед отъездом он рассказал юному Петру, что видел интересный прибор, которым можно измерять расстояние до определённого места. Царь немедленно попросил купить ему диковинный инструмент в Париже. Астролябия (от греч. “astron” — “звезда” и “labe” — “схватывание”) была доставлена в Москву “с великим бережением”, но ни один человек во всей столице не знал, как ею пользоваться. Наконец разыскали в Немецкой слободе образованного голландца Франца Тиммермана, который смог объяснить 14-летнему царю “варваров”, как работает прибор. Пётр захотел, чтобы Тиммерман продолжил его обучение. Голландец начал преподавать подростку основы математики, геометрии, фортификации и артиллерии — точные науки, которым в образовании кремлёвских самодержцев времени почти не уделялось. Однако Пётр с охотой брался за любое “нецарское дело”.

10) Большое влияние на Петра оказали иностранцы Немецкой слободы. Этот островок европейского мира, расположенный на реке Яузе, давно манил Петра своими недоступными для остальных жителей Москвы тайнами. В слободе жили немцы, англичане, шотландцы, французы, голландцы, шведы, датчане, итальянцы. Это были врачи, аптекари, инженеры — представители редких в России профессий. Однако основную массу среди них составляли иностранные офицеры-наёмники. Быт слободы, её архитектура, обстановка в домах, вольные нравы сильно отличались от привычных для Петра московских картин. В слободу приезжали курьеры из голландского города Гааги, привозились, правда, с большим опозданием, европейские газеты. Здесь можно было увидеть множество незнакомых книг, а также гравюры с изображением далёких городов — Лондона, Стокгольма, Вены, Парижа, Амстердама, на верфях и каналах которых тесно было от кораблей... Пётр открыл для себя целый мир, захвативший отныне его душу.

11) Летом 1689 года Софью отстранили от правления государством. Иван и Пётр вдвоём правили страной. Иван не вникал в управление государством, а затем с 1696 года после смерти Ивана Пётр стал царём России. Ему было всего 17 лет.

Логические построения учащихся.

Итак, ребята, выслушав материал, подготовленный вашими товарищами, попробуем сделать первые выводы. Как вы считаете, какие-то жизненные условия негативно сказались на становлении Петра – правителя? (Младший сын царя, рано потерял отца, не учили как положено, всего добивался сам, большое влияние иностранцев из Немецкой слободы, в 10 лет стал царём, много пережил в детские годы …)

А могли негативные условия сказаться положительно на характере Петра? Докажите. (Привык всего добиваться сам, находил себе учителей, стремился приобрести нужные инструменты (астролябия), многое умел делать сам).

Решение проблемы (II)

Работа по группам (по учебнику) с. 77 – 80.

I группа

Вы - должны сказать нам, какая случайная находка оказала громадное влияние на жизнь Петра.

II группа

Вы – почему страна остро нуждалась в деятельном правителе?

III группа

Вы – какое главное качество Петра особенно пригодилось стране?

Афиширование

Поделитесь результатом ваших поисков.

I группа. В сарае на острове Измайловского пруда он обнаружил лодку невиданной прежде формы. Это был ботик – маленький кораблик, который может под парусами ходить против ветра. Пётр так увлёкся кораблевождением, что с тех пор мечта о море стала чуть ли не главной в его жизни. По приказу Петра ботик починили. Молодой царь сам работал над новой “игрушкой” с топором в руках, но ни Яуза, ни Москва-река не давали настоящего простора. На Плещеевом озере близ города Переславля-Залесского, недалеко от Москвы, Пётр решил заложить целую флотилию. Отпросившись у матери якобы на богомолье, он умчался в Переславль строить свои “кораблики”.

II группа.

В 17 лет Пётр стал во главе России. Страна тогда остро нуждалась в деятельном правителе. Отрезанная от моря, она всё более отставала от других стран. Выход был один – войной пробиваться к морю, отвоёвывать старые русские земли. Но чтобы воевать, нужны армия и флот. Вот здесь – то и пригодились Петру полученные в детстве навыки. Он хорошо знал 14 ремёсел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным мастером, артиллеристом и даже зубодёром.

III группа. Но самое главное – он был талантливым военачальником, организатором. Это был удивительный царь, который до всего доходил сам: личным примером показывал, что и как надо делать, скакал из одного конца страны в другой, основывал города, фабрики, заводы, корабельные верфи, создавал армию и флот, налаживал типографии, рассылал экспедиции в дальние края.

Решение проблемы (III)

Работа с картой. Посмотрите внимательно на карту России. Что она нам может ещё рассказать. Пётр построил корабли, а выхода к морям нет.

I группа – Какая задача встала перед Петром?

– Следующей задачей Петра стал выход к Балтийскому морю. Не раз думал молодой царь Пётр Алексеевич о прибалтийских землях. Здесь и зима теплее и к крупным городам поближе. Но к берегам Балтийского моря в то время было не подступиться. Правила там Швеция, армия и флот которой считались тогда самыми сильными в Европе.

II группа. Как же царь решает эту проблему – выход к морю.

Лето 1700 года. Северная война.

Вскоре после возвращения из первого путешествия за границу Пётр обратился к Швеции с просьбой продать земли при Финском заливе, принадлежавшие некогда русским, но Швеция отказала. Тогда Пётр заключил союз с Данией и Польшей и объявил Швеции войну. Война продолжалась 21 год и известна под именем Великой Северной. В Швеции царствовал в то время Карл ХII.

III группа. Какое значение для России имела Полтавская битва?

Весною 1709 года Карл осадил Полтаву. Осада была безуспешной. Готовясь к битве, Пётр дал войску приказ, в котором сообщалось, что пришёл час решить судьбу отечества. (кадры из к/ф “Пётр I”)

27 июня 1709 года – Полтавская битва. (Картина “Полтавская битва”) Пётр во время сражения находился под огнём. Одна пуля прострелила шляпу, другая – седло, а третья повредила крест, висевший у него на груди. В этой битве шведы были разбиты. А.С. Пушкин в поэме “Полтава” писал:

… Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Ещё напор – и враг бежит …

3) Северная война закончилась подписанием мирного договора, по которому России все завоёванные ею земли и возможность иметь флот при Балтике. (Ништадтский мир) В 1703 году на одном из островов в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости, призванной охранять вход в устье реки. Вокруг крепости стал расти город, который строился по единому плану.

Кульминация

Попробуем, используя прием словесного рисования, набросать историческую картину России до Петра и после его преобразований.

До Петра – страна отсталая, не хотели ничего менять, жили так как их деды и прадеды, не было заводов, фабрик.

При Петре – изменилось сознание у людей, которые поверили в Петра и помогали ему. Началось строительство новых городов, фабрик, корабельные верфи, экспедиции в дальние края.

Рефлексия

Ну, что же, наше погружение в эпоху Петра I близится к концу и хотелось бы услышать ваше сложившееся представление о нем. Каким вы увидели Петра I?

А как вы считаете, сейчас наша страна прогрессивная? А есть ли вклад Петра I в то, чтобы наш современный мир стал таким?

Очень деятельный человек, поставив перед собой цель: идёт к ней. Сам выбирает место для строительства городов (Таганрог, Петербург), верфей.

Да, конечно, наша страна прогрессивная, развивается наука и техника, именно русский человек первым полетел в космос, наши учёные побывали на дне Северного Ледовитого океана, установили там флаг России.

Если бы во главе России в 18 веке встал не Пётр, а осталась правительницей царевна Софья, наша страна не пошла бы тем путём, который был выбран Петром. Возможно, Россия так и осталась бы отсталой страной.

Д/З На стр. 81 вы увидели гравюру “Наводнение в Петербурге”. Задание: Узнать, что такое “гравюра”. 2. Рассмотреть ее.

3. Написать мини сочинение-рассуждение. Раскройте, что изображено, причины явления, что испытывали люди-жители города.