"Практические и лабораторные работы по математике"

Разделы: Математика


Лабораторная работа по теме: «Сравнение обыкновенных дробей».

Цель работы: вывод правил сравнения обыкновенных дробей, правильных и неправильных дробей.

Часть 1. Сравнение правильной и неправильной дробей.

  1. Сравните ¾ и 1.
  2. Сравните 4/3 и 1.
  3. Сравните ¾ и 4/3.
  4. Как называется дробь ¾?
  5. Как называется дробь 4/3?
  6. Вывод: правильная дробь больше (меньше) неправильной. ( подчеркни нужное слово).

Часть 2. Сравнение дробей с использованием их сравнения с ½. (используйте рисунок).

  1. Сравните 4/9 и ½.
  2. Сравните 3/5 и ½.
  3. Сравните 4/9 и 3/5.
  4. Сделайте вывод.

Практическая работа по теме: «Сочетательный закон сложения».

Задача. В школьной котельной было израсходовано: в декабре – 2853 кг угля, в январе – 3462 кг угля, а в феврале – 4758 кг угля. Сколько кг угля было израсходовано в школьной котельной в зимние месяцы?

1. Решите задачу двумя способами.

1 способ. (2853+3462)+4758.

2 способ. 2853+(3462+4758).

2. Найдите значения записанных выражений и сравните результаты.

(2853+3462)+4758=6315+4758=11073.

2853+(3462+4758)=2853+8220=11073.

(2853+3462)+4758=2853+(3462+4758). (1)

3. Обозначьте количество израсходованного угля по месяцам буквами a,b,c.

4. Запишите равенство (1) используя буквенные обозначения.

(a+b)+c= a+(b+c).

Получили буквенную запись сочетательного закона сложения.

5. Сформулируйте сочетательное свойство сложения.

Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего.

Лабораторная работа по теме: «Вычитание десятичных дробей».

Цель работы: вывести правило вычитания десятичных дробей.

  1. Найдите разность: 4,86 – 2,47; используя следующую последовательность действий.
  2. Запишите 4,86 в виде дроби со знаменателем.
  3. Запишите 2,47 в виде дроби со знаменателем.
  4. Выполните вычитание полученных смешанных чисел.
  5. Результат запишите в виде десятичной дроби.
  6. Вывод 4,86 – 2,47=2,39.
  7. Если записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы запятая была записана под запятой, десятые доли под десятыми, сотые под сотыми, то получится запись, позволяющая сделать вывод: вычитание десятичных дробей производится поразрядно, так же как и вычитание натуральных чисел.

 Лабораторная работа по теме: «Длина окружности».

Оборудование: цилиндры разного диаметра, бумага, карандаш, нить, ножницы, линейка.

Цели: вывод формулы C=2П r.

Ход работы.

  1. Возьмите цилиндр 1, поставьте его на лист бумаги и обведите карандашом.
  2. Вырежьте полученный круг и сложите его пополам.
  3. Измерьте длину линии сгиба (т.е. диаметр).
  4. Возьмите нить и обмотайте ею цилиндр один раз.
  5. Измерьте длину полученной части нити, это будет длина окружности.
  6. Запишите и вычислите отношение длины окружности к длине диаметра.
  7. Проделайте то же самое с цилиндром 2.
  8. Сравните полученные отношения.

При подсчетах и правильных измерениях должно получиться число приблизительно равное 3,1416…

Это число округляют до сотых 3,14 , обозначают буквой П (пи).

Сделайте вывод: в каком отношении находятся длина окружности и длина её диаметра, чему равно это отношение, запишите формулу для вычисления длины окружности, обозначив её С.

Вывод:

  1. Длина окружности прямо пропорциональна длине её диаметра.
  2. Коэффициент пропорциональности равен 3,14.
  3. Выразив из отношения С, получаем C=Пd .
  4. Так как d=2r, то C=2П r.

Практическая работа по теме: «Координатный луч».

№ п/п

Наименование действия

Изображение действия.

1

Начертите луч

 


2

Начало луча обозначьте буквой О.

 

3

Над точкой О напишите число 0.

 

4

Начертите отрезок АВ. Назовём его единичным отрезком.

 

5

Отложите на луче от точки О единичный отрезок.

 

6

Полученную точку обозначьте буквой С и над ней напишите число 1.

 

7

Отложите от точки С в том же направлении единичный отрезок.

 

8

Полученную точку обозначьте буквой D и над ней напишите число 2.

 

9

Расскажите, как получили точку Р и какое число нужно над ней написать.

 

Комментарии: в ходе выполнения работы вы получили представление о координатном луче.

Задание. Прочитав текст параграфа учебника, дайте определение координатного луча.

Литература.

  1. Математика: Учебник для 5 класса средней школы / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 15-е изд. — Москва, Мнемозина, 2005.
  2. Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. Теляковского. — 16-е изд. М.: Просвещение,2008 г.
  3. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. — 5-е изд. М.: Просвещение 2000.
  4. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991 г.