Урок литературы в 5-м классе "Тема природы в поэзии Ф.И. Тютчева"

Разделы: Литература


Цель – исследовать тайну поэтического слова.

1. Кто такой поэт?

Вы сразу ответили, что поэт – тот, кто умеет слагать стихи, кто может писать в рифму. Но человек не потому становится поэтом, что пишет в рифму, он творит стихи из-за каких-то особых качеств своей личности и души.

2. В чём же загадка души поэта?

Давайте попробуем разгадать эту тайну.

Представьте себя в городе с высокими и прочными домами, широкими и светлыми улицами. Люди в городе жили разные, но каждый, кто приезжал и видел их, утверждал, что все они похожи. «Чем?» - спросите вы. Люди города говорили обычные слова и выражения, которые, как правило, имели одно, совершенно определённое значение. Если они видели вазу, то произносили фразу: «На столе стоит хрустальная ваза». Прилагательное «хрустальная ваза» обозначало только одно: сделанная из хрусталя. Но в этом городе жил поэт – Ф.И. Тютчев. Он пытался раскрыть тайну слова. Послушайте, что он писал об осени.

3. Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной».

Обратите внимание на 1-ое четверостишие. Найдите слово, где встречается слово «хрустальный». Как вы думаете. Что означает слово, что открывает оно читателю? (Поэт сравнил осенний день с хрусталём.)

4. Посмотрите на эту вазу.

- Какой хрусталь по цвету? (Прозрачный, чистый.)

- А день? (Такой же чистый и прозрачный осенний воздух, когда после первых дождей ни пылинки, когда в прозрачном неподвижном воздухе отчётливо видна каждая веточка дерева.)

- Стекло! Потрогайте его! Что вы чувствуете? (Оно холодное.)

- А день? (Осенний день прохладен из-за светлого осеннего ветерка.)

- Хрустальная ваза красивая?

- А день? (Красив и каждый осенний день этой «кроткой и дивной поры».)

Молодцы!

- Вспомните, как проверяют качество хрусталя? (По звуку: если слегка тронуть его, то он зазвенит, запоёт. Чем чище звук, тем больше ценится хрусталь.)

Значит, поэт имел в виду ещё и звучность осеннего дня, чистоту звуков, которые далеко раздаются в тишине замёршего воздуха.)

- Обратите внимание на доску. На ней записан «Словарик изобразительно-выразительных средств». Вспомним.

- Какое изобразительно-выразительное средство художественной речи помогло нам увидеть звонкий, прохладный, чудесный осенний день?

- Ребята, а легко ли разбить хрупкий хрусталь? (Одно неосторожное движение, и вместо прекрасной вещи груда осколков.)

- Не так ли хрупка и непрочна красота осеннего дня? (Да, сейчас светит солнце, радует природу и человека, но совсем скоро налетит холодный ветер, принесёт серые тучи и разобьётся радость в потоках унылых дождей.)

- Настроение, созданное поэтом, можно выразить цветом. Давайте попытаемся найти цветовое решение, изобразим стихотворение Ф.И. Тютчева. С каким цветом ассоциируется настроение, навеянное этим стихотворением? (Подняли цвета! Красный, оранжевый, синий.)

- Обратите внимание на рисунок Даши.(Защита рисунка.)

Возможный вывод. Видите ребята, сколько мыслей и чувств вызывает одно слово в художественном произведении. Один эпитет…и перед нами живая картина: краски. Звуки и настроение осеннего дня.

(Звучит музыка)

5. Какое время года сменяет осень? (Осень сменяет зима.)

Проходят дни, месяцы. Мороз сковывает землю, укрывает её белым покрывалом. Зимнее солнце слепит глаза, но не греет землю. И нам поэт читает стихотворение «Чародейкою зимою…»(чтение стихотворения).

- Какую картину помог нам увидеть Ф.И. Тютчев? (Зима, лес.)

- Как поэт называет Зиму? Обратите внимание, что слово «Зима» написано с большой буквы. Почему? (Зима оживает, она очеловечена.)

- Одно слово о Зиме – «чародейка», и мы очутились в сказке. Взмахнула чародейка своей ледяной палочкой, и вот лес стал…Каким? Найдите слова, которые передают его состояние. (Околдован, очарован, опутан, окован.)

- Я произнесу эти слова ещё раз. Что вы услышали? Какой приём использует поэт? (Звукозапись).

- Какую картину помогает воссоздать [О]? (Усиливает состояние колдовского покоя.)

- Вернёмся к 1-ой строфе. Итак, «Чародейкою Зимою Околдован…»

В сказках это слово обычно используют по отношению к одушевлённому сказочному существу. Какой вывод можно сделать? (Лес, природа для поэта – живое, а не бездушное существо.)

- Если бы нам предложили написать картину к 1-ой строфе, что бы вы нарисовали?

- Что необычного и удивительного видит поэт в этом зимнем пейзаже? (Снежная, немая, неподвижная бахрома и под ней чудная жизнь.)

- «Неподвижная», «немая» - это эпитеты. Как вы понимаете эти слова? (Без движения не способна говорить.)

Возможный вывод. Значит, зима красива своим белым безмолвием. А за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую способен увидеть только очень внимательный человек – поэт.

- Поэт как-то по особенному видит картину жизни зимнего леса и, размышляя о её красоте и загадочности зимней сказки, он говорит о лесе «не мертвец и не живой».

Почему он так сказал? Какое слово, стоящее рядом, помогает ответить на этот вопрос? («Сном волшебным очарован». Лес безмолвлен, неподвижен, он спит до весны, до того времени, когда его разбудит солнце.)

- Обратите внимание на ещё одно необычное выражение «окован лёгкой цепью пуховой». Давайте разгадаем тайну «цепи пуховой». Почему цепь – это пух? Уберите, замените другим словом. Красиво? Не очень. Пропадает красота. (Пуховая – дунешь – улетит.)

- Что же это за изобразительно-выразительное средство? (Метафора.)

- Найдите «непонятные» слова в 3-ей строфе. В чём загадка этих слов? (Может, образ солнца становится как бы живым существом. Оно мечет стрелы-лучи, а лес должен трепетать, бояться, но всё совсем наоборот? Как?)

- Ребята, волшебную сказку стихотворения нам помогают представить не только слова, а даже то, как оно построено. Мы чаще всего встречаем стихотворения, написанные четверостишиями. В стихах «Чародейкою зимою..» 3 строфы по 5 строчек.

- Давайте проведём эксперимент.

Попробуем прочитать строфу без 1 строчки, но так, чтобы сохранилась рифма.

- Изменился ли смысл? (Нет.)

- А наше впечатление, настроение?

- Какой вариант вам понравился больше? Почему? (5 строчка как в сказке о заколдованной красавице. Усиливает ощущение сказочности, таинственности, колдовства. Если убрать строчку, то исчезнет какая-то тайна, которая достигается с помощью необычных слов.)

Возможный вывод. Значит поэт не просто рассказывает нам о красоте природы, он показывает её. Какие приёмы он использует для описания? Слова в переносном значении (метафоры, олицетворение, эпитеты), а также построение стихотворения.

6. Вы только что увидели лес, околдованный зимой, услышали его внутреннюю жизнь. Похожие картины можно написать не только словом, но и кисточкой. Представьте, что вы в музее. Перед вами репродукция картин И.И. Шишкина «Зима», «Иней в лесу». Посмотрите, полюбуйтесь!

- Ответьте на вопрос: «Можно ли сказать, что картины проникнуты тем же настроением, что и стихотворение поэта?» («Зима» - помогает понять спокойствие, тишину спящего зимнего леса; «Иней в лесу» - наполнена солнцем, говорит об ослепительной красоте леса.)

Возможный вывод. Картины И.И. Шишкина помогли нам увидеть образы стихотворения, почувствовать настроение поэта. Но у нас есть и свои художники, посмотрите на их иллюстрации. Давайте послушаем одного из наших художников. (Защита иллюстрации.)

7. Наш поэт любовался красотой зимней природы, но ждал самого лучшего времени, когда она проснётся под лучами солнца. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения в природе и читал стихотворение «Зима недаром злится»(чтение стихотворения).

- Кто является героем стихотворения?

- Почему эти слова написаны с большой буквы?

- Какую картину вы видите? Нарисуйте её словами. (Ссора Зимы и Весны. Столкновение времён года представлено в виде сказочного сражения, деревенской ссоры старой ведьмы Зимы и молодой, весёлой, задорной девушки Весны.)

- Тютчев очеловечивает Зиму? Какой приём он использует?

- Слова какой части речи помогают поэту передать действия героя? (Глаголы.)

- Почему? Как вы думаете? (Изображено наступление весны, природа просыпается, оживает, происходят изменения в природе. Значит, всё движется!)

- Значение какого глагола вам не совсем понятно? (Нудит.)

- Подберите синонимы (Заставляет, принуждает.)

- Почему автор выбрал именно этот глагол? (Слово «нудит» устаревшее (XIX век). Поэт рисует картину спора Зимы и Весны, а мы как будто бы видим ссору деревенских жителей.)

- Давайте прочитаем стихотворение ещё раз.

- Стихотворение о скором приходе весны передаёт нам особое весеннее настроение. А у нас какое настроение осталось? Определите его с помощью цвета.

- Это стихотворение вызвало у нас радостное приподнятое настроение. Такое настроение можно назвать весенним. А как ещё можно сказать?

Подберите синонимы (выпишите в тетрадь из следующего списка:

  • хорошее,
  • безобразное,
  • приподнятое,
  • бодрое,
  • радостное,
  • ленивое,
  • красивое,
  • восторженное.

Вот это бодрое, восторженное настроение захватило не только поэта, но и скучных людей города и нас с вами.

- Каковы же стихи Ф. Тютчева?

8. Домашнее задание.

  1. Ответьте на вопрос: «Вы прочитали стихи Ф. Тютчева, к какому из этих произведений вам хотелось бы ещё раз вернуться, почему?»
  2. Выучите стихотворение наизусть.