Лирика С.А. Есенина. Урок на тему "Прекрасна Земля и на ней человек"

Разделы: Литература


Цели:

  1. познакомить детей с поэзией С.А. Есенина;
  2. рассмотреть особенности мира любви поэта в процессе групповой и творческой работы;
  3. развивать творческие способности.

Оборудование: мультимедийный проектор, сборники стихотворений С.А. Есенина, ватман (3шт.) маркеры.

Ход урока

1. Звучит музыка “Отговорила роща золотая” романс на стихи С.А. Есенина.

На экране появляются кадры с изображением природы, фотографии С.А. Есенина (Приложение 1).

2. Слово учителя.

– В нашу литературу С.Есенин вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского стиха. Он не делал стихи – они лились из него, они вырывались у него из глубины души.

– Тема урока “Прекрасна Земля и на ней человек” Откройте тетради и запишите тему урока..

В результате нашей дискуссии, мы постараемся понять чувства С. Есенина выраженные в его поэтических строках, выразить свое мнение о прекрасном состоянии человека, которое называется любовь.

– А хочу начать наш урок со строк Е. Евтушенко:

Есенин, дай на счастье нежность мне
К березкам и лугам, к зверью и людям,
И ко всему живому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим.

– Наш разговор об обыденном и вечном. Любовь! Сколько связано с этим словом. А что связано у вас со словом любовь?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

– Так вот, любовь у Есенина – многолика. Чтобы понять глубину его стихотворений, увидеть богатство выражения чувств, нужно внимательно вчитаться и вслушаться в есенинские строки. Насколько вы будете внимательны, покажет наша с вами работа.

Сегодня работаем по группам. (Ребята заранее делятся на 3 группы.)

У каждой группы на столах лежат стихотворения, объединенные одной темой. Ваша задача – определить тему предложенных стихотворений. На выполнение этого задания отводится 3 мин.

I-я группа: получает стихотворения:

  • “Письмо матери”
  • “Заря окликает другую”
  • “Письмо от матери”

II-я группа: получает стихотворения:

  • “Шаганэ, ты моя Шаганэ”
  • “Письмо женщине”
  • “Я помню, любимая, помню”

III-я группа: получает стихотворения:

  • “Гой ты, Русь моя родная!”
  • “Возвращение на Родину”
  • “Береза”

– Хорошо. Мы определились с темами.

Первая группа определила тему – любовь к матери. Для поэта мать – осуществление самого святого на земле: правдивости, чистоты, верности. Перед матерью он исповедуется и в радости и в горе.

У второй группы – это любовь к женщине. Можно сказать страничка из личной жизни поэта. Есенин мечтал о чистой и светлой любви. О тех женщинах, с кем сводила его судьба можно много рассказывать. Каждая из них неповторима.

У третьей группы – это любовь к Родине.

“Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил Есенин.

– Но что объединяет все эти стихотворения? Какое чувство?

(Выслушиваются ответы уч-ся.)

– И по этому я раздаю карточки с названием ваших групп.

I-я группа: “Ты одна мне помощь и отрада”.

II-я группа:

“В первый раз я запел про любовь,
В первый отрекаюсь скандалить”.

III-я группа:

“Я снова здесь, в семье родной,
Мой край задумчивый и нежный”.

– Да, у Есенина было свое мироощущение, и поэтому чуткое сердце поэта так неповторимо ведет поэтический диалог с природой, любимой женщиной, матерью, человеческой душой, и все это такое родное и близкое для каждого из нас.

– Из покон века, люди мучаются, есть ли любовь? И всегда у людей разные ответы. Давайте попробуем ответить и мы, используя фрагменты из стихотворений великого русского поэта.

Задание: ответить на вопросы, словами из стихотворений Есенина (зачитать выбранное).

Вопрос I-ой группе.

– Какие вопросы мучили Есенина, с которыми он обращался к матери?

Вопрос II-ой группе.

– Есть ли любовь по Есенину?

Вопрос III-ей группе.

Каково отношение Есенина к родному краю, природе?

– На это задание 5 мин.

(Выслушиваются ответы уч-ся.)

– Следующее задание творческое. Сейчас попрошу подключить свою фантазию.

И за 8 мин. на листе бумаге вы должны изобразить образы, которые возникают у вас (ассоциируются) с данными темами (стихотворениями). Далее, вы должны защитить свою творческую работу строками из стихотворений поэта.

(Работа уч-ся сопровождается инструментальной музыкой. Уч-ся защищают свои творческие работы. В ходе обсуждения задаются вопросы.)

– Сегодня молодые люди часто скептически заявляют:

– Зачем нужны стихи? Можно говорить прозой. Настоящей любви нет?

Лучше отдыхать в Интернет клубе, чем на берегу реки? А вы как думаете?

(Выслушиваются ответы уч-ся.)

– Гениальный поэт всегда современен. Стихи Есенина близки нам и нашему времени, так как они затрагивают проблемы и сегодняшние.

Факел истинной любви к человеку, веры в него был подхвачен Есениным.

Много дум я в тишине
продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Подведение итогов урока.

Список используемой литературы:

Стихи Сергея Александровича Есенина :

  1. “Заря окликает другую”.
  2. “Письмо от матери”.
  3. “Шаганэ, ты моя Шаганэ”.
  4. “Письмо женщине”.
  5. “Я помню, любимая, помню”.
  6. “Гой ты, Русь моя родная!”.
  7. “Возвращение на Родину”.
  8. “Береза”.
  9. “Анна Снегина”.
  10. “Мы теперь уходим понемногу”.