Урок информатики по теме "Информационные модели"

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательная:

  • систематизировать знания об информационном моделировании, углубление этих знаний через проектную деятельность;
  • практическое применение изученного материала;
  • перенос ЗУН учащихся в нестандартные условия.

Развивающая:

  • развитие познавательных интересов у школьников;
  • развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции;
  • развитие навыков групповой деятельности;
  • развитие рефлексивных умений;
  • развитие умения применять полученные знания;
  • развитие информационной и коммуникационной компетентности учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать у учащихся: взаимопомощь, коммуникативные умения; информационную культуру.
  • продолжать формирование чувства цвета, эстетического вкуса, самостоятельности при работе с программным продуктом, воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, презентация к уроку, карточки с заданиями.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний; урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ?и навыков.

Форма проведения: коллективный проект.

Методическое обеспечение урока: парная или индивидуальная, групповая формы работы, вопросы, ответы, оценка и самооценка, обсуждение-беседа, диалог, рефлексия.

Программное обеспечение: Word, Paint, Power Point.

Тип проекта:

  • По деятельности учащихся - информационно-творческий проект;
  • По комплексности - монопроект;
  • По характеру контактов - внутриклассный;
  • По дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
  • По доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированный проект;
  • По продолжительности - мини-проект.

В результате изучения темы учащиeся должны знать:

  • определение модели;
  • что такое информационная модель;
  • виды информационных моделей;
  • этапы информационного моделирования на компьютере.

уметь:

  • составлять словесную модель;
  • работать в текстовом редакторе;
  • рисовать в приложениях;
  • составлять таблицы;
  • вставлять в текстовый документ диаграммы.

Основные понятия: модель, информационная модель, натурная модель, моделирование.

Проблемные вопросы:

  1. Какой ты представляешь Школу Будущего?
  2. Что должно измениться в современной школе, чтобы обучаться было интересней?
  3. Что должна сделать школа, чтобы ты в дальнейшем был самодостаточным человеком?

Дидактические цели:

  1. Формирование навыков самостоятельной работы с информацией.
  2. Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
  3. Формирование навыков работы в команде.

Задачи:

  1. Освоить представление об компьютерных информационных моделях.
  2. Научить представлять информацию об объектах окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и других информационных моделей.
  3. Научить создавать различные информационные модели и оформлять результаты.
  4. Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

План урока

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация  и проверка изученного материала (2 мин.)
  3. Выбрать объект – школа будущего (1 мин)
  4. Определить Цель моделирования (1 мин)
  5. Составить различные типы моделей (25 мин)
    1.1. Словесная информационная модель – научное описание.
    1.2. Словесная информационная модель – художественное описание.
    1.3. Словесная информационная модель в виде многоуровневого списка «Школа и здоровье».
    1.4. Графическая информационная модель «Учебные кабинеты» (схема или рисунок).
    1.5. Графическая информационная модель «Органы самоуправления школой»  (схема).
    1.6. Табличная информационная модель «школьная форма» 
  6. Физкультминутка (3 мин.)
  7. Подведение итогов урока (3 мин.)
  8. Домашнее задание (4 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

  • Приветствие класса.
  • Контроль отсутствующих.
  • Формулировка темы и цели урока.
  • Техника безопасности в кабинете информатики.

2. Актуализация и проверка изученного материала

На предыдущих уроках, мыс вами познакомились с понятием модели, моделированием, видами моделей, разновидностями информационных моделей. Сегодня у нас с вами урок закрепления полученных знаний и выработки практических умений и навыков.
Работа сопровождается презентацией (Приложение 1).

3. Выбрать объект – школа будущего

4. Определить Цель моделирования
(Создание модели такой школы, в которой интересно было бы учиться, которая помогла бы в будущем в определении профессии)

5. В итоговой работе необходимо продемонстрировать полученные на уроках информатики знания и умения по представлению объектов окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и графических изображений. Итоговая работа создается с помощью программы MS PowerPoint. В классе разбираются компоненты данного проекта, сделанные в приложениях Word, Paint.

Как работать? – в группе
Рассаживание учащихся по группам.
Распределение ролей в группе (например, идеолог, исполнитель, оформитель, оратор)
Каждая группа создает модель, выбранного ими типа. План работы на слайдах презентации.
Давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа.
Сбор информации - вся группа.
Составление итогового проекта - вся группа.
Оформление модели (эскиз) - вся группа.
В группе каждый учащийся выполняет функции согласно своей роли.
Представление проекта – по желанию один человек (лидер группы).

Повторение алгоритма работы
Напоминаю вам алгоритм работы:

  1. Разработка моделей.
  2. Оформление моделей на ПК.
  3. Сбор файлов по сети.
  4. На основе этих файлов на учительском компьютере создается презентация по плану.
  5. Защита проектов.

Работа в группах по составлению моделей.
Работа за компьютером.
Составление презентации «Школа будущего».
Защита своих блоков данного проекта.
Учитель делает общий вывод – итог выполнения проекта. Выставление оценок. При этом учитывается вклад каждого учащегося в создание модели, его активность, практические навыки работы за компьютером. В течение всего урока учитель отслеживал работу каждого ученика.

Домашнее задание

На основе разработанных на уроке материалов создать свой вариант мини-проекта «Школа будущего» в программе PowerPoint.
План работы

  1. Собрать материал по выбранной теме.
  2. Разработать информационную модель «Школа будущего» – образную (рисунок), знаковую (словесное описание) и смешанную (схема).
  3. Подготовить презентацию (настройка анимации, настройка показа).
  4. Подготовить защиту проекта.
  5. Продемонстрировать готовый материал.

Рефлексия
Оценка учащимися своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).
Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (учащимся предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком то, что считают нужным).
Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его:

Приятным Неприятным
Однообразным Разнообразным
Интересным Скучным
Желательным Нежелательным
Легким Трудным
Нужным Ненужным
Беспокойным Спокойным
Простым Сложным
Непонятным Понятным
Полезным Бесполезным