Воспитательная работа классного руководителя в современных условиях

Разделы: Классное руководство


Школа создаёт самое ценное – будущую нашу смену. От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни. Периоды быстрых социальных изменений становятся своеобразным экзаменом для всех взрослых, а также и для меня, как учителя, которого мучают вопросы:

Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?

Какая духовная сила, какие умения и способности нужны будут завтрашним взрослым для жизни в цивилизованном обществе?

Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребёнку в жизни.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

Понимаю, что эти качества личности нужны людям и вижу, что люди благодарны за работу. Это и будет моё кредо, которое актуально на протяжении многих столетий, ведь в этих простых истинах заложена программа учительского труда, его общественная польза и значимость.

Я думаю, что главные составляющие воспитательного процесса:

– знать возрастные особенности младших школьников;

– применять современные педагогические технологии в воспитательном процессе;

– воспитывать ребёнка на успехе, удивлении, уверенности;

– союз семьи и школы.

За период своей тридцатилетней педагогической деятельности я изучила, осмыслила множество статей, пособий, книг педагогов-новаторов по воспитанию младших школьников и пришла к выводу, и говорю себе:

  • цени в своих детях индивидуальность, самостоятельность, то, что они у меня необычны, неординарны, не такие как все. Не бойся того, что они иногда не вписываются в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки – талант. А талантливые люди золотой фонд нации, их надо беречь;
  • воспитывай в ребёнке гордость: “ Я есть в мире, я ценность!” Человек, который сам себя уважает,– уважаем другими, сам себя любит,– любим другими;
  • помни и то, что неуважения к себе ребёнок не прощает, и то, что любят ни за что, а уважают за что-то.

Отсюда я ставлю перед собой цель:

Создание условий для развития социально-адаптированной личности в условиях гуманизации и стандартизации образования.

Для достижения поставленной цели выделила следующие задачи воспитания:

1. Воспитательный процесс строить таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания.

2. Вести работу по сплочению коллектива.

3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности класса.

4. Уметь применять нормы взаимоотношений с другими людьми во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, спортивной, художественной, общественной.

Моя воспитательная система основывается на идеях:

– идея личностно– деятельного подхода;

– идея творчества.

Руководствуясь данными идеями, содержание и организационные формы воспитания разрабатываю на основе принципов:

– индивидуальность (проведение диагностик, анкет, опросов как родителей, так и детей, составление карты по интересам);

– самостоятельность (выбор коллективно-творческих дел, подготовка к проведению, выполнение обязанностей в классе);

гуманизм (все дети талантливы);

творчество (развитие творческих способностей каждого ребёнка, участие в школьных и районных мероприятиях);

– коллективизм (работа по сплочению коллектива).

Я, считаю, что огромное значение в воспитательной работе в начальной школе, имеет целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию эмоций ребёнка.

Ни для кого не секрет, что положительные эмоции, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей. Интерес возникает и укрепляется, когда ребёнок действует сам без особого нажима. Тогда результаты получаются быстрее. Поэтому я организовываю воспитательную деятельность так, чтобы ученик с первых шагов имел хотя бы небольшие успехи и пережил радость достижений. Моя положительная реакция на активность ребёнка, одобрение словесное или жестовое его деятельности, вызывает у ученика ещё одну радость – это радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребёнка в детском коллективе.

Поэтому я ставлю одну из важнейших задач – создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Ведь именно в начальных классах классные руководители сталкиваются с так называемыми кризисами возраста и развития. В психологии, начиная с Л. С.Выготского, кризисы возраста рассматриваются как внутренне необходимые этапы развития, как определённые качественные скачки, в результате которых психика ребёнка поднимается на новый уровень. Отсюда ясно что я, как классный руководитель, призвана не только создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, но и постоянно изучать детей,

фиксировать их психические новообразования. Одинаковый подход к детям 6,5лет или 9 лет совершенно неуместен. Я предусматриваю новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяю содержание и формы работы с детьми. Для выявления межличностных и межгрупповых отношений я провожу диагностику Дж. Моренко (“Социометрия”), провожу методику “Цветик-семицветик” , методику “Письмо” и другие. Обычно на начальном периоде результатом данных диагностик и наблюдений является следующее:

– класс не дружен и разбит на микрогруппы;

– дети по воспитанности и образованности очень разные;

– выявляются дети, которые выпадают из общего круга общения.

Поэтому, мне как классному руководителю следует ориентировать детей на овладение способами общения с людьми, на создание благоприятной обстановки в коллективе. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создаётся под влиянием двух факторов. Первый – это социально-психологическая атмосфера общества в целом, т.к. я работаю с детьми относительно раннего возраста, которые полностью зависят от родителей. Второй – это коллектив класса. Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемыми моральными нормами и интересами. Поэтому обязательным условием развития личности ребёнка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это прежде всего единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. С 1 класса я использую такую методику как оказание помощи другим, упорство, опрятность, творчество дети получают право:

– право войти в сказочный мир весёлых человечков;

– право пригласить весёлых человечков в гости (показать родителям, друзьям, рассказать о том, за что он получил награду);

– право сделать вместе с весёлым человечком подарок классу .

Получив такие права, ребёнок берёт со стола фигурку сказочного героя, несёт домой и там делает сюрпризы или подарки. Таким образом, у меня появляется возможность постоянно использовать в учебно-воспитательном процессе продукты деятельности детей (наглядный материал, игры, физминутки, песенки, стихи).

Я, считаю, что одной из главных форм внеклассной работы, является классный час, форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений с окружающим миром. Темы классных часов, их содержание определяю вместе с детьми. Во время таких встреч я учу своих ребят умению говорить логично и чётко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению. Дети учатся подчиняться воле большинства, умению доказывать своё мнение и бороться за него, если оно убедительно. Я считаю, что классный час не должен превращаться в нотацию учащимся. Он должен быть интересным и необычным. В основном мы ведём беседы на морально-этические темы, о культуре поведения, об охране жизнедеятельности, о правилах дорожного движения, проводим встречи с интересными людьми. Например:

“Права и обязанности школьника,” “Поговорим о вежливости”, “Красный, жёлтый, зелёный”, “Друг в моей жизни”и т.д.

Младшие школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. С первого класса, указывая на необходимость поддержания порядка, назначаются дежурные по классу.

Для выполнения различных обязанностей из состава учащихся могут быть выделены:

– санитары (самые аккуратные)

– библиотекари (самые читающие, любознательные)

– хозяйственники (самые ответственные, трудолюбивые)

– цветоводы (любители ухаживать за цветами – ответственные за учёбу, а затем общим голосованием выбираем командира класса (первого помощника учителя). На классном часе ответственные за тот или иной сектор отчитываются о проделанной работе. Например, библиотекари проверяют наличие дополнительной литературы, тетрадей по чтению. Ответственные за учёбу проверяют наличие учебных принадлежностей, цветоводы следят за классным садом, ведь он у нас самый большой по школе. Ребята добросовестно относятся к своим поручениям, учатся понимать значимость своего труда, оценивают труд своих товарищей.

В своей воспитательной системе ведущее место я отвожу коллективной деятельности, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой цикл традиционных и нетрадиционных дел: День знаний, праздники “Осень золотая”,“Зима”,“Весна”, Новогодний праздник, День защитника Отечества, 8 марта, День моей семьи, совместные походы“День прощения и прощания”.

Как я работаю над коллективно-творческим делом?

Любое коллективное творческое дело начинаю со сбора– старта, где рассматривается план работы и ставится определённая цель.

Далее садимся дружно и распределяем поручения.

Третья стадия – стадия тесного общения детей, родителей, учителя.

Четвёртая стадия, когда все эти таланты выплёскиваются в дружный коллектив.

Пятая стадия – разговор о том, что получилось, а что можно было сделать по-другому. Здоровье – одна из существенных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизни, способности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции. По мнению специалистов-медиков,75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями? По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся на “4”и “5”,проводят за письменным столом дома не менее 2 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова)– но и появляются трудности в учении. В первую очередь это концентрации внимания, памяти, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной полноценной и интересной жизнью? Всё это очень волнует меня. Я пришла к выводу, что решить эти вопросы я могу через идеи формирования здорового образа жизни.

В нашей школе, соответственно в своей работе я, вопросы здорового образа жизни решаю путём реализации программы “Здоровье”, цель: сохранение, укрепление и улучшение психического, нравственного и физического здоровья учащихся в ходе реализации образовательного процесса. Задачи:

– формирование устойчивой мотивации “на здоровье” учащихся, родителей;

– воспитание и обучение основам здорового образа;

– организация и проведение пропагандисткой работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;

– осуществлять психолого – педагогическую поддержку, обеспечивающую психологический комфорт обучающихся.

Исходя из этого, определила следующие направления работы:

– спортивно-оздоровительная (соревно-вания, праздники, Дни здоровья, двигательные минутки, подвижные игры на свежем воздухе, родительские соревнования с другими классами);

– туристко – краеведческая (походы, экскурсии, изучение флоры нашего микрорайона, сбор гербарий);

– через нестандартные уроки (урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра);

– санитарно-просветительская (классные часы “Познай себя”,о правилах питания, создание паспорта здоровья по годам);

– профилактическая (беседы школьной медсестры, встречи с детскими врачами, инструктажи по технике безопасности, о правилах дорожного движения);

– социально-психологическая (диагностика– микроклимат в классе, взаимоотношения: учитель-ученик, родители – ребёнок).

Что я делаю для создания здоровьесберегающей среды в классе?

  1. Провожу нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки.
  2. На двадцатой минуте каждого урока провожу физкультминутки. Оздоровительные паузы комбинирую, включая физические упражнения для осанки, глаз, рук, стоп. Когда дети освоятся, даю возможность самим проводить эти минутки.
  3. Слежу за питанием в школьной столовой. Все ребята из класса охвачены горячим питанием.

  4. Проводим самооздоровление. С помощью родителей были сшиты мешочки– массажоры, которые мы используем на уроках , Мешочки служат для профилактики плоскостопия, для массажа рук. переменах, внеурочное время.

В свою работу я включаю не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Я считаю, что мало научить чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром,будет действительно здоров. Учу заботиться друг о друге. Если заболевает ребёнок из класса – дети ему звонят, стараются помочь после болезни, дают советы.

Учу, чтобы ничто хорошее не проходило мимо незамеченным. С утра, после приветствия, спрашиваю: “Дети, что нового заметили в классе, на улице, в классном уголке?” Вместе с ребятами мы составили “Правила для хорошего настроения”:

  1. Старайся говорить своим близким и друзьям, одноклассникам только добрые и ласковые слова, помоги им в трудную минутку, рассмеши их, когда это необходимо
  2. Умей правильно выбрать книгу для чтения, смотри по телевизору больше детских передач, а не жестокие боевики и фильмы ужасов.
  3. Свою комнату преврати в уголок хорошего настроения, где тебя будут окружать любимые игрушки, книги, сделанные тобой поделки и сувениры.
  4. Помни, если ты будешь по-доброму относиться к окружающим тебя людям, они тебя будут любить вдвойне.

Моя работа по сохранению и формированию здорового образа жизни находит своё отражение в воспитательном плане и поурочных разработках.

Процесс становления личности – процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Я считаю их первыми своими помощниками. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Здесь я придерживаюсь следующих принципов:

– полное взаимопонимание и согласованность действий классного руководителя и родителей. Взаимодействие школы и семьи – решающее условие моей системы воспитания. Учитель-ученик – родители – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить воспитательный процесс на принципах гуманно – личностного подхода к детям;

– постоянный контакт с родителями, надёжными помощниками учителя;

– опора на положительный опыт воспитания детей в семье.

Я считаю, что развитие личности ребёнка происходит прежде всего в учебно – познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа, без семьи, ни семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления личности. Я должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга. Однако в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то я отмечаю, что они разные. Всех родителей я делю на три группы:

  1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми. В классе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива класса.

  2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

  3. Родители, которые по разным причинам не хотят заниматься со своими детьми, дети предоставлены сами себе.

В классах, в любом наборе, есть “трудные семьи”, где родители не уделяют должного внимания своим детям. Беседовать с такими родителями нелёгко, в школу они не ходят ни на собрания, ни на утренники, учёба детей их не волнует. Поэтому бывают ситуации, когда я обращаюсь к кому-нибудь из родителей, и те со мной посещают дома учеников, чьи родители заняты своими личными проблемами. Иногда вместо меня к этим родителям ходят члены родительского комитета, беседуют по душам, порой сих беседа приносит больше результатов. Родители класса помогают ребятам из “трудных “семей: покупают им школьные принадлежности, подарки к утренникам, беседуют с ними.

Я думаю, что не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и моя задача – научить их этому желанию.

Самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, я не могу заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребёнок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

В школу приходит человек, у которого есть свои представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом, и важно знать не только то, какие представления сформировались у ребёнка, но и в каких условиях происходило это формирование. Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного пространства, часто вспоминаю выражение: “ Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому”.А этих домов у них теперь два: со мной рядом и с родителями, значит мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях. Вот почему каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, налажу ли я с ними контакт, сделаю их союзниками в деле воспитания?

Методы изучения семьи всем известны: это наблюдение, беседы, анкетирование и т. д. Каждый раз, когда я набираю 1 класс, в сентябре я собираю родительское собрание, на котором знакомлю с возрастными особенностями детей, своим видением воспитания и образования, провожу анкетирование. Мне бы хотелось остановиться на анкетировании, которое мне, как классному руководителю, помогает в работе по выявлению многих вопросов, касающихся воспитания ребёнка в семье. Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как родители не всегда дают истинные ответы. Иногда эти ответы требуют уточнения. В таком случае я одновременно даю анкету для заполнения родителям, их детям и сама стараюсь ответить на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребёнка. Получив ответы от родителей и детей, имея свою характеристику каждого ребёнка, можно сделать определённые выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании. При изучении воспитательной активности семьи также провожу такую анкету, которая даёт материал для постановки на обсуждение разнообразных вопросов о дефиците общения родителей и детей и его последствиях; о свободном времени семьи и вреде пустого времяпрепровождения; о любимых занятиях членов семьи; о взаимопонимании между родителями и детьми и другие.

И всё-таки я хочу сказать, что мне везёт на отзывчивых родителей! Именно они мне помогают в разных ситуациях жизни. Много интересных дел на счету родителей: это подготовка и проведение праздников, утренников, организация экскурсий, поездки в цирк , разные конкурсы и т.д. Активная жизненная позиция родителей рождает у ребёнка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству. Они охотно пишут о своих домашних животных, семейных праздниках.

В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят. Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого

Для правильного построения воспитательного процесса я должна знать интересы и увлечения детей, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, особенности характера и т. д. ( я уже говорила об этом). Поэтому я пользуюсь в своей работе психолого– педагогическими методами изучения личности ребёнка. В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую. Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

– выявить относительный уровень развития детей.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

– способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся.

Оценочная функция:

– иметь представления о результативности педагогического взаимодействия.

Развивающая функция:

– использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития.

Воспитательная система класса – максимально открытая система. Родители, учителя школы, работники  культуры, студенты педучилища – наши сотоварищи во внеурочной деятельности.

Основные внутренние и внешние связи классного сообщества базируются на следующем принципе: Если трудно – помоги, выдумай и твори.

  • Благодаря внедрению в учебную и воспитательную деятельность традиционных и нетрадиционных методов, форм воспитания показатели моих детей достаточно хорошие, что подтверждается итоговыми оценками по окончанию начальной школы и 2 класса. Я могу сказать, что у ребят сформирована устойчивая мотивация к учению;
  • сформирована у ребят внутренняя мотивация к познавательному и творческому самовыражению;
  • налажен контакт с родителями.

Оценка результативности педагогической деятельности:

– успешность обучения;

– участие в олимпиадах;

– участие в интеллектуальных играх, в научно-практических конференциях ;

– участие на школьном и районном уровне в смотрах, концертах, КВНах, конкурсах и т.д.

Велика роль учителя начальных классов в развитии и становлении личности ребёнка. С одной стороны он должен быть личностью, соответствовать идеалу, который ждёт от него ребёнок, а с другой стороны, он должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие ребёнка.

Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.