Окружающий мир: "О птицах зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих и перелётных;
  • Воспитывать заботливое отношение к ним;
  • Воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

- Сегодня, ребята, мы будем говорить о том, какие бывают птицы.

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их много – около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровые, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. (Слайд 2)

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, но есть такие которые не могут жить, ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, или на берегу моря.

И питаются они все по- разному, кто насекомыми, кто семенами, ягодами, рыбой и т.д.

Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.

- Отгадайте загадки. О ком идёт речь? (Слайд 3)

а)

В деревне есть часы такие
Не мертвые, а живые
Ходят без завода,
Они птичьего рода.

(Петух).

б)

Мальчишка в сером ярмичишке
По дворам шныряет
Крохи подбирает
По полям ночует,
Коноплю ворует.

(Воробей).

в)

Красные лапки
Длинная шея
Щиплет за пятки
Беги без оглядки.

(Гусь).

- Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна “лишняя”? Какая? (Воробей, потому что петух и гусь – это домашние птицы).

- Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаются в природе. Для этого надо отгадать загадки. (Слайд 4-7)

а)

Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков
В теплый край я не летаю
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый

(Воробей).

б)

Трещала с самого утра
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора?
Такая вот морока,
Когда трещит…

(Сорока).

в)

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист
“Здорово, дрозд- приятель!”
И ставит подпись…

(Дятел).

г)

И в лесу, заметьте, детки,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …

(Совы).

- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? (Они никогда не улетают, а круглый год живут у нас).
- Этих птиц называют оседлыми. (Слайд 8)
- А каких птиц, зимующих у нас, знаете вы? (Галки, синицы, вороны, поползни, голуби и т.д.)
- Какие ещё птицы зимуют в наших краях, вы узнаете, отгадав загадку. (Слайд 9)

Серый маленький, смешной
Скачет рядышком со мной.
Я ему насыплю крошки,
Отгоню подальше кошку.
Ты чирикай веселей
Мой хороший…

(Воробей).

Чтение стихотворения. (Слайд 10)

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из - под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зёрнышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему…

В. Рубцов.

3.

а) Работа по учебнику.

- А теперь давайте откроем учебник на стр.51 и посмотрим, каких птиц можно увидеть зимой в парке. (Чтение текста).
- Назовите их.
- Кто запомнил, как называются эти птицы?

(Оседлые птицы).

б) Беседа о помощи птицам в зимнее время года.

- Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень сильные морозы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И мы с вами должны заботиться о них.

- А как мы можем помочь птицам зимой? (Слайд 11)

делать кормушки и насыпать туда зерна или хлебные крошки).

- А знаете ли вы, какие птицы прилетают к нам с севера? (Свиристели, снегири, чечётки и др.)

(Слайд 12)

в) Чтение текста в учебнике. (стр.52)

4. Игра “Третий лишний” (Слайд 13)

- Я буду называть тройку птиц, а вы должны найти “лишнюю” птицу и объяснить свой выбор. Почему она не подходит для двух других.

Ворона Снегирь Кукушка Стриж
Грач Петух Синица Воробей
Воробей Синица Скворец Галка

5. Дополнительный материал.

- А знаете ли вы, что 2004 год был объявлен “Годом защиты окружающей среды”.
- Как вы думаете, почему?

(Ответы детей).

(Слайд 14)

На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы
Травку не топтали
Рек не загрязняли!
Все старательно с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля
Где живём и ты, и я.

С. Крупина.

(Слайд 15)

- Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали так. Но, к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек и ломают деревья. А мы чаще и чаще слышим слово “ЭКОЛОГИЯ”.

- Ребята, а кто из вас знает, что такое экология? (Наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле).
- От слова “экология” произошло слово “эколог”.

Экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Это учёные, которые оберегают всё, что растёт, и всех кто живёт в природе, от исчезновения.

- А как мы можем помочь окружающему миру? (Ответы детей).

6. Кроссворд. (Слайды 16-24)

1. Кто без бревен через реку мосты строит? (Мороз).

2.

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй не робей
Кто это?

(Воробей).

3. Наука, которая учит нас, бережно относится к окружающему миру? (Экология).

4.

Верещунья белобока
А зовут её…

(Сорока).

5.

Я по дереву стучу
Червячка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой.

(Дятел).

6.

На шесте дворец,
Во дворце певец.
Кто это?...

(Скворец).

7. Наши пернатые друзья. (Птицы).

Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. Давайте повторим, какие птицы не зимуют у нас?
- Какие птицы зимуют?
- Не забывайте заботиться о пернатых друзьях зимой, помогайте им.

Помните, что для птиц не страшен холод, а страшен голод! (Слайд 25)

Урок окончен! (Слайд 26)