Разработка урока по математике в 5-м классе по теме "Сложение десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • ввести алгоритм сложения десятичных дробей;
  • сформировать у учащихся умение выполнять сложение десятичных дробей;
  • развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать интерес к предмету, желание познать новое.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слова учителя.

    На планете Вероятности (не ищите её на звёздной карте) раскинулось Королевство Аксиома. В одно прекрасное утро Король обнаружил, что время-то, оказывается, идёт: побелели волосы, повзрослели дети, сил поубавилось. Но по-прежнему ко всему остался интерес, да и решение важных государственных дел заставляет идти в ногу со временем. Каждый день у него возникают всевозможные задачи, которые нужно быстро и скоро решать.
    До него дошли сведения, что в гимназии №2 в 5-ом классе учатся любознательные, современные дети, которые могли бы ему помочь. Вы как раз изучаете десятичные дроби, а у короля не хватает знаний, чтобы выполнять всевозможные математические действия с десятичными дробями. Может быть, мы попытаемся с Вами, ребята, освоить одно из математических действий – действие сложения десятичных дробей для того, чтобы затем помочь Королю?
    Итак, «Сложение десятичных дробей». Откройте тетради, запишите тему урока. Мы должны сегодня на уроке научиться складывать десятичные дроби.

  3. Для начала, мы покажем Королю и вспомним сами то, что уже умеем.

    Устная фронтальная работа.
    См. Презентация, слайд № 5.
    Слова учителя. Ну что ж, ребята, вы, действительно уже владеете первыми знаниями о десятичных дробях. Можно узнавать новое.

  4. Объяснение нового материала.

    Слова учителя. Вы знаете, в июле 2007 года учёные обнаружили новую двурогую комету, которая движется вокруг Солнца и постепенно приближается к Земле. Впервые её обнаружили в китайской обсерватории Лу-линь, поэтому и название ей дали созвучное Лулин. Совсем скоро в феврале её можно будет увидеть невооружённым взглядом. Но учёные также выяснили, что у кометы есть плазменный хвост, который имеет свойство отваливаться. Нашей с вами планете Земля это ничем не угрожает, а вот наш Король серьёзно обеспокоен судьбой маленькой планеты Вероятностей. И поэтому ему нужен телескоп, чтобы наблюдать за кометой.
    Инженеры-конструкторы предложили следующую модель (см. слайд №7).
    Нужно вычислить длину предложенного телескопа, т.е. сложить длины двух деталей (см. слайд №7). Нужно сложить две десятичные дроби. Вы пока не умеете это делать. Что же нам делать?
    Как можно здесь применить уже имеющиеся знания?

    1. Можно выразить 15,7 см и 13,2 см в мм.
    2. Представить данные десятичные дроби в виде обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

    Рассмотрим два способа решения задачи. (см. слайд №8)
    Мы получили одинаковые результаты, значит, мы на верном пути.
    Решая задачу, мы получили: 15,7+13,2=28,9
    Нам привычно многозначные числа складывать в столбик. 3 способ запишем так: см. слайд №8. А результат нам уже известен, запишем его. Как же выполняется сложение десятичных дробей?
    Десятые доли складываются с десятыми, единицы с единицами, десятки с десятками, т. е. поразрядно. Запятая записана под запятыми.
    Решим следующий пример: см. слайд №9.
    Итак, десятичные дроби складываются поразрядно, запятая в результате записывается под запятыми.
    Перейдём к другому примеру: 3,7+2,651
    В чём здесь отличие от предыдущего примера? Разное количество цифр после запятых. Что нужно сделать? (Алгоритм)
    Итак, получили правило сложения десятичных дробей. Повторить алгоритм. Если необходимо, уравнять количество знаков после запятой…

  5. Усвоение алгоритма.
    1. Мы узнали алгоритм сложения десятичных дробей, теперь давайте покажем Королю его применение. Начнём работу с простых примеров. См. слайд №10. Вычислите устно.
    2. Следующие два примера вы решаете в тетрадях, следуя алгоритму. Найдите сумму (см. слайд №10).

    Кто уже чувствует в себе силы, прорешать пример у доски (использовать перо интерактивной доски).
    Ребята, я думаю, не стоит забывать, что Король уже стар и быстро устаёт, ему хотелось бы отдохнуть. Давайте покажем Королю, как мы отдыхаем, может, и он к нам присоединится?
    Физкультминутка. См. слайд №12.

  6. Закрепление.

    Вернёмся к сложению десятичных дробей. Пришло время проверить себя, действительно ли вы научились складывать десятичные дроби.

    1. Вам нужно в тетради решить 3 примера. См. слайд №13.
      Проверьте себя ещё раз, в этом нам поможет компьютер. См. приложение с анимацией.
    2. А теперь выполним вот такие примеры. См. слайд №14. В окошечки вставьте десятичные дроби так, чтобы равенства оказались верными. (Устная фронтальная работа)
    3. А теперь такое задание. Запишите числа, полученные в окошечках в порядке возрастания. Затем каждому числу поставьте в соответствие букву. Если вы выполните задание правильно, то получите слово. Какое слово вы получили? СТЕВИН См. слайд №15.
    4. Давайте еще раз посмотрим, какой ряд чисел, у вас получился. Король чрезвычайно интересующийся человек и ему и вам интересно будет узнать что же это за слово, СТЕВИН?
    5. Это имя фламандского инженера и ученого, который занимался распространением десятичных дробей (экскурс в историю).
  7. Работа в парах.

    Пришло время окончательно убедиться в том, что вы сможете объяснить Королю, как выполняется сложение десятичных дробей. (См. номер из учебника.)
    У нас нашлись ученики, которые успели решить дополнительный пример (См. номер 1213 (д) из учебника.)
    Рассмотрим его решение на доске.
    (Используем перо интерактивной доски)

  8. Рефлексия.

    Ребята, смогли бы вы при встрече с моим королем объяснить ему, как выполняется сложение десятичной дроби?

  9. Домашнее задание. (См. слайд №19.) Раскрасьте короля, выполнив вычисления.
Приложение 1: Презентация урока.
Приложение 2: Король картинка-раскраска
Приложение 3: Flash-анимация «Сложение чисел»