Открытый урок производственного обучения по теме "Подготовка торцовой поверхности под сверление. Центрование"

Разделы: Технология


Урок производственного обучения разработан для обучающихся по профессии “Станочник широкого профиля”, “Токарь”.

Данный урок является вторым уроком в разделе программы и предназначен для эффективного изучения темы: “Подготовка торцовой поверхности под сверление. Центрование”. Использование мультимедийных презентаций на уроке позволяет сократить время усвоения нового материала, повысить познавательную активность за счет увеличения наглядности и насыщенности. Обучающиеся могут показать и закрепить свои знания по изученной теме, развить практические умения и навыки.

Профессия: Станочник (металлообработка). Станочник широкого профиля.

Тема программы: “Обработка цилиндрических отверстий”.

Тема урока: “Подготовка торцовой поверхности под сверление. Центрование”

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить знания обучающихся по технике безопасности;
  • обеспечить усвоение технологии подготовки торцовой поверхности под сверление, научить центровать торцовую поверхность;
  • обеспечить усвоение основных приёмов наладки станка.

Развивающие:

  • содействовать развитию профессиональной значимости личностных качеств (аккуратности, ответственности, целеустремленности);
  • развивать умение применять теоретические знания на практике, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать осознанную потребность в труде;
  • воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
  • прививать навыки бережного отношения к инструменту и оборудованию;
  • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока: урок комбинированный, с элементом игры.

Материально-техническая база:

  • оборудование (станки токарно-винторезные модели 1А616; заточные станки); ключи для трех кулачковых самоцентрирующихся патронов и резцедержателей;
  • приспособления (патрон сверлильный, переходные втулки);
  • режущий инструмент (резцы подрезные, проходные отогнутые, центровочные сверла, спиральное сверло);
  • контрольно-измерительный инструмент (штангенциркуль ШЦ-1, ШЦ-3);
  • персональный компьютер, проектор, мультимедийный плакат;
  • инструкционная технологическая документация (чертежи, тесты, карточки с задачами, маршрутные карты обработки, личные карточные по т/б);
  • готовое изделие - эталон, заготовки диаметром 20 мм, длиной 65 мм.

Межпредметные связи: черчение, основы общей технологии машиностроения, допуски и технические измерения, материаловедение, технология обработки на металлорежущих станках.

Ход занятия

1. Организационная часть - 3 мин.

1.1 Проверка наличия учащихся, их внешнего вида.

1.2 Сообщение темы, целей и последовательности проведения занятия.

2. Вводный инструктаж - 40 мин. (комбинированный урок с применением информационных технологий, ассистентского контроля, балльной системы оценки качества знаний учащихся).

2.1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Используется мультимедийный плакат.

2.1.1. Блиц-опрос (фронтальная форма) (Приложение 1)

Подгруппа делиться на две бригады.

2.1.2. Решение задач по карточкам (индивидуальная форма) (Приложение 2, Приложение 3).

2.1.3. Игра “Угадай-ка”. Черный ящик с инструментом (резцы, сверла), учащимся необходимо назвать инструмент и рассказать о его назначении.

2.1.4. Контроль знаний обучающихся по технике безопасности (электронный тестировщик, индивидуальная форма) (Приложение 4, находится у автора).

2.2. Объяснение нового материала.

План изложения:

2.2.1. Рассказ с использованием информационных технологий:

  • центровочные инструменты (опрос обучающихся, закрепление теоретических знаний). (Приложение 5)
  • основные типы центровочных отверстий; (Приложение 6)
  • разметка и накернивание центровочного отверстия; (Приложение 7)
  • сверление и зенкование центровочного отверстия; (Приложение 8)
  • центрование заготовки комбинированным центровочным сверлом. (Приложение 9)

Промежуточный контроль:

1. При подрезании торцовой поверхности резцом, какие используются подачи? (Продольная и поперечная).

2. В каком приспособлении установлено центровочное сверло? (Сверлильном патроне).

3. Какой подачей подаётся центровочное сверло к заготовке? (Продольной).

  • закрепление нового материала, просмотр видео ролика: “Центрование заготовки комбинированным центровочным сверлом”. (Приложение 10)
  • дефекты при центровании заготовок; (Приложение 11)

2.2.2. Эвристическая беседа с обучающимися.

  • изучение чертёжа изготавливаемой детали, технических требований к нему. (Приложение 12)

Промежуточный контроль:

1. Из какого материала изготовлена деталь? (Из стали).

2. Что такое сталь? (Сплав железа с углеродом с содержанием углерода до 2%).

3. Расшифруйте марку стали – Сталь 20 (Сталь углеродистая, конструкционная, качественная с содержание углерода до 0, 20 %).

4. Чему равен диаметр детали и её длинна? (Диаметр - 20 мм, длинна - 60±1 мм).

5. Назовите наибольший и наименьший предельно допустимые размеры. (Наибольший - 61 мм, наименьший - 59 мм).

6. Размеры центровочного отверстия. (Диаметр отверстия - 2,5 мм, глубина сверления - 5 мм, угол конуса - 60°, глубина конуса - 2 мм).

7. Что означает данный знак ? (Поверхность получена без удаления слоя металла или поверхность получена при изготовлении первичной заготовки, не должна обрабатываться (например, после литья, ковки, горячей штамповки и. т.п.).

8. Что означает данный знак ? (Шероховатость всех поверхностей кроме указанных соответствует Ra 3,2 мкм).

9. Что означает запись H12, h12? (Точность обработки всех поверхностей соответствует 12 квалитету).

  • критерии оценки практической работы; (Приложение 13)
  • обсуждение технологической последовательности обработки. (Приложение 14)

2.2.3. Организация работы в токарной мастерской.

  • выдача задания;
  • нормы времени на единицу изделия.

2.2.4 Демонстрация мастером производственного обучения трудовых приёмов работы, предупреждение возможных ошибок при выполнении работы:

  • последовательность наладки станка для обработки детали;
  • опасные зоны резания;
  • технология обработки детали;
  • приемы самоконтроля при изготовлении детали.

2.2.5. Распределение обучающихся по рабочим местам, по выполнению задания согласно чертежа и маршрутной карты обработки.

3. Самостоятельная работа учащихся - 300 мин.

Текущий инструктаж - целевые обходы мастером п/о и бригадирами рабочих мест учащихся:

  • контроль организации рабочих мест;
  • контроль правильности заточки режущего инструмента;
  • контроль правильности выполнения приёмов и операций обработки деталей;
  • контроль соблюдения технологии изготовления детали, соответствие режимам резания;
  • контроль соблюдения технических условий работы;
  • контроль за соблюдением т/б обучающимися (замечания записываются в личные карточки по т/б) (Приложение 15)
  • приёмка и оценка выполнения работ. (Приложение 16)

4. Заключительный инструктаж - 10 мин.

  • подведение итогов урока с участием бригадиров, (ассистентский контроль), рефлексия.

Мастер п/о подводит итоги.

  • домашнее задание (опережающее): выполнить чертеж детали, чертеж усложнить: изменить диаметр отверстия – 10,5 мм, глубину сверления – 40 мм.