Классный час для старшеклассниц "Будущее нации в ваших руках, девушки!" (наркотики и девушки)

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • антинаркотическая пропаганда,
  • половое воспитание,
  • воспитание здорового образа жизни,
  • патриотическое воспитание

Оборудование:

  • книжная выставка,
  • газетные, журнальные материалы,
  • плакаты, подготовленные учащимися,
  • иллюстративный материал,
  • выставка картин русских, зарубежных художников,
  • мультимедиапрезентация.

Предварительная работа:

  • проведение социологического опроса среди
  • старшеклассников на предмет отношения к наркотикам,
  • подготовка творческих материалов (стихи, сочинения, рассказы, плакаты),
  • подбор материалов для художественной выставки,
  • подготовка мультимедиапрезентации (Приложение 1)

Ход классного часа

1. Организационный момент

2. Монолог женщины, готовящейся стать матерью

Я точно знаю, что у меня скоро родится сын. Он будет веселый, красивый, умный, сильный. Я уже очень люблю его. Я представляю его голубые глаза, светлые волосы и ямочку на подбородке. Мне так хочется, чтобы он радовался этому миру, пению птиц и журчанию ручейков, зеленой траве и ласковому солнцу. Мне так хочется поскорее прижать его к себе и долго – долго не отпускать. Какой сладкий запах идет от его волос, как чудесно звенит его звонкий голос! Какое это чудо – быть матерью, рождать на свет человека, похожего на тебя и в то же время непохожего, заново повторять в нем себя, свою любовь…

3. Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, девочки, девушки, наши старшеклассницы. Сегодня мы с вами поговорим о великом предназначении женщины – материнстве и о проблемах, которые связаны с этим предназначением. Каждый из нас знает, что девочка, рожденная на планете Земля, в будущем призвана стать матерью, продолжательницей рода человеческого. Так было, есть и будет. Есть одно замечательное стихотворение, в котором поэт С.Островой очень точно выразил наше отношение к женщине.

4. Ученица читает стихотворение С.Острового

Есть в природе знак простой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!

5. Ученица делает обзор художественной выставки (Приложение 1) и подробно рассказывает об одной из картин.

С мыслью поэта “Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках!” перекликаются и картины, представленные на нашей выставке. Вы видите здесь и знаменитые картины великих мастеров, и неизвестные картины. Вот картина Рафаэля “Мадонна из Конестабиле”. На фоне широкого пейзажа – долин и холмов, реки и, снежной горы на горизонте – изображена молодая женщина с ребенком. Задумчивое, немного грустное безмолвие окружает её: от ее склоненного лица, опущенных глаз, струящегося по плечам покрывала как бы исходит предчувствие печали. Целомудрием и душевной чистотой покоряет это маленькое тондо (произведение круглой формы), такая чистота слышится в пении свиристелей – даже шум большого города не заглушает их негромких, но хрустально –ясных голосов. “Мадонну Конестабиле” не подавляет ни золоченая, украшенная рельефами рама, ни пышность огромного зала; светясь внутренним светом, она сосредотачивает на себе взгляды. Этот внутренний свет, исходящий от мадонн, объединяет все эти картины, хотя они написаны разными художниками, в разных манерах, в разные эпохи. Самое почетное место в нашей выставке занимает картина Рафаэля “Сикстинская мадонна”, которая стала вершиной его творчества.

“Чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, – писал он. – Но ввиду недостатка… в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум. Имеет ли она какое – либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть”. Чистые овалы лиц, длинные прямые волосы, покорные глаза, чуть тронутые горечью губы – таковы его мадонны. Ни великолепных нарядов, ни яркой красоты, которые так любили его современники – венецианцы, ни экстатических переживаний – ничего резкого, экспрессивного. Только тихая материнская радость, слитая с таким же тихим предчувствием горя, только готовность войти в мир со своей судьбой и раствориться в ней. По умению создать земной и одновременно лишенный черт повседневной обыденности образ, по глубине и силе поэтического чувства, всегда выверенного и обузданного разумом, по точной мере их соотношения Рафаэля можно сравнить с поэтом Пушкиным.

“Сикстинская мадонна” находится в Дрезденской картинной галерее. Вряд ли стоит её описывать, она знакома всем нам по репродукциям, но и описания дают так же мало, как и сами репродукции. “Не видав оригинала, я хотел купить себе в Дрездене …эстамп; но увидав, не захотел и посмотреть на него: он, можно сказать, оскорбляет святыню воспоминания, – рассказывал поэт Василий Андреевич Жуковский. – Час, который я провел перед этой мадонной, принадлежит к счастливым часам жизни”. Необыкновенная чистота юной матери с детским и в то же время самоотверженным взглядом, не по-детски прозорливый взгляд младенца, уже постигнувшего сокровенный смысл жизни и смерти, удивительная одухотворенность обоих – все это делает “Сикстинскую мадонну” одним из величайших созданий европейской живописи.

6. Учитель.

Действительно, женщина – прекрасное творение природы, она олицетворяет собой начало жизни, любовь, счастье на Земле. А можете ли вы представить себе мать, которая хочет причинить зло своему ребенку?. Наверное нет, ведь нормой для нас . матерей, стало бескорыстное самопожертвование во имя своего ребенка. Однако участились случаи, когда матерями становятся совсем еще юные женщины в 13 – 14 лет, которым впору играть с куклами, а не воспитывать ребенка; участились случаи прерывания беременности юными мамами, а сколько брошенных детей в детских домах, помойках, мусорных баках!!! И еще одна проблема, которая стала сегодня особенно актуальной, это проблема наркомании среди девушек – будущих матерей.

7. Беседа со старшеклассницами

Знаете ли вы, какой вред наносят наркотики человеку?

– Какой вред могут принести наркотики женскому организму, здоровью будущих мам, их детям?

(Ответы учащихся выслушиваются, анализируются, дополняются, записываются на доске.)

  • Девушка теряет свое здоровье физическое (гнилые зубы, желтушно – серая кожа, лицо с ранними морщинами, облысение, проблемы с внутренними органами, психические расстройства);
  • Девушка нездоровая не может родить здорового ребенка, значит, ребенок может родиться инвалидом и будет всю жизнь страдать;
  • Девушка – наркоманка не сможет обеспечить своего ребенка всем необходимым: полноценным питанием, одеждой, игрушками;
  • Девушка – наркоманка не сможет дать своему ребенку любовь, ласку, такой ребенок будет сиротой при живой матери .

8. Выступление врача-нарколога

Вы очень хорошо определили, к каким последствиям может привести употребление наркотиков девушками. Действительно, наркомания – это тяжелое заболевание, приводящее к серьезным расстройствам здоровья, инвалидности, распаду личности и смерти в молодом возрасте. Употребление наркотиков представляет для ныне живущих и грядущих поколений не менее страшную опасность, чем эпидемия чумы, опустошавшая в предыдущие века целые страны. В последние годы наркоситуация в нашей стране также приняла характер эпидемии. По данным Министерства здравоохранения России, за последние 10 лет количество больных наркоманией увеличилось более чем в 20 раз. Если в 2001 году официально на учете стояло более 450 тысяч человек, то сегодня их количество увеличилось в десятки раз, причем эксперты утверждают, что реальное число лиц, потребляющих наркотики, в настоящее время составляет не менее 3 миллионов человек. Вдумайтесь в эту страшную цифру: сколько искалеченных судеб, нерожденных детей, погубленных талантов, несделанных открытий!

Проблема наркомании стала актуальной для всех без исключения регионов России, как в городах, так и в сельской местности. К сожалению, в нашем районе также есть люди, поставленные на учет в наркологическом кабинете.

За последние 3–4 года резко возросло число потребителей “тяжелых” наркотиков, прежде всего героина. Более чем в три раза выросла за последние 5 лет смертность среди наркоманов, стоящих на учете. Особенно острой является проблема детской и юношеской наркомании – уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 1,5 раза выше, чем среди взрослых людей. С увеличением числа лиц, потребляющих наркотики, лавинообразно возрастает уровень распространения в стране ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, венерических заболеваний. Количество ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации, по данным специалистов, уже превысило 100000 человек, при этом более 80% вновь выявленных ВИЧ-инфицированных заразились при шприцевом употреблении наркотиков.

Что такое наркомания? “Нарке” на древнегреческом языке означает “ступор”, “неподвижность”, “беспамятство”. Лекарства – наркотики дают тяжело больным, чтобы облегчить их страдания, чтобы они не чувствовали боли. Но у этих лекарств есть коварное свойство: организм человека быстро привыкает к ним и начинает требовать новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как, например, при сильной жажде, только страшнее. Вот какими видим мы, врачи, наркомана и как описывают его в литературе, и мне хочется сказать, что в этом описании нет ни капли вымысла: “…высохший человек метался по койке в больничной палате с зарешеченными окнами. Его тело билось и корчилось в конвульсиях. Покрывалось крупными каплями холодного пота. Время от времени начинались мучительные, судорожные позывы к рвоте. Больной плакал, ругался, умолял, кричал диким голосом:

– Спасите! Умираю! Доктор, укол! Будьте прокляты! Черви, белые черви грызут меня! Уберите червей!

Мне хочется добавить, что на девочек, девушек наркотики действуют еще страшнее, чем на мальчиков, и вылечить их практически невозможно. Поэтому сегодня я обращаюсь к вам, девочки, берегитесь “белой тучи” – “белой смерти” – наркотиков. Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни для смелости, ни из чувства товарищества, ни ив одиночку, ни в группе не принимайте их, не пробуйте, не нюхайте. Если же случилась эта беда, то сегодня же надо отказаться от очередной дозы, пока есть еще хоть немного силы и разума в голове. Еще одной – последней – дозы не бывает. если же вас уговаривают принять наркотики, заставляют, если вы чувствуете, что попали в такие сети, что сами не можете вырваться, немедленно посоветуйтесь с теми из взрослых, кому вы доверяете.

Женщины, девушки – самые чистые, самые светлые существа на свете. Все лучшие качества передаются человеку с молоком матери. Недаром мужчины во всем мире преклоняются перед женщинами. Женщина несет в жизнь самое лучшее, все самое прекрасное. Совершенно правильно, на мой взгляд, вы выбрали тему классного часа: будущее нации в ваших руках, девушки!

9. Учитель.

Я слушала врача – нарколога, и вспоминала ваши ответы на вопросы анкеты. Давайте проанализируем их.

  • Учащиеся получают информацию о наркотиках

– из средств массовой информации 87% опрошенных;
– в школе от учителей 9% опрошенных;
– дома от родителей 2% опрошенных;
– на улице от друзей 2% опрошенных.

  • Верите ли вы в то, что пишут о наркотиках в СМИ

– 93% опрошенных верят в эту информацию;
– 4% – не верят;
– 3% – сомневаются в достоверности данной информации

  • Верите ли вы в то, что пиво может привести к наркотикам?

– 92% опрошенных не верят в эту информацию;
– 7% – верят;
– 1% – сомневаются в достоверности данной информации.

  • Верите ли вы в то, что человек всегда сможет отказаться от наркотиков?

– 78% опрошенных не верят в эту информацию;
– 13% – думают, что человек сможет отказаться от наркотиков в определенных условиях;
– 2% – думают, что человек всегда сможет отказаться от наркотиков;
– 7% – не знают .

Даже эти нехитрые цифры вызывают у меня, как учителя и как родителя тревогу, потому что этот 1%, 2-3% молодых людей, которые не верят или сомневаются в достоверности информации о наркотиках, потенциально могут оказаться среди тех, кто вдруг решит проверить эту информацию или поверит различным мифам о том же пиве или наркотиках.

10. Инсценировка ситуаций

1 ситуация

Юноша и девушка, юноша предлагает девушке попробовать пиво, девушка отказывается, юноша всячески уговаривает ее, но девушка не поддается уговорам и не пьет пиво.

2 ситуация

Юноша и девушка, юноша предлагает девушке попробовать пиво, девушка отказывается, юноша всячески уговаривает ее, и девушка поддается уговорам и пьет пиво, а затем принимает и наркотик.

11. Анализ ситуаций

Какая из девушек вам более симпатична, почему?
– Какую ошибку сделала вторая девушка?
– Что нужно было сделать второй девушке, чтобы избежать беды?

А вот вы как считаете, вредно ли пиво для здоровья девушки, может ли оно привести к наркотикам?

12. Знакомство

Знакомство старшеклассниц с информационным бюллетенем республиканского центра медицинской профилактики МЗ РТ “Пиво. Безвредно ли оно?” (Приложение 2)

13. Выступление медицинского работника

Что делает возможным существование такого страшного и гибельного явления, как наркомания? Чаще всего наркотики принимают в подростковом и юношеском возрасте. Причем, основными мотивами употребления называют любопытство, подражание, а иногда – боязнь насмешек и упреков “опытных” знакомых. На самом деле, просто человек не научил себя отвергать все, что несет с собой зло, по – детски слепо копирует поведение окружающих, не воспитал в себе мужество и находчивость для выхода из трудных ситуаций способами, не наносящими вреда здоровью.

У нас, у психологов, есть такое понятие “манипуляция людьми”, к сожалению, многие люди не умеют противостоять другим людям и часто поддаются их влиянию и поступают так, как этого от них ждут. В ситуациях, которые мы с вами просмотрели, первая девушка оказалась сильной, а вторая не смогла сказать своему юноше “Нет”, т.е. поддалась манипуляциям и сделала именно то, чего от нее ждали. Именно так поступают те, кто хочет втянуть молодежь в сети наркомании, поэтому важно научиться в любой ситуации говорить “Нет” и не чувствовать себя виноватым, не чувствовать угрызений совести.

Существует много мифов о наркомании и наркоманах, и я хочу поподробнее остановиться на таком мифе: Любовь сильнее наркотической зависимости, поэтому можно спасти любимого человека, поставив его перед выбором “Я или наркотики”. Этот миф смело можно назвать специфическим девичьим мифом. Однако история знает очень мало истинных примеров подобной спасительной любви. По большей части они – результат художественного вымысла, отражающего не столько факты реальной жизни, сколько вечную мечту человека о всепобеждающем чувстве любви. Чтобы объяснить, почему возникает такая иллюзия, обратимся к возрастной психологии и психологии любви.

Для подросткового и юношеского возраста в несравненно большей степени характерна влюбленность, а не любовь, поэтому девушки, которые пытаются спасти своих молодых людей, по большей части, не любят их, а находятся в состоянии влюбленности. Это состояние, отягощенное переоценкой своих сил и недооценкой реальной опасности общения с наркоманом, часто приводит к беде. Пользуясь привязанностью подруг, их доверчивостью, незнанием, готовностью к необдуманному самопожертвованию, наркоманы могут сделать все, что угодно, лишь бы превратить их самих в наркоманок. Способов существует огромное множество: от банального подсыпания наркотиков в еду и напитки до разыгрывания спектаклей с участием дружков – наркоманов для того, чтобы соблазнить девушку на первую пробу. При этом не стоит строить иллюзий по поводу обязательного благородства начинающего наркомана в отношении своей любимой. Потому что он быстро принимает все типичные негативные черты опытного наркомана: лицемерие, подлость, лживость, готовность к преступлению против кого угодно ради своей выгоды. А то, что превращение подруги в наркоманку для него чаще всего выгодно, сомнений не вызывает.

Девушкам, твердо решившим сделать все для спасения своих друзей от наркотиков, нужно приготовиться к долгой, изматывающей, возможно, бесполезной борьбе. Вам, дорогие мои, необходимо максимально обезопасить себя от превращения в наркоманок: не слушать красивых “сказок” про наркотики, не пробовать их и быть готовыми к тому, что любимый окажется совсем не тем прекрасным принцем, каким был или казался.

14. Чтение ученицей рассказа собственного сочинения “Запоздалое раскаяние”

(Приложение 3)

15. Выступление медицинского работника с одновременной демонстрацией слайдов презентации (Приложение 1)

Как вы думаете, из старого платья можно сшить новое, красивое платье? А из гнилой картошки может вырасти молодой картофель? А от больного человека может родиться здоровый ребенок?

По данным Минздрава РФ, в нашей стране врожденные аномалии – третья по значимости причина инвалидности детей. За последние годы количество детей с врожденными аномалиями увеличилось на 41,8%. Нет сомнения, что определенная доля в этом увеличивающемся количестве принадлежит детям матерей – наркоманок. Женская наркомания встречается реже мужской в силу того, что женщины по природе своей меньше склонны к риску, сейчас скорость ее распространения дает основания говорить о прямой угрозе генофонду нации. Появился новый врачебный термин “наркотический плод”, обозначающий ребенка, попавшего еще до рождения в состояние пассивной наркозависимости благодаря матери. В рассказе, который мы прослушали, как раз такая ситуация, когда мать, еще до рождения ребенка, сделала его зависимым от наркотиков. И это ужасно. Врачам хорошо известно, насколько уязвим эмбрион человека на ранних стадиях развития. Вследствие воздействия наркотикоа уже в третью неделю развиваются дефекты центральной нервной системы, сердца, начиная с четвертой – носоглотки, органов зрения, носоглотки; с шестой – зубов и нёба, с седьмой – наружных половых органов. Начиная с девятой недели наблюдаются вторичные дефекты, неизбежные и в большинстве случаев неустранимые. Иными словами, прием любого наркотика матерью еще до зачатия или в первые дни беременности чреват тяжелейшими последствиями – медицинскими, моральными, финансовыми и др. Послеродовые последствия могут быть самыми ужасными: рождение детей без рук, ног, слепых, глухих, вплоть до смерти сразу же после появления на свет. Это могут быть инсульт, наркотическая ломка, недоразвитие черепа, недоразвитие, задержка, отставание умственного, физического развития. малый вес, сниженный иммунитет. Постоянное внутриутробное воздействие малых доз наркотика вызывает у ребенка повышенный расход энергии, высоких – противоположный эффект, то есть замедленное развитие. Иначе говоря, энергетический обмен эмбриона сбивается с естественного ритма и подчиняется ритму, навязываемому наркотиками. Так, от уровня синтеза и расхода энергии зависят общий обмен веществ, уровень иммунитета, способность противостоять перепадам содержания кислорода, нарушениям в снабжении мозга глюкозой, токсичными веществами и масса других факторов, то такой ребенок – заведомо инвалид с рождения.

Так стоит ли сомнительное удовольствие употребления наркотика трагедии рождения пожизненного инвалида? Почему ребенок должен расплачиваться за вас?

Дорогие девушки, это огромное счастье и огромная ответственность – быть матерью! Здоровье ваших детей в ваших руках. Я знаю, что не все из вас любят прислушиваться к советам врачей, педагогов, родителей. Конечно, жить “своим умом”, а по сути, без всякого рассуждения перелетать с цветка на цветок подобно бабочке, спешащей навстречу своим желаниям, гораздо приятнее. Но мне кажется, что легкомыслие здесь неуместно и даже преступно. Ведь с некоторых пор вы начинаете распоряжаться не только своей судьбой и своим здоровьем, но и судьбой и здоровьем другого человека… Того, который пока еще не родился. Того, который через несколько лет станет хозяином страны… Судьба нации в ваших руках, девушки.

16. Учитель

Мы завершаем сегодняшний разговор, и я думаю, что вы поняли, что современная девушка – это не та, что курит, употребляет алкогольные напитки, ругается матом, ведет беспорядочную половую жизнь, не думая о себе, своем здоровье, здоровье своих будущих детей. Современная девушка – это энергичный, жизнелюбивый, полный оптимизма человек, который сможет преодолеть все трудности, не прибегая к помощи наркотиков и других психоактивных веществ. Современная девушка – это та, которая, действительно, понимает, что именно от нее зависит будущее страны. И завершаем мы наш классный час стихотворением, которое написала наша ученица.

17. Чтение ученицей стихотворения “Наркотик – это же не круто…”

Наркотик – это же не круто,
И наркоманом быть не стильно.
А если думаешь иначе –
Ты ошибешься очень сильно.

Наркотик хочешь ты принять –
Подумай, не спеши!
Не может быть наркотик
Лекарством для души.

Ты укололся, “кайф” поймал,
А дальше – пустота.
Все отвернутся то тебя,
Зачем тебе губить себя?

Ты будешь тащить все из дома,
Продавать, колоться и страдать,
Мучиться, друзей теряя, –
Решил ты наркоманом стать

Ты выбрал смерть – и в страшных муках
Умрешь – без счастья и любви.
Остановись, еще не поздно,
Ведь жизнь прекрасна без “наркоты”!

Список использованной литературы

  1. Журнал “Воспитание школьников”, 2001, №2.
  2. Журнал “Воспитание школьников”, 2002, №3.
  3. Журнал “Воспитание школьников”, 2002, №8.
  4. Журнал “Воспитание школьников”, 2005, №8.
  5. Журнал “Воспитание школьников”, 2005, №9.
  6. Газета “Пока не поздно”, 2002, №4.
  7. Информационные материалы Республиканского центра медицинской профилактики МЗ РТ.
  8. Зорина Л.М. Созависимость и пути ее преодоления, Казань, 2002.
  9. Макеева А.Г. Беды не допустить (15 ответов на трудные вопросы), М., Просвещение, 2003.
  10. Макеева А.Г. Беды не допустить (Помогая другим, помогаю себе) М., Просвещение, 2003.
  11. Макеева А.Г. Беды не допустить (Педагогическая профилактика наркотизма школьников) М., Просвещение, 2003.
  12. Школа без наркотиков Образование – культура, С.-Пб., 2002.
  13. Карпов А.М. Самозащита от наркомании, Казань, 2002.
  14. Карпов А.М. Самозащита от стресса, Казань, 2003.
  15. Шайдукова Л.К. Зависимости: выбор и преодоление, Казань, 2005.
  16. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании, М., 2004.
  17. “Помоги сказать “Нет”, Казань, 2005.