Урок алгебры в 7-м классе по теме "Квадрат суммы. Квадрат разности"

Разделы: Математика


Класс: 7 класс.

Цели:

  • вывести формулы сокращенного умножения (квадрат суммы и квадрат разности);
  • развитие умения применять эти формулы при разложении многочленов на множители;
  • воспитывать умение работать в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

(слайд 1 – Презентация)

II. Актуализация знаний.

  1. Найдите квадраты выражений: а; - 6; 5m; 3х2у3. (Слайд 2)
  2. Найдите произведение 7х и 2у. Чему равно удвоенное произведение этих выражений? (слайд 3)
  3. Прочитайте выражения: а) а + b; б) (а + b)2; в) а2 + b2; г) ху; д) (ху)2; е) х2у2. (слайды 4-9)
  4. Выполните умножение (х + 3)(х – 2). (слайд 10)
  5. Объясните: как умножить многочлен на многочлен? (слайд 11)

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочлена на многочлен». Еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные.

Так появились формулы сокращенного умножения. Их несколько. С одной из них мы уже знакомы, напомните мне с какой (разность квадратов). Как она записывается?

Сегодня нам предстоит сыграть в роли исследователей и «открыть» еще две из этих формул.

Для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. Всего групп шесть, в них входят ребята с разными учебными возможностями.

Каждая группа получает свое задание: заполнить на доске одну из шести строк таблицы, перемножив пары двучленов, приведенных в этой строке. Средняя часть таблицы в момент выполнения задания закрыта. (слайд 12)

(m + n)(m + n) (m + n)2 m2 + 2mn + n2
(c + d)(c + d) (c + d)2 c2 + 2cd + d2
(8 + m)(8 + m) (8 + m)2 64 + 16m + m2
(n + 5)(n + 5) (n + 5)2 n2 + 10n + 25
(х + у)(х + у) (х + у)2 х2 + 2ху + у2
(p + q)(p + q) (p + q)2 P2 + 2pq + q2

После того, как ребята справились с заданием, старший группы выходит к доске и в правом столбце таблицы записывает полученный ответ.

После того, как заполнена таблица, выясняем:

– Есть ли нечто общее в условиях и в ответах предложенных заданий?

– Можно ли выражения в левом столбце записать короче? (После ответов учащихся учитель снимает полоску, закрывающую среднюю часть таблицы).

– Вы уже фактически приступи к исследованию темы урока т.к. находили произведение двух одинаковых двучленов, т.е. возводили в квадрат сумму.

– Что служит результатом умножения во всех случаях? (трехчлен).

– Чем является первый член? Второй? Третий? (анализирует каждая группа).

– А теперь давайте запишем общую формулу квадрата двучлена. (а + b)2 = a2 + 2ab + b2 (слайд 13)

– Измениться ли результат, если будем возводить в квадрат не (а + b), а (а - b)?

– Как может измениться выражение a2 + 2ab + b2?

– Как проверить наши предположения? (Работа в группах)

Вывод: (а - b)2= a2 - 2ab + b2 и формулируем словесно. (слайд 14)

IV. Закрепление.

1. Работа у доски.

Учащиеся у доски возводят в квадрат (8х + 3)2 ; (10х – 7у)2. Учитель должен обратить внимание учащихся на последовательность действий, на особенности записи, на словесные формулировки.

2. Работа в группах.

Каждая группа получает задание в виде таблицы.

  задание ответ
1 2 3
1 (с + 11)2 с2 + 11с + 121 с2 - 11с + 121 с2 + 22с + 121
2 (7у + 6)2 49у2 + 42у + 36 49у2 + 84у + 36 49у2 - 84у + 36
3 (9 – 8у)2 81 – 144у + 64у2 81 – 72у + 64у2 81 + 144у + 64у2
4 (1/3 х – 3у)2 1/9 х2 – 2ху + 9у2 1/9 х2ху + 9у2 1/9 х2 + 2ху + 9у2
5 (0,3с – 12а)2 0,009с2 – 7,2ас + 144а2 0,09с2 – 3,6ас + 144а2 0,09с2 – 7,2ас + 144а2

После выполнения работы по таблице ребята сами себя оценивают в группах с учетом «коэффициента трудового участия». (Правильные ответы на слайде 15)

3. Рассмотрим в учебнике на странице 91 (рис. 8) геометрический смысл формул квадрата суммы и квадрата разности.

V. Итог урока.

Играем в кубик экзаменатор. Большой кубик, на каждой грани которого записан квадрат суммы или квадрат разности двух выражений. Вызванный к доске ученик подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы: называет многочлен, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена.

VI. Домашнее задание.

§ 22, 370, 379. (слайд 16)

(слайд 17)