"Многоязычие и поликультурность – резерв развития ребенка"

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


На протяжении всего своего развития в составе России Хакасия существует в реалиях поликультурности, многоязычия и поликонфессиональности. Но миграционные процессы последних лет существенно влияют на этнический состав нашего региона. Кроме того, жители Хакасии в настоящее время имеют возможность значительно шире знакомиться с другими странами и народами, их языками и культурой. Интенсивность происходящих изменений в нашем обществе стимулирует поиски тематики, форм и методов поликультурного образования и воспитания подрастающего поколения нашей республики.

Работа экспериментальной площадки нашей школы направлена на культуроведческое обогащение школьников по принципу расширяющегося круга культур: от родного языка и культуры, этнических культур, субкультур стран изучаемых иностранных языков к мировой культуре.

Для достижения цели поликультурного образования наши учителя-экспериментаторы решают следующие задачи:

  • развитие восприятия учащимися современного многоязычного мира,
  • развитие социокультурной компетенции учащихся, помогающей в выборе приемлемых форм взаимодействия с людьми в условиях межкультурного общения,
  • развитие у учащихся умений описания родной культуры в терминах, понятных для членов международного сообщества,
  • создание условий для интеркультурного творчества учащихся.

Расширяя культуроведческие познания учащихся, мы раздвигаем границы их мировосприятия и мироощущения. Новые понятия и явления культуры рассматриваются ребятами через призму культурных норм и ценностей, принятых в родном лингвосоциуме, с учетом родной модели миропонимания. Но это процесс не односторонний. Познание чужой лингвокультуры создает предпосылки для новых знаний о своей собственной. Учащиеся осознают необходимость знания родного языка и культуры, своей принадлежности к определенному этносу и языковому поликультурному сообществу.

Поликультурное образование позволяет воспитать такие качества личности, которые способствуют успешному общению в ситуациях межкультурного взаимодействия. Это самостоятельность, активность, эмпатия. Эмпатия предполагает толерантность к другому образу мыслей, к другой позиции в общении, умение и желание видеть и понимать различие и общность в культурах, в мировосприятии их носителей, готовность воспринимать и понимать другой образ жизни.

Работа нашей экспериментальной площадки включает следующие тематические периоды:

  • «Какие языки существуют в мире?», в течение которого психолог и учителя 1-х классов проводят анкетирование и родительские собрания.
  • «Как прекрасен этот мир», который показывает красоту и многоликость нашей Родины и знакомит ребят с картой мира.
  • «Родная Хакасия», который знакомит первоклассников с традициями хакасского народа, национальным костюмом, народными праздниками, видными деятелями хакасской культуры и науки.
  • «Здравствуй, английский язык!» включает лингвокультурологическую информацию об англоговорящих странах.
  • «Приветствую тебя, французский язык!» приобщает первоклассников к лигвокультуре франкоговорящих стран.
  • «Приятно познакомиться, немецкий язык!», который знакомит учащихся с богатой культурой немецкоговорящих стран и дает элементарные представления об их языке.
  • «Как многолик и многоязычен этот мир!», который включает интеркультурные праздники для первоклассников и другие итоговые мероприятия.

Тематический период «Родная Хакасия»

I. Тема: Город, в котором я живу

Цели:

  • Вызвать у детей интерес к родной Хакасии.
  • Познакомить с государственными символами республики (флаг, герб).
  • Дать понятие «столица республики», познакомить с легендой об Абакане.

Ход занятия

I. Прослушайте песню и скажите, о каком городе в ней поется.

Звучит песня об Абакане (автор - Людмила Разумова):

Родной мой город!
Все, что связано с тобой,
В своем я сердце бережно храню.
И, каждый день, твоей любуясь красотой,
Я понимаю, как тебя люблю…

Припев:

Абакан – город, в котором я живу.
Абакан - ты мой сон наяву.
Навсегда мне судьбою ты дан,
Яркий, солнечный Абакан.
Переливаются на солнце позолотой
Преображенского собора купола,
И ветер наслаждается свободой,
Когда звонят его колокола.

Любимый город мой,
Не выразить словами
Тех чувств к тебе, что рвутся к облакам.
Все лучше ты становишься с годами,
Хакасии столица – Абакан.

Вопросы учителя:

  • Как называет певец город?
  • Каким вы увидели город в песне?
  • А на самом деле – какой он, наш город?
  • Вы любите свой город? За что?

II. Беседа (сопровождается показом фотоальбома, карты и картин)

Как называется город, в котором вы живете? Давайте полистаем страницы его истории.

В 1930 году была образована Хакасская автономная область. С 1991года мы живем в Республике Хакасия. Абакан – столица Хакасии. Город Абакан административный центр Республики Хакасия. Его парки, площади, места отдыха радуют глаз. Абаканцы любят свой город. На сегодняшний день в нашем городе 280 улиц, переулков и проездов. До Великой Отечественной войны было всего 12 улиц. 29 улиц названы в честь деятелей Октябрьской революции и гражданской войны, 24 улицы носят имена классиков всех времен: Некрасова, Крылова, Пушкина. Есть улица имени композитора Чайковского, художника Сурикова, «ученых» улиц 8, 22 улицы в честь городов и поселков – Ташебинская, Запорожская и др.

Нарядна и торжественна наша центральная площадь – площадь Первомайская. Неподалеку стоит новое здание театра с цветным мозаичным панно на темы искусства. Всего в Абакане 5 театров: 2 драматических театра «хакасский и русский», кукольный театр «Сказка» и театр «Читiген». Национальный театр, организованный в 1931 году, старейший в Хакасии театр, своей первостепенной задачей ставит развитие и пропаганду хакасской драматургии. В 1939 году из Воткинска переехал в Абакан театр русской драмы.

Театр тяготеет к классике, как за рубежной, так и отечественной. Молодой театр «Читгiен» известен уже далеко за пределами республики: В Японии, в Бельгии, в Голландии. В 1979 году Хакасия получила подарок - кукольный театр «Сказка». Он любим и детьми, и взрослыми. Есть еще и в нашем городе филармония – ансамбль песни и танца «Улгер» (созвездие). Абакан - город спортивный. Есть у нас спорткомплекс «Саяны». Любимыми видами спорта всегда были: борьба, легкая атлетика, волейбол, футбол…

Далеко не в каждом городе есть свой зоопарк. Зоопарк находится при мясокомбинате. В нем собрано более 80 видов животных, зверей и птиц. В нашем городе имеется замечательный Краеведческий музей. Его экспозиции не уступают коллекциям Музея искусства народов востока в Москве, Санкт – Петербургского Эрмитажа и других отечественных и зарубежных музеев. На сегодняшний день его фонды хранят 905000 экспонатов. В городе есть много школ, в том числе художественная и музыкальная, 5 вузов, 5 колледжей, 16 библиотек. Абаканцы свой город сделали красивым.

Как у любой другой республики, есть у Хакасии государственные символы – флаг и герб. Обратите внимание на солярный знак, который символизирует солнце и приносит всем удачу.

- Что общего у флага России и Хакасии? Чем они отличаются?

- А вы знаете, почему город Абакан назван Абаканом?

Послушайте легенду об Абакане: «Давным-давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь–великан (Аба). Много лет он нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных деревень. И вот в одной из деревень вырос молодой отважный Алып (богатырь). Охотясь как–то в тайге, он встретился с гигантом–медведем и вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец медведь не выдержал. Тяжело раненный, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой.…Как–то ночью охотник услышал громкий крик медведя. В агонии зверь вырывал с корнем деревья, отламывая от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи, она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абакан (медвежья кровь) - так стали называть эту реку местные жители».

С большой любовью об Абакане говорят и поэты.

Т.Трофимец «Абакан – город жизни моей».

Город мой на широких ладонях степей.
Город мой, стал ты песней любимой моей.
В ритмах дня ты звенишь и гудишь, как чатхан, город мой,
Мой родной Абакан.
Я иду, а веселые лица детей,
Как жарки, на широких твоих площадях,
Яблонь цвет, шум дождя и дыхание Саян –
Все в тебе, мой родной Абакан.

Ответьте на вопросы учителя:

  • Почему наш город так называется? Что об этом рассказано в легенде?
  • Что значит по-настоящему любить свой город?
  • Почему Абакан называют главным городом Республики Хакасия?

Тематический период «Приветствую тебя, французский язык!»

Практической целью обучения ИЯ в 3 классе является формирование элементарных навыков и умений общения на французском языке, а также формирование доброжелательного и заинтересованного отношения к культуре и народу страны изучаемого языка.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • формировать общеучебные умения,
  • развивать когнитивные способности, эмоциональную сферу ребенка,
  • формировать фонематический слух произносительные навыки (песенки, рифмовки, считалки),
  • формировать культурный фон.

Учебно-тематическое планирование модуля (приложение).