Урок русского языка по теме "Придаточные предложения"

Разделы: Русский язык


1 урок.

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать умения определять структуру сложноподчиненного предложения.
  2. Сформировать умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
  3. Научить видеть синонимические возможности придаточных определительных.

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Словарно-семантическая работа.

Пользуясь словарем, выписать синонимы к слову активный. Объяснить общее в синонимах и различие между ними.

(Активный – деятельный, энергичный. Активный участник. Деятельный – проявляющий особенную энергию, старание в выполнении какого-л. дела. Деятельная натура. Энергичный – полный энергии; активный, деятельный. Энергичные люди. Инициативный – обладающий инициативой; предприимчивый, способный к самостоятельным активным действиям. Инициативный человек.)

4. Объяснение нового материала.

Анализ предложений, записанных на доске.

  1. Они сидели в том саду, где играл оркестр. (К. Федин)
  2. Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой. (И. В. Гете)

Анализ проводится по следующему плану:

  1. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
  2. К какому слову главного предложения относится?
  3. Чем прикрепляются придаточные определительные к главному?
  4. Могут ли быть в главном предложении указательные слова? Обязательны они или факультативны? Какова роль указательных слов?
  5. Каково место придаточных по отношению к главному?

(Необходимо заострить внимание учащихся на функции союзных и указательных слов. Доказывается, что где – союзное слово, оно заменяется словом сад, является обстоятельством места, имеет логическое ударение, его можно заменить другим союзным словом, оно вносит в предложение определительное значение с оттенком обстоятельства места. Указательное слово том является определением в главном предложении, оно введено как средство уточнения и выделения (не любой сад, а именно тот, где играл оркестр).

Анализ предложений по плану должен привести к составлению схемы, отражающей структуру сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:

[… указ. сл. + сущ.], (союзные слова который, какой, где, куда, что, кто и др.)

Затем ученикам дается задание рассказать о придаточных определительных, используя материал учебника.

5.

а) Закрепление понятия об определительных придаточных можно провести с помощью упражнений, предложенных учебником.

б) Произвести синтаксический разбор 1-го предложения. Составить схему 2-го предложения.

  1. Линия, по которой движется тело, называется траекторией движения.
  2. Химическим элементом называют определенный вид вещества, все атомы которого обладают одним и тем же зарядом ядра. (научный стиль)

(Обратить внимание учащихся на место союзного слова во 2-м предложении. Уточнение: если важно подчеркнуть характерный признак, свойство, качество предмета или явления, употребляется придаточное определительное).

в) Выполнение упражнения на согласование союзного слова с определяемым.

К данному предложению добавить придаточное определительное, используя союзное слово который в разных падежах.

Уже несколько раз принимался идти крупный, благодатный дождь.

  1. … который так дорог истосковавшейся по нему земле.
  2. …после которого на глазах растет молодая трава и вытягиваются новые побеги.

(Обращается внимание на трудности согласования союзного слова с определяемым, которые состоят в том, что союзные слова который, чей, какой находятся в двойной связи с главным предложением. Они согласуются в роде и числе с тем существительным главного предложения, к которому относится придаточное, а управляются глаголами придаточных предложений (не управляются лишь тогда, когда выполняют функцию подлежащего). Кроме того, придаточное предложение может начинаться не с союзного слова, а с предлога, существительного или словосочетания).

6. Задание на дом.

2 урок.

Цели и задачи урока: закрепить знания о структуре сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными, знаках препинания.

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос по теоретическому материалу.
  2. Замените (если возможно) союзное слово который другими союзными словами, подходящими по смыслу. Какие смысловые и стилистические изменения наблюдаются? Расставьте знаки препинания.
  3. а) Березки которые при нем были только что посажены около забора выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями.(А. Пушкин)

    б) В небольшой комнате в которую я вошел было довольно темно.

    (В 1-м предложении замена невозможна, так как нужно передать общее определительное значение. Во 2-м предложении целесообразна замена союзным словом куда, чтобы показать пространственный признак, такое союзное слово и используется И. Тургеневым).

  4. Выясните оттенки, вносимые в предложения указательными словами; расставьте знаки препинания.
  5. а) Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин)

    б) Для чтения мы выбрали такую книгу чтобы всем было интересно.

    (В 1-м предложении указательное слово придает оттенок выделения, а во 2-м – указательное слово такую с союзом чтобы определяет предмет по его назначению (цели).

  6. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, отвечая на вопросы или объясняя значения слов.

а) Что называется ромбом? б) Какое литературное произведение называется романом? в) Какое предложение называется сложным?

3.

Разбор имеющихся в тексте предложений с придаточными определительными. Учащимся предлагается подумать, почему для присоединения придаточного предложения к главному в тексте использовано лишь одно союзное слово который.

Историческая геология

На Земле еще до появления человека в течение миллионов лет происходили события, которые изменили нашу планету. На сушу многократно наступали моря, которые размывали и разрушали ее. Поднимавшиеся из вод моря горные хребты подтачивались дождевыми и снеговыми водами, а также ледниками, которые спускались с горных вершин. На дне морей, на островах и на материках вулканы извергались расплавленную лаву, которая покрывала огромные площади, до неузнаваемости изменяя лик Земли.

Все изменения, которые претерпел земной шар с момента образования на нем земной коры и до настоящего времени, изучает историческая геология. Историческая геология устанавливает не только события, которые происходили миллионы лет. Она изучает их последовательность. Ее интересует, что было раньше и что позже.

Вопросы и задания к упражнению:

  1. Какова роль сложных предложений в этом тексте?
  2. Можно ли передать содержание текста, пользуясь только простыми предложениями?
  3. С помощью каких языковых средств связаны предложения в тексте? Докажите, что это текст.

4. Задание на дом.