Программа кружка "Юный спасатель"

Разделы: Внеклассная работа


1. Общие положения.

Настоящая программа предназначена для обучения школьников в кружке “Юный спасатель” и рассчитана на два года. Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости населения РФ, положения о системе подготовки кадров, а также Федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “Об аварийно спасательных службах и статусе спасателей”.

В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить психологическую закалку.

Подготовка предполагает три основных направления:

  • теоретическое,
  • техническое,
  • физическое.

Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой и расписанием занятий и предполагает изучение законов, подзаконных актов и изучение основ аварийно-спасательных работ.

Техническая подготовка проводится на спортивном ядре школы и в актовом зале по методике специальной подготовки спасателей.

Физическая подготовка проводится согласно требованиям, предъявляемым к членам спортивных секций и школ выживания в экстремальных условиях.

Изучение “Основ применения ПЭВМ” предполагает получение навыков в работе и использовании ПЭВМ в повседневной деятельности прогноза обстановки в чрезвычайных ситуациях.

2. Организационно-методические указания.

Программа разработана для учащихся, желающих получить начальную подготовку по специальности “Аварийно-спасательное дело”. Программа рассчитана на проведение занятий в течение 2-х лет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 учебного часа.

В ходе обучения школьники должны научиться вести аварийно-спасательные работы в зонах (районах) ЧС природного характера и оказывать помощь профессиональным спасателям при ведении аварийно-восстановительных работ при авариях и катастрофах техногенного характера, пользоваться средствами индивидуальной защиты, туристским снаряжением, оказывать первую медицинскую помощь, иметь навыки выживания в экстремальных условиях.

По окончании подготовки школьники должны

знать:

  • функции спасательной службы и законодательную базу по ней;
  • специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
  • принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;
  • способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
  • основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
  • приемы и средства оказания первой медицинской помощи;
  • особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
  • основы передвижения по различной местности;
  • основы выживания в различных климатических и природных условиях;
  • технику безопасности при выполнении АСР;
  • свои индивидуально-психологические особенности;
  • методы и приемы управления собственным состоянием;
  • особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС.

уметь:

  • ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
  • применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;
  • контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
  • применять приемы управления своим состоянием.

иметь представление:

  • об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
  • о природных явлениях региона;
  • о процессе горения, пожаре и его развитии;
  • об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
  • об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.

3. Учебный план.

№ п/п Наименование разделов Всего 1 год обучения 2 год обучения
1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб и формирований МЧС РФ 1 1 -
2. Общая подготовка 4 3 1
3. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 2 1 1
4. Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований 2 1 1
5. Медицинская подготовка 20 10 10
6. Психологическая подготовка 3 1 2
7. Физическая подготовка 10 6 4
8. Основы автономного существования в различных климато-географических условиях 10 4 6
9. Основы здорового образа жизни 4 2 2
10. Радиационная, химическая и биологическая безопасность 4 2 2
11. Гражданская оборона и ее задачи 6 3 3
12. Основы применения ПЭВМ 2 _ 2
ИТОГО 68 34 34

4. Учебно-тематический план.

1-й год обучения

№ темы Название темы Кол. часов Дата
1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб и формирований МЧС РФ 1
2. Общая подготовка 3
3. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1
4. Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований 1
5. Медицинская подготовка 10
6. Психологическая подготовка 1
7. Физическая подготовка 6
8. Основы автономного существования в различных климато-географических условиях 4
9. Основы здорового образа жизни 2
10. Радиационная, химическая и биологическая безопасность 2
11. Гражданская оборона и ее задачи 3

ИТОГО

34

Учебно-тематический план

2-й год обучения

№ темы Название темы Кол. часов Дата
1. Общая подготовка 1
2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1
3. Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований 1
4. Медицинская подготовка 10
5. Психологическая подготовка 2
6. Физическая подготовка 4
7. Основы автономного существования в различных климато-географических условиях 6
8. Основы здорового образа жизни 2
9. Радиационная, химическая и биологическая безопасность 2
10. Гражданская оборона и ее задачи 3
11. Основы применения ПЭВМ 2

ИТОГО

34