Мониторинг воспитательного процесса в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


В современных условиях в образовательном учреждении существует задача создания системы мониторинга воспитательного процесса. Решение данной задачи позволит коллективу педагогов выстроить логику воспитательного процесса с неуклонным повышением качества воспитания. МОУ «Средняя образовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Назарово Красноярского края» ориентирована на обучение и воспитание учащихся, развитие их физических, психологических, интеллектуальных особенностей, а также на обеспечение образовательных потребностей учащихся с учетом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов.

Воспитательный процесс в школе осуществляется в соответствии с нормативно - правовыми документами о развитии воспитания в системе образования РФ и Красноярского края.

Цель воспитательной системы школы: создание условий для самовыражения, самореализации, самоутверждения, самоопределения учащихся через включение их в УВП. В рамках управления воспитательной системы школы в 2008-2009 учебном году была продолжена работа по усовершенствованию мониторинга воспитательной работы. Основные направления, которого были определены педагогическим коллективом в 2007-2008 учебном году: включенность школьников во внеурочную деятельность, деятельность классного руководителя, развитие детско-взрослого соуправления, уровень воспитанности учащихся, занятость учащихся в УДО и школьных кружках, клубах.

Под качеством воспитания нами понимается интегральная характеристика системы воспитания, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Инструментом оценивания результатов качества воспитания является мониторинг активности детей во внеурочной и социально-значимой деятельности, сформированность личностных качеств школьников, влияющих на учебную и социальную деятельность и воспитательную деятельность классных руководителей по формированию этих качеств.

Мониторинг воспитательного процесса в школе в 2008-2009 учебном году осуществлялся путем проведения диагностического исследования (приложение 1) (анкетирование, наблюдение, анализ портфолио детей), через которые можно проследить: степень включенности детей класса в классные и школьные мероприятия, проекты, программы; микроклимат в классе; отношения между учащимися и классным руководителем; развитие детского самоуправления.

Направление «Включенность школьников во внеурочную деятельность»

Педагогический коллектив школы создает благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, учителя-предметники формируют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Традиционными стали в школе предметные недели, декады. В рамках, которых учителя используют различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, выпуск газет и т.д.

В работе с учащимися класса классные руководители используют разные технологии воспитания, формы, приемы, создают благоприятный психологический климат в детских коллективах. Это подтверждают результаты анкетирования, проведенные среди учащихся 5-10 классов (опрошено было 495 учащихся): удовлетворены характером отношений, сложившихся в классе – 455 учащихся (92%); 40 учащихся (8%) учащихся считают, что их отношения не сложились.

Цель образовательной деятельности школы реализуется через включение учащихся школы в различные мероприятия, конкурсы (очные, заочные, дистанционные), олимпиады, спортивные соревнования, школьные КТД. В нашей школе учащимся предоставляется большой спектр мероприятий по различным направлениям (спортивное, художественно-эстетическое, экологическое, по разным учебным дисциплинам, социально-значимая деятельность, военно-патриотическое и др.), каждый может найти себе дело, а некоторые пробуют свои силы в нескольких, что положительно сказывается на выборе образовательного профиля, дальнейшего образовательного маршрута. В анкетах учащиеся школы отмечают, что в школе сложилась традиционная система КТД: «День Знаний», «День Учителя», «Осенний бал», «День Матери», КВН (9-11кл.), новогодние праздники, конкурсы к 23 февраля, праздники, посвященные женскому дню 8 Марта, смотр художественной самодеятельности, выставки прикладного и художественного творчества, вахта памяти ко Дню Победы, «Последний звонок». Для организации урочной и внеурочной деятельности осуществляется взаимодействия классных коллективов с учреждениями культуры: музейно-выставочный центр, городская центральная библиотека, ГДК, ДК «Юбилейный».

В мониторинге воспитательного процесса одним из критериев мы рассматриваем занятость школьников во второй половине дня (приложение 2). По сравнению с прошлым годом в 2008-2009 учебном году за счет конкурсов, КТД, проектов реализованных в параллелях на 11% увеличился процент школьников принимавших участие в общешкольных мероприятиях, на 6% увеличилось количество учащихся, включившихся в социально-значимую деятельность.

Таким образом, в традиционных школьных мероприятиях участвуют все классы, но степень активности классов в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей их желанием и умением организовать, заинтересовать детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. Но, не смотря на организованную внеурочную деятельность в школе, учащиеся считают:

  • их класс в школе живет жизнью разнообразной и насыщенной- 356 учащихся (72%);
  • их класс в школе живет скучной жизнью - 64 учащихся (13%);
  • нормально, но хотелось бы лучше - 72 учащихся (15%);
  • внутри класса жизнь разнообразная и насыщенная -302 учащихся (61%);
  • жизнь в классе скучная - 134 опрошенных (27%);
  • другое - 60 учащихся (12%).

Направление «Деятельность классного руководителя»

Определение результативности деятельности классного руководителя относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. В своей практической работе классному руководителю приходится координировать взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащихся, работать над повышением успеваемости через развитие познавательной активности школьников. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования.

В нашей школе в 2007 году в результате совместной деятельности педагогического коллектива школы был разработан сводный лист результатов деятельности классного руководителя (приложение 3), вкотором отражена его деятельность по критериям:

  • Критерий 1. Успешность в методической деятельности.
  • Критерий 2. Успешность в воспитательной деятельности.
  • Критерий 3. Успешность в здоровьесберегающей деятельности.

В конце учебного года заместитель директора по воспитательной работе заполняет сводный лист результатов деятельности классного руководителя, составляет рейтинг их деятельности и анализирует индивидуальную деятельность классных руководителей. По итогам полугодий классные руководители подают подробную аналитическую справку (приложение 4) о своих достижениях, о достижениях учащихся своего класса.

В процессе анализа результатов выявлено, что  при организации внеклассной деятельности 153 учащихся (31%) отметили, что часто обсуждают и сотрудничают с другими классами при подготовки и реализации КТД, проектов, социально-значимых акций; 170 опрошенных (37%) делают это редко; 105 человек (23%) никогда не обсуждает и не сотрудничает с другими классами.

Таким образом, в соответствии с критериями эффективной деятельности классного руководителя в 2008-2009 учебном году по сравнению с прошлым было выявлено что:

  • по критерию «Успешность в методической деятельности» улучшили свои показатели 15 классных руководителей, ухудшили – 4;
  • по критерию «Успешность в воспитательной деятельности» улучшили – 17, ухудшили – 8;
  • по критерию «Успешность в здоровьесберегающей деятельности» улучшили – 9, ухудшили – 2.

Направление «Развитие детско-взрослого соуправления»

Участие в классных и общешкольных мероприятиях развивает ответственность, инициативу в обучающихся, содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские качества личности и их коммуникативные способности. С целью изучения уровня развития ученического самоуправления среди учащихся 5–10-х классов было проведено анкетирование. Опрошено 459 человек. Анализ результатов выявил, что в качестве «участника» принимали участие в классных или школьных мероприятиях – 356 учащихся (72%), «зрителя» – 271 (59%), «организатора» – 106 (23%). Никогда не участвовали 32 учащихся – 7%. 262 учащихся (57%) хотели бы принимать участие в организации и проведении школьных мероприятий, причем это в основном учащиеся старшей ступени, 156 учащихся (34%) отметили, что проявляют инициативу в организации и проведении мероприятий. У 372 учащихся (81%) проявляется чувство ответственности за порученное дело, у 87 учащихся (19%) чувство ответственности не проявляется.

Таким образом, взаимодействие с другими классами в организации школьной жизни в этом году составило 31%, что на 11,6% больше по сравнению с прошлым годом за счет проведения КТД, проектов, социально-значимых акций по параллелям и работы органов детского самоуправления.

Направление «Занятость учащихся в дополнительном образовании»

В системе единого образовательного пространства школы работа по дополнительному образованию в 2008-2009 учебном году была направлена на выполнение задач по обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся.

Занятость школьников в дополнительном образовании

Показатель

Школьный уровень

Городской уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Доля занятых детей в дополнительном образовании.

230

24

675

71

В 2008-2009 учебном году уменьшилась доля занятых детей в дополнительном образовании на 2%, так как уменьшился процент посещающих городские круглогодичные образовательные программы. С целью вовлечения незанятых школьников в дополнительном образовании на День школы были приглашены педагоги Дома пионеров и школьников, Станции юных техников, а так же классные руководители с учащимися. Вначале года была организована и проведена городская «Ярмарка интересных дел», которую посетили классные руководители, родители вместе со школьниками незанятыми в дополнительном образовании. Процент посещения учащимися УДО в этом году составил - 71 % ,в том числе:

  • музыкальная школа - 11%,
  • художественная школа - 12%,
  • ДПиШ – 6%,
  • хореографические коллективы города - 5 %,
  • спортивные школы - 23%,
  • другие секции, студии, клубы - 12%.

Результатом воспитательной деятельности является уровень воспитанности учащихся. С 2004 года в школе выстроена система мониторинга учащихся 2-11 классов по методике Н.П.Капустина, позволяющая определить состояние результатов деятельности по развитию личности ребенка и обозначить перспективы дальнейшей работы. Анализ результатов диагностики показывают рост процента уровня воспитанности каждого обучающегося, каждого класса, параллели и коллектива школы в целом, что помогает выявлять достижения и дефициты в процессе воспитания обучающихся, конкретизировать цели и задачи воспитательного процесса. Динамические результаты воспитанности представлены в таблице.

Результаты диагностики уровня воспитанности

 

высокий

хороший

средний

низкий

2004-2005

23%

39%

31%

7%

2005-2006

25%

38%

31%

6%

2006-2007

27%

40%

26%

5%

2007-2008

26%

41%

26%

5%

2008-2009

25%

40%

28%

7%

Сравнительный анализ результатов выявил, что увеличился процент учащихся с низким уровнем воспитанности, этому способствовало соединение нашей школы и школы №16, к нам пришли 11 человек из 25 - подростки, стоящие на учете в ОПДН.

Итак, мониторинг воспитательной деятельности в МОУ «Средняя образовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Назарово Красноярского края» находится на стадии становления.