Интеллектуальная игра в 11-м классе "Чья возьмет?"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


У людей, усвоивших великие принципы
математики, одним органом чувств
больше, чем у простых смертных.

Ч.Дарвин

Образование есть то, что остается,
когда все выученное уже забыто.

М.Лауэ.

Цели:

  • Повторить решение разных видов заданий из курса математики (включая задания ЕГЭ),
  • Повысить уровень знаний обучающихся,
  • Развить умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
  • Повысить интерес к предмету, уровень культуры речи, остроты мышления;
  • Учить мыслить, анализировать, приучать к самостоятельности,
  • Воспитать чувство коллективизма.

Игра была проведена в 11 классе на неделе математики.

Ход игры

  • Формируются две команды (команда юношей и команда девушек), выбирается капитан в каждой команде,
  • Составляются 6 пар участников (по одной паре на каждый день недели),
  • Обучающиеся всего класса, не входящие в состав команд, готовят различные вопросы для заполнения пауз между этапами игры, а также имеют право
    помогать участникам в ходе игры.
  • Каждый тур игры состоит из трех этапов:

- Детские вопросы;
- Вопросы выпускникам;
- Интеллектуальные вопросы.

Понедельник

Детский вопрос.
  1. Раздели число 188 пополам так, чтобы в результате получилось 100.
  2. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 м. Сколько было учеников?
  3. Может ли быть сектор круга сегментом?
Детский вопрос.
  1. Число 666 требуется увеличить в полтора раза, не производя над этим числом никаких арифметических действий. Как это сделать?
  2. Вася и Коля живут в многоэтажном доме: Вася на втором этаже, а Коля на четвертом, Во сколько раз пол квартиры Коли расположен выше от поверхности земли, чем пол квартиры Васи (первый этаж начинается от поверхности земли и все этажи по высоте одинаковы)?
  3. Контур какого предмета изображается одинаково, с какой точки зрения ни рисовать его?
Вопросы выпускникам.
  1. Упростить выражение /7/
  2. Вычислить /8/
  3. Найти значение выражения /-2/
Вопросы выпускникам.
  1. Упростить выражение /6/
  2. Вычислить /78/
  3. Найдите значение выражения /1/
Интеллектуальные вопросы.
  1. “Не гоняйся за счастьем, – советовал Пифагор. – Ищи его…”. Где по мнению Пифагора, надо искать счастье? (Отв.… в себе самом).
  2. 2. Какое самое популярное мужское имя среди шахматистов и кинематографистов? (Отв. Оскар).
Интеллектуальные вопросы.
  1. Кого или что Платон называл немым учителем? (Отв. Книгу).
  2. Замысел, эскиз, проект, чертеж. Замените 4 русских слова одним английским. (Отв. Дизайн).

 

Вторник

Детский вопрос.
  1. Коля однажды сказал: “Позавчера мне было 16 лет, а в будущем году исполнится 18. Может ли так быть? (Коля говорил 1 января, а ДР 30 декабря).
  2. Два землекопа за 2 часа работы выкопают 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов работы выкопали 100 м канавы? (2).
  3. Угадать по подсказке математическое утверждение. Теорема о единстве противоположностей. (У параллелограмма противолежащие стороны равны, противоположные углы равны).
Детский вопрос.
  1. Аня идет в школу пешком, а обратно едет на автобусе, всего на дорогу она тратит 1,5 часа. Если же она едет на автобусе в оба конца, то весь путь у нее занимает 30 мин.Сколько времени тратит Аня, если в школу и обратно будет идти пешком? (2,5 часа = 150 минут).
  2. У старшего брата на 25% больше денег, чем у младшего. Сколько процентов своих денег старший должен дать младшему, чтобы денег у них стало поровну? (10%).
  3. Угадать по подсказке математическое утверждение. Теорема о несправедливом делении: одному все, а другому – половина. (Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30?, равен половине гипотенузы).
Вопросы выпускникам.
  1. Решить неравенство //
  2. Вычислить /0,5/
  3. Упростите выражение /2/
Вопросы выпускникам.
  1. Решить неравенство //
  2. Вычислить /468/
  3. Упростите выражение /2/
Интеллектуальные вопросы.
  1. Что является кита, слона, собаки, человека? (отв. Мозг).
  2. Какое слово изобрел чешский педагог Каменский, которое является аббревиатурой: мудро мыслить, благородно говорить, умело слушать. (Отв. Школа).
Интеллектуальные вопросы.
  1. Великий Эйнштейн вывел формулу А = х + у + z, где х – работа, упорная работа, у – игра, отношение к жизни, как к игре, z – умение держать язык за зубами. А что означает А в этой формуле? (отв. Это знаменитая формула успеха).
  2. В 1910 г. Астрологи предсказывали неблагоприятный год. Этим воспользовался американский предприниматель и выпустил таблетки. Отчего они защищали? (отв. От вредного влияния кометы Галлея).

 

Среда

Детский вопрос.
  1. Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Ответ: угол)
  2. Что спасает ученика от оценки “2” на уроке? (Ответ: звонок)
  3. Сколько осей симметрии у квадрата? (Ответ: 4)
Детский вопрос.
  1. Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Ответ: луч)
  2. Число которое называют zero. (Ответ: нуль)
  3. Какая фигура получится из 2-х равносторонних треугольников? (Ответ: ромб)
Вопросы выпускникам.
  1. Упростить выражение
  2. Вычислить
  3. Найти , если f (x) = (4x +3)6, x0 = -1
Вопросы выпускникам.
  1. Упростить выражение
  2. Вычислить
  3. Найдите , если
Интеллектуальные вопросы.
  1. Именно этой фразой греческий математик, “отец геометрии” Евклид заканчивал каждый математический вывод. (Ответ: Что и требовалось дрказать).
  2. По мнению Л.Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет собой знаменатель этой дроби? (Ответ: это то, что он о себе думает).
Интеллектуальные вопросы.
  1. Два тысячелетия тому назад в Древнем мире была выведена знаменитая формула единого архитектурного целого, включающая три компоненты: польза- красота-… Назовите третью компоненту, которая рассчитывалась математиками. (Ответ: Прочность).
  2. В Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них – буква и нота. А каков третий ключ? (Ответ: цифра).

 

Четверг

Детский вопрос.
  1. Сколько существует трехзначных чисел? (Ответ: 900).
  2. Математический знак, используемый для обозначения порядка действий. (Ответ: скобки).
  3. Переведите с греческого “столик” или “трапеза”. (Ответ: трапеция).
Детский вопрос.
  1. Бублик режут на части. Сделали 5 надрезов. Сколько получилось кусков? (Ответ: 5).
  2. Что такое абак? (Ответ: счетная доска у др. греков и римлян).
  3. Переведите с латинского “валик”. (Ответ: цилиндр).
Вопросы выпускникам.
  1. Вычислите:   /7/
  2. Укажите множество значений функции /[1; 5]/
  3. Найдите сумму всех корней уравнения /11/
Вопросы выпускникам.
  1. Вычислите: /1/
  2. Укажите множество значений функции /[4; 6]/
  3. Найдите наибольший корень уравнения /3/
Интеллектуальные вопросы.
  1. Обычно берут деньги не с тех, кто пишет, а с тех кто читает. А Роуэн Хил решил сделать наоборот. Назвать его изобретение. (Ответ: он изобрел почтовую марку).
  2. Как называли знаменитую римскую статую, на которую каждый гражданин мог повесить любые стихи на любого начальника? (Ответ: Пасквиль).
Интеллектуальные вопросы.

1. Три правила японского сада камней:

- Все камни разные;
- Все расположены на разных расстояниях;
- Не должно быть параллельных камней.

Что они представляют? (Ответ: модель мира).

2. Магический знак. Появился этот знак в 1922 году и сила его была в том, что он мог меняться, оставаясь символом постоянства. Назвать этот знак. (Ответ: банкнота – денежный знак).

 

Пятница

Детский вопрос.
  1. Какое слово состоит из буквы “К”? (Ответ: полка).
  2. Может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель больше знаменателя? (Ответ: Может. Например:).
  3. Попробуйте разделить 25 рублей на две части, да так, чтобы одна часть была в 49 раз больше другой. (Ответ: 24 руб.50 коп. и 50 коп.).
Детский вопрос.
  1. Какое слово начинается с тех букв “Г” и заканчивается тремя буквами “Я”? (Ответ: тригонометрия).
  2. У Ани в корзине беспорядочно лежали 10 белых и 10 красных носков. В комнате была тьма-тьмущая. Какое наименьшее количество носков она должна взять наугад, чтобы выйдя на свет, обеспечить себя парой одноцветных носков? (Ответ: достаточно взять 3 носка).
  3. Чтобы хорошо сварить яйцо, нужно 15 минут. А песочные часы у вас только двух видов: на 7 минут и на 11 минут. Как в этом случае самым простым способом определить время, равное 15 минутам?
Вопросы выпускникам.
  1. Решите уравнение: / /
  2. Вычислить /1/
  3. Вычислите интеграл /8/
Вопросы выпускникам.
  1. Решите уравнение //
  2. Вычислить /4/
  3. Вычислить интеграл /9,5/
Интеллектуальные вопросы.
  1. Назовите самого известного мецената в мире. (Ответ: это сам Меценат, римский патриций, живший между 74-64 в. до н.э.).
  2. Название какой птицы придумали португальцы, используя латинское слово, которое означает “пламя”. (Ответ: фламинго).
Интеллектуальные вопросы.
  1. Когда олимпийского чемпиона по вехтованию спросили: “Кто был его первым тренером?”, Александр Жданович ответил: “Один француз”. Кого имел в виду Жданович? (Ответ: Александр Дюма).
  2. Это слово, люди разных профессий понимают по-своему: историк – по-своему, военные – по-своему, нумизматы – по-своему, и даже шпионы; в переводе с латинского оно означает “то, что следует прочесть”. (Ответ: легенда).

 

Суббота

Детский вопрос.
  1. Четырьмя прямолинейными разрезами надо разделить прямоугольник на восемь равных частей.
  2. .Казалось бы, лупа должна увеличивать все без исключения предметы , но все же существуют такие объекты, которые лупа не увеличивает. Какие же? (Ответ: лупа не увеличивает углы, т.к. величина угла не зависит от длины его сторон).
  3. Утонет ли железная гайка в воде на движущемся по круговой орбите спутнике? (Ответ: нет, в спутнике тела невесомы).
Детский вопрос.
  1. Четырьмя прямолинейными разрезами надо разделить круг на десять частей произвольной величины.
  2. В музее мы видели большие красивые часы с боем и заметили, что 5 ударов они отбивают за 20 секунд ровно. За сколько секунд они отобьют 10 ударов? (Ответ: за 45 секунд).
  3. В условиях невесомости какими часами можно измерять время: маятниковыми, песочными или пружинными? (Ответ: пружинными).
Вопросы выпускникам.
  1. Вычислить /36/
  2. Пусть – корень уравнения . Найдите /-3/
  3. Найдите наибольшее целое решение неравенства /2/
Вопросы выпускникам.
  1. Вычислите /3,5/
  2. Пусть – корень уравнения . Найдите /7/
  3. Найдите наибольшее целое решение неравенства /8/
Интеллектуальные вопросы.
  1. Человек какой профессии обманывает наше восприятие? (Ответ: иллюзионист).
  2. Какую исключительно редкую болезнь, по мнению Боткина, к сожалению, можно считать неизлечимой, не заразной, не передающейся по наследству (Ответ: гениальность).
Интеллектуальные вопросы.
  1. Арабы говорят “Все боится времени” А чего боится время? (Ответ: пирамид).
  2. Большинство современных ученых считает, что без них жизнь га земле была бы невозможной, хотя в переводе с латинского это означает “яд”. (Ответ: вирусы).

- Игра проводится в течение недели, результаты игры отражаются в сводной таблице

Дата Команда девушек Баллы Команда юношей Баллы
Понедельник        
Вторник        
Среда        
Четверг        
Пятница        
Суббота        
ИТОГ