Урок литературного чтения в 4-м классе "Кир Булычев. "Путешествие Алисы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычева;
  • заинтересовать учащихся его произведениями;
  • познакомиться с отрывком из повести «Путешествие Алисы»;
  • учить анализировать поступки героев;
  • составлять картинный план;
  • пересказывать текст по картинному плану

Оборудование:

  • выставка книг К.Булычева;
  • выставка рисунков;
  • мультфильм «Тайна третьей планеты»;
  • проектор;
  • компьютер;
  • презентация (Приложение 1)

Ход урока

№ п/п

Структура урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд презентации

I

Организационный момент

 

Звучит музыка из м/ф

 

 

 

 

II

Введение в тему. Актуализация знаний

 

 

1

Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна третьей планеты»

 

Показ отрывка из мультфильма

 

 

 

 

2

Вступительная беседа

 

 

 

- Ребята, кто из вас знаком с этим м/ф?

- Кто его главный герой?

- Что вы о ней знаете?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кто из вас смотрел о ней фильм?

- Кто написал историю об Алисе Селезнёвой?

Алиса Селезнёва

Она из будущего, любит животных, её папа – космобиолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей галактике

 

 

Кир Булычёв

Слайд 1

Слайд 2

 

 

 

 

3

Рассказ учителя о писателе

 

 

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве

(18 октября 1934г)

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго — заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие — геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия». Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну — Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.

Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».

Начались исследования, работа над монографиями. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.

    

Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» — вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», — решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов.

Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой — были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.

Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё — защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».

Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца.

По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы.

Короткометражные фильмы.

Мультфильмы.

Телевизионные фильмы и спектакли.

Слайд 3

Слайд 4

 

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

 

Что вы запомнили о Кире Булычёве?

Ответы детей

Слайд 9

 

Он мечтал стать геологом, а стал писателем-фантамстом.

Он получил признание государства, читателей.

Его книги издавались и издаются, так как стали любимыми произведениями не только детей, но и взрослых.

А в Интернете можно найти его официальную страницу.

 

Слайды 10-18

 

 

 

 

III

Физминутка

Проводят дети

 

 

 

 

 

IV

Чтение и анализ отрывка из повести «Путешествие Алисы»

 

 

1

Техника чтения

 

 

 

Восемнадцать

Девятнадцать – на девятнадцатом

Космокатер*

Иллюминатор*

Кают-компания*

Развевалась

Отсек*

Обыкновенные

Существо - существование

Прочитывают , дают толкование слов(*)

 

2

Первичное чтение по цепочке

 

 

 

Читаем по цепочке

Читают цепочкой

 

 

 

 

 

V

Физминутка

Проводят дети

 

 

 

 

 

VI

Работа над текстом

 

 

1

Беседа по содержанию повести

 

 

 

- О каком приключении Алисы вы прочитали?

- В чём необычность, фантастичность всего произошедшего?

- От чьего имени ведётся рассказ? Докажите.

- Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

- Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните

- Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

Ответы детей

 

 

 

 

 

2

Работа на карточках (задание 6, стр. 157)

 

 

 

Положите перед собой карточки. Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тексте?

Читают, выполняют

 

 

- Какой приём использует автор? Как ему в этом помогают сравнения?

- Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал приём олицетворения?

Приём олицетворения

 

3

Рассматривание выставки рисунков

 

 

 

Рассмотрите рисунки к тексту.

Рассматривают, соотносят с содержанием

 

 

 

 

 

4

Выборочное чтение (по сюжетам рисунков)

 

 

 

Найдите к ним отрывки из текста.

Зачитывают отрывки, подходящие к рисунку

 

 

 

 

 

VII

Составление картинного плана

 

 

1

Выбор рисунков для составления картинного плана

 

 

 

 

Составляют картинный план (работа в группах)

 

 

 

 

 

2

Установление последовательности рисунков

 

 

 

Расположим рисунки в порядке следования событий. У нас получился картинный план

Отчет групп. Составление картинного плана на доске

 

 

 

 

 

VIII

Пересказ по картинному плану от имени Алисы

 

 

1

Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы

 

 

 

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Перескажем текст от имени Алисы

Дети пересказывают текст от имени Алисы

 

IX

Итог урока

 

 

1

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы детей

 

2

Захотелось ли прочитать книгу целиком?

Рассматривание выставки книг Кира Булычева

 

3

Нравится ли вам фантастическая литература?

 

 

4

Произведения каких писателей-фантастов вы читали?

Ответы детей

 

X

Домашнее задание (по выбору)

 

 

1

Перечитать отрывок, краткий пересказ

 

карточка

2

Подготовить рассказ о самом любимом фантастическом произведении

 

карточка

3

Нарисовать иллюстрацию на космическую тему, рассказать о своем рисунке

 

карточка