Урок по технологии в 7-м классе "Значение правильного ухода для воспитания здорового ребенка. Санитарно-гигиенические требования к детскому оборудованию»

Разделы: Технология


Цель урока: ознакомить учащихся с анатомо-физиологическими особенностями тканей и органов грудного ребенка; с этапами развития движений и психики первого года жизни ребенка; с правилами пеленания и купания, кормления; с гимнастикой; с санитарно-гигиеническими требованиями к детскому оборудованию; научить пеленать грудного ребенка; воспитывать любовь к детям.

Наглядные пособия: плакаты, таблицы, инструкционные карты по теме.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Основная часть (лекция)

1. Анатомо-физиологические особенности тканей и органов новорожденного ребенка.

Масса тела новорожденного ребенка в среднем 3200-3500 г (мальчик) и 3100-3300 (девочка); средний рост 48-52 см; высота головки1/4 длины тела; длина рук и ног – 3/8 длины тела.

Окружность головки составляет 32-33 см, что на 4-5см больше окружности груди, которая на 3-5 см больше половины роста.

Кожа бледно- розовой окраски, эластичная, подкожно- жировой слой хорошо развит.

Длина волос на голове до 2 см. Хорошо выражены рефлексы: глотание, чихание, сосание; крик громкий; движение конечностей хаотичное, активное, преобладает мышечный тонус сгибания.

2. Этапы развития движений и психики первого года жизни ребенка.

Многие родители, желая здоровья своему ребенку, считают, что главное в первый год жизни- посытнее покормить и потеплее одеть его.

Между тем, именно в это время важную роль играют активный двигательный режим, физические упражнения, которые положительно влияют на размеры и развитие мышечной системы, здоровья в целом.

За первый год жизни ребенок успевает овладеть самыми разнообразными двигательными навыками.

3. Санитарно-гигиенические требования к детскому оборудованию.

Чтобы стимулировать у ребенка активность после 4-6 месяцев, когда потребность в движении у него возрастает, следует устроить для него специальный уголок в хорошо освещенной и легко проветриваемой части комнаты. Для этой цели используют обычно манеж, в уголках которого прикрепляют контрастные по цвету игрушки, чтобы привлечь внимание малыша о побудить его перемещаться по всему пространству. Желательно, чтобы в манеже было несколько мячей разного цвета.

Требования к детской комнате.

Для малыша выделяют самую светлую комнату или часть ее и выносят все лишние предметы. Желательно сделать ремонт или провести тщательную уборку помещений.

Комнату необходимо проветривать 3 раза в день: зимой через форточку по 10-15 минут, весной и летом – почти весь день. Температура в комнате должна быть не ниже 20°С .

С первых дней новорожденному необходимо иметь отдельную кровать, рядом с ней – пеленальный столик и шкаф для детского белья.

Требования к постели и коляске.

В детской кроватке лучше всего использовать матрас из пенопласта или щетины. Его необходимо покрывать клеенкой, которую мыть каждый раз после попадания на нее мочи. Также можно класть маленькую клеенку под нижнюю часть туловища ребенка, между ней и телом малыша должна быть прокладка из хлопчатобумажной ткани. Необходимо иметь 3—6 таких прокладок и простыней.

Одеяла должны быть легкими, из фланели или чистошерстяные, а также синтетические. Матрас в коляске должен закрывать все ее дно. Подушка маленькому ребенку не нужна. 

Предметы ухода за ребенком.

  • стерильная вата, марля, бинты
  • простерилизованное растительное масло
  • пипетки для глаз и носа
  • термометры для измерения температуры тела, воды, воздуха
  • резиновый баллончик для клизмы № 1
  • рукавичка для купания
  • ванночка для купания
  • мыло детское
  • кувшин для обливания
  • порошок марганцовокислого калия
  • емкость для воды

Одежда ребенка для различного времени года.

  • распашонки из тонкой хлопчатобумажной ткани (8-12 шт)
  • распашонки из фланели (4-6 шт)
  • пеленки из фланели 100х100см (6шт)
  • пеленки из хлопчатобумажной ткани (20 шт)
  • подгузники(20-25)
  • одеяло ватное и шерстяное (по 1 шт)
  • одеяло байковое (2шт)
  • пододеяльники(4 шт)
  • кофточки байковые на пуговицах( 5-6 шт)
  • кофточки хлопчатобумажные на пуговицах(5-6 шт)
  • чепчик или платочек (2-3 шт)
  • Ползунки(10-15шт)
  • Теплый шерстяной костюм
  • Шапочка теплая шерстяная
  • Носки шерстяные (2 пары)
  • Ботинки 11-12 размера
  • Пальто зимнее
  • Пальто летнее
  • Спальный мешок теплый
  • Салфетки для еды

4. Правила пеленания и купания. Ежедневный туалет ребенка.

Дети в первые дни жизни самостоятельно принимают позу с согнутыми и отведенными ножками, этим указывая, как их нужно пеленать. Такое положение для них естественно. Простое широкое пеленание с момента рождения ребенка помогает сохранить это естественное положение.

Пеленание заключается в следующем: обычную пеленку складывают в несколько раз в виде прямоугольника шириной 13-15 см и прокладывают между отведенными в сторону ножками ребенка, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах, ножки ребенка фиксируются другой пеленкой, сложенной в виде треугольника, боковые углы которой должны быть на животе. Третьей пеленкой, развернутой полностью, закрывают ножки.

Купание ребенка.

Купать ребенка можно перед любым кормлением, но лучше всего перед 10-часовым вечерним, в теплом помещении.

В холодное время купать 1-2 раза в неделю при условии, что его лицо и нижняя часть туловища содержатся в чистоте.

Купают ребенка после того, как заживет пупок. Температура воды должна быть 32-38 *С. На дно ванны необходимо стелить пеленку.

Сначала моют ребенку лицо без мыла, потом головку, дважды смывая мыло мокрой ватой. Мыть надо только ушные раковины. Ногти лучше обрезать, когда ребенок спит.

Вытирая новорожденного после купания , следует быстро почистить его нос скатанной жгутиком влажной ваткой.

Ежедневный туалет ребенка.

В первые два месяца лицо моют кипяченой водой. Каждый глаз промывают отдельным ватным тампоном (от наружного угла к внутреннему). Лицо осушают чистыми салфетками. Носовые ходы прочищают ватным жгутиком, смоченным в простерилизованном растительном масле.

Необходимо подмывать ребенка после каждого опорожнения кишечника под проточной водой, затем подсушивать салфеткой и смазывать паховые и ягодичные складки.

5. Массаж и гимнастика.

Их назначают каждому здоровому малышу, начиная с 1,5 -2 месяцев. Упражнения проводят до кормления, в хорошо проветренной комнате при температуре 20-22*С, длительностью 10-15 минут.

Гимнастика активизирует длительность опорно-двигательной системы, улучшает кровообращение, дыхание.

Основные приемы массажа – поглаживание, растирание, разминание, вибрации.

6. Питание ребенка.

Материнское молоко удивительным образом приспособлено к удовлетворению всех потребностей ребенка. После кормления младенца следует подержать в вертикальном положении.

С первого месяца жизни ребенок начинает получать фруктовые и овощные соки и пюре как источник витаминов и минеральных солей.

III. Практическая работа «Пеленание ребенка».

Инвентарь: пеленка (100х100 см)-1 шт., подгузник (50х50 см)

Уголком – 1шт., кукла.

Ход работы

  1. Разложить подгузник на пеленальном столе.
  2. Положить куклу на середину подгузника
  3. Завернуть средний край подгузника между ножками куклы.
  4. Завернуть боковые углы «косынки», чтобы они располагались на животе куклы.
  5. Завернуть куклу в большую пеленку, закрыв ножки.

IV. Контрольные вопросы.

- Какие санитарно- гигиенические требования предъявляются к детскому уголку?

- Каковы требования к детской комнате?

- Назовите предметы ухода за ребенком

- Каковы правила пеленания ребенка?

- Как проводят ежедневный туалет ребенка?

V. Домашнее задание:

выполнить реферат на тему» Уход за ребенком»