Методическая разработка. Урок письма

Разделы: Русский язык


Цель урока: знакомство с эпистолярным жанром, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока и цели.

Ребята, тема урока на доске не записана. Мы сформулируем (определим) её вместе, прослушав присланное нам стихотворение – загадку.

Шесть букв …
В них столько жизни!
В них есть история веков!
В них и страдания и радость…
В них много разноликих слов…
В них дружба, перемирие и ссоры,
Любовь и ненависть, укоры…
В них обращение, рассказ,
Есть описание подчас.
В них часто люди открывают душу,
Прочтёшь, и будто разговор подслушал,
О том, как кто-то воевал,
Как жил, работал, как попал
Работать в театр иль кино,
Узнаешь, что было давно…
Всё реже обращаемся мы к ним –
Затёртым, сохранившимся, живым…
Нам легче позвонить,
На сайт зайти и пообщаться,
А к этим шести буквам
Не многие желают обращаться!
( Стрельцова Ж.В.)

Как вы думаете, ребята, о чём шла речь в прочитанных строчках?

( Ответы учащихся. Запись темы на доске. В процессе беседы с учениками по теме урока учитель рассказывает о поставленных целях.)

3. Работа с толковым словарём.

Ребята, теперь попытайтесь дать определение, как даются в толковых словарях, слову “письмо”.

А теперь проверим, открыв толковый словарь, правильность ваших определений.

( Один учащийся читает материал толкового словаря).

Сколько значений имеет слово “письмо”? Как называются такие слова?

4. Работа в тетрадях.

(Ученики записывают каждое значение слова “письмо” и придумывают предложение со словом в данном значении. По одному предложению с каждым значением записывается на доске учащимися, и проговариваются встречающиеся орфограммы и пунктограммы).

Пример работы:

1). Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Вчера я получил письмо от друга.

2). Письмо – умение писать.

Детям в первом классе необходимо освоить письмо.

3). Письмо – та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи.

Пиктография – это древнейший вид письма (рисуночное письмо).

4). Письмо – манера художественного изображения.

“Троица” Андрея Рублёва – это икона старинного письма.

5. Подбор и запись однокоренных слов к слову “письмо”, выделение морфем.

(Учитель может познакомить детей с такими словами, как письмоносец (прост., то же, что почтальон), письмовник (в старину сборник образцов для составления писем), письмоводитель (устар., переписчик, писарь), письмена (письменные знаки, буквы, преимущественно древние)).

Письмо, письменный, писать, писатель, запись, перепись, пишущий …

6. Сообщение учащегося (заранее подготовленного).

Читая материалы о письмах, я встретился с понятием “ эпистолярный жанр”. Со словом “жанр” мы уже встречались и на уроках литературы, и на уроках изобразительного искусства и понимаем, что это род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками (например, лирический жанр в литературе или бытовой жанр в изобразительном искусстве). А вот слово “эпистолярный” для меня было ново, и я решил заглянуть в толковый словарь.

Эпистолярный - от греческого эпистола (послание, письмо) – о литературных произведениях в форме письма, переписки. Считается, что эпистолярный жанр возник во времена античности. Историкам литературы известно послание Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии. По определению Аристотеля (древне-греческого философа, жившего в 384 -322 г. до н.э.) эпистолярная форма “позволяет автору оставаться самим собой”.

Эпистолярный жанр –
Натянутая нить.
Давно остывший жар
Назойливо хранит.
И мне издалека
По-прежнему видна
Прозрачного листка
Сквозная желтизна.
Какой-то старый спор
Обозначает он.
И в нём житейский сор
Страстями опалён.
Похоже, всё же нет
Забвения, и вот
Случайный этот след
Никак не занесёт.
Неведомо куда,
Пока не вышел срок,
Летит через года
Бумажный голубок.
( Владимир Гутковский )

7. Рассказ учителя.

Отражение темы письма в искусстве. Знакомство с репродукциями картин, с некоторыми музыкальными и поэтическими произведениями. (В сильном классе можно данный этап урока подготовить вместе с учениками).

Итак, история рождения и развития письма уходит в далёкое прошлое. Люди ещё не умели писать, но уже картинками (пиктограммами) пытались передать информацию. О древности происхождения русского эпистолярного жанра можно судить по новгородским грамоткам, которые датируются ХI веком – временем зарождения русской письменности, таким образом, эпистолярные тексты являются ровесниками письменности.

Интерес к эпистолярной литературе существовал всегда, на протяжении различных исторических эпох. Об этом свидетельствуют документы, научные исследования и разнообразные шедевры искусства.

Вот лишь несколько примеров из живописи (демонстрация репродукций и комментарии к ним):

1657 год Вермеер Делфтстский (Ян Вермер) “Девушка с письмом”
1665 -1666 год Национальная галерея искусств.Вашингтон. “Женщина, пишущая письмо”
1839 год Карл Шпицвег “Любовное письмо”
1858 год  “Разносчик писем”
1887 – 1895г.г. В.В.Верещагин Из серии о войне 1812года “На этапе. Дурные вести из Франции”
1880 -1891г.г. Илья Ефимович Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”
 1903 год И.М.Прянишников “Чтение письма в овощной лавке”
1947 год Александр Иванович Лактионов “Письмо с фронта”
2006 год Татьяна Гладкова  “Письмо от внука”
2008 год Игорь Сидоров “Письмо”

Это лишь малая часть шедевров. А если обратиться к литературе…

Звучит “Прощальное письмо” Сергея Есенина на музыку Г. Пономаренко в исполнении и обработке Александра Вертинского.

Это и множество других произведений, посвящённых письмам, живут и в наши дни. Мы можем смело утверждать, что в наше время эпистолярный жанр жив, ведь и крохотная СМС-ка тоже письмо, только в миниатюре, и часто очень долгожданное. Конечно, порой не назовёшь общение в интернете письмами, но и здесь в отзывах, обращениях, так или иначе, письмо живёт! Причём живёт по своим законам, иногда возвращаясь к истокам, своеобразным пиктограммам (смайликам).

8. Беседа, во время которой делаются записи в тетрадь.

(В процессе беседы учитель может зачитать письмо, которое поможет определить структуру.)

  • Ребята, а вы получали когда-нибудь письма?
  • С чего обычно начинается письмо?
  • Как обособляются обращения?
  • О чём обычно пишут в письмах?
  • Какую структуру имеет письмо?

Запись в тетради: Структура письма.

  1. Обращение.
  2. Вступление.
  3. Повествование.
  4. Заключение.
  5. Подпись.

Р.S. (пост-скриптум)

9. Творческая работа учащихся. “Письмо другу. Однажды со мной случилось”.

10. Знакомство с некоторыми работами. Чтение учащимися получившихся писем.

11. Итоги урока.

Ребята, наша речь – это поток, который, начинаясь внезапно, течёт то плавно, то резко срываясь, то перепрыгивая с одной преграды на другую, петляет, не зная остановки. Когда часть этого потока попадает на чистый лист, рождается шедевр, происходит своеобразное колдовство, остановка потока (свидетелями такого колдовства мы стали, слушая работы). Да, на листе может быть написано слово неверно, и его смогут исправить, зачеркнув, а не нажав delete. Но именно эти зачёркивания, попутные зарисовки, неравномерность букв превращают рукописный текст в явление. Явление, заслуживающее пристального внимания, затмевающее собой содержание напечатанного.

Поэтому, ребята, давайте писать письма, не прекращая это колдовство, этот бурный поток наших чувств, впечатлений и эмоций!

12. Домашнее задание.

Продолжить колдовство. Написать письмо.

Темы: “Письмо моему учителю”, “Мой любимый вид спорта”.