Урок русского языка в 7-м классе "Омонимия слов разных частей речи"

Разделы: Русский язык


Методическое обоснование.

Урок с применением модульной технологии был разработан в рамках программы по русскому языку для учащихся 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской.

В качестве альтернативы этапам урока в данном случае используются структурные части модуля - учебные элементы. Логика их взаиморасположения повторяет строение модуля:

  • УЭ-0 - комплексная дидактическая цель;
  • УЭ-1 - входной контроль и актуализация имеющихся знаний;
  • УЭ-2, 3, 4 - пошаговое изучение нового материала и реализация его на практике;
  • рефлексия;
  • выходной контроль.

Виды работы на уроке: работа с классом, работа в группе, работа в паре, самостоятельная индивидуальная работа. Каждый учебный элемент начинается с совместной работы класса, затем идет работа в группах, потом в парах, и заканчивается каждая структурная часть самостоятельной работой. Так, с каждым шагом оказываясь в более сложной ситуации, в конце учебного элемента учащийся самостоятельно решает поставленные задачи.

Каждый ученик получает набор материалов, в который входят:

  • карта урока, содержащая формулировку целей, задания и рекомендации по их выполнению,
  • памятка с теоретическим материалом, (Приложение 1)
  • лист контроля, где ученик выполняет последнее, контрольное задание каждого учебного элемента, оценивает выполнение входного контроля и свою активность на уроке. (Приложение 2)

Итоговую оценку за работу на уроке получит каждый учащийся. Эту оценку ставит учитель, исходя из нескольких показателей: оценки за тест входного контроля, правильности выполнения заданий на листе контроля, оценки за активность на уроке.

В качестве выходного контроля может выступать домашнее задание.

Для наглядности и облегчения работы используется презентация, повторяющая структурные элементы урока. (Приложение 3)

Карта урока

Учебный элемент Содержание учебного элемента Руководство по усвоению учебного содержания
УЭ-0 Комплексная дидактическая цель.

Усвоение понятий омонимии омонимы, омоформы, омофоны, омографы.

Отработка умений находить и распознавать различные явления омонимии, анализировать языковой материал, выбирать требующееся слово.

Результатом применения модульной технологии должны быть навыки целесообразного и правильного употребления омонимов, омоформов, омофонов, омографов в речи.

 
УЭ-1 Входной контроль. Актуализация знаний.

Цель: проверить уровень знаний по теме "Лексика", активизировать необходимые знания.

1. Запишите дату и тему урока в тетрадь.

2. Выполните тест.

1. Выберите понятия, относящиеся к лексике.

  • многозначное;
  • сказуемое;
  • антоним;
  • прилагательное;
  • синоним;
  • переносное;
  • фразеологизм;
  • словосочетание.

2. Укажите неверное утверждение.

  • Все слова русского языка образуют его словарный состав.
  • Синонимами могут быть слова разных частей речи.
  • Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами.
  • Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов.

3. Выберите слово, имеющее лексическое значение "Содержащий похвалу, одобрение, делающий честь кому-либо или чему-либо":

  • льстивый;
  • лестный;
  • хвастливый;
  • тщеславный.

4. Выберите ряд с переносным значением слов:

  • железный человек, железные нервы;
  • железный гвоздь, железный кулак;
  • серебряный гвоздь, серебряное кольцо;
  • золотой зуб, золотая ложка.

5. Укажите ряд исконно русских слов:

  • футбол, лицей, хоккей;
  • лифт, река, принтер;
  • рука, глаз, лицо;
  • радио, стол, магнитофон.

6. Укажите ряд слов с устаревшим значением:

  • кафтан, лапти, аршин;
  • компьютер, самолет, паровоз;
  • уста, чело, глаз;
  • стол, ребенок, чадо.

7. Назовите синонимический ряд:

  • бескрайний, близкий, беспредельный;
  • метель, пурга, иней;
  • красный, алый, лиловый;
  • отечество, отчизна, родина.

8. Подберите антоним к прилагательному в словосочетании БЕДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ:

  • убогая,
  • скромная,
  • пышная,
  • маленькая.

9. Укажите предложение с фразеологизмом.

  • В июне бывают самые длинные дни.
  • Я люблю прогулки в светлые ночи.
  • Многие приезжают на север посмотреть белые ночи.
  • Мальчики пришли на экзамен в белых рубашках.
 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Запишите буквы ответов напротив номера вопроса на листе контроля. Вспомните, что означают эти понятия.

 

 

Самостоятельная работа.

Запишите букву ответа напротив номера вопроса на листе контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверьте себя. Ключ дан в презентации. Оценку поставьте в лист контроля.

УЭ-2 Работа над омонимами.

Цель: работать над понятием "омонимы", формировать умение находить их в тексте, подбирать синонимы, использовать в составе словосочетания.

1. Прочитайте текст.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка ск..зал:

-А у меня дома овсянка!

-П..думаешь,- сказал Матвей,- у меня дома то(же) овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавил Сашка.

-И я люблю!- ск..зал Матвей.

-Она ж..лтая, кр..сивая такая!

-И вкус(?)ная. Особенно с молоком!

-Как это - вкусная! Как это - с молоком?- уд..вился Сашка.

-Да так. А еще хороша с маслом или сахаром.

-Да ты про что говоришь?!- вспл..снул руками Сашка.

-Как это - про что? Про овсянку!- ответил Матвей.

-Про какую овсянку?

-Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

-И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду ж..ла и песни пела.

-Каша песни пела?- изумился Матвей.

-Какая каша? Не каша, а птица. Не слыхал про такую, что(ли)? Айда ко мне - мою овсянку слушать.

-Айда!- согл..сился Матвей.- А потом ко мне - мою овсянку кушать!

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Ответьте на вопросы.

Почему друзья не поняли друг друга?

Эти слова одной части речи или нет?

Как они называются?

4. Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.

1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки.

2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке.

3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.

5. Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.

Свет, среда, глава, затопить, заточить.

6. Выполните пункт 1 задания УЭ-2 на листе контроля.

 

 

 

 

 

Работа с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с классом.

Работа с классом.

 

Посмотрите в памятку!

Работа в группе.

 

 

 

Работа в парах.

 

Самостоятельная работа.

УЭ-3 Работа над омоформами.

Цель: работать над понятием "омоформы", формировать умение находить их в тексте, определять часть речи, использовать в составе словосочетания.

1. Прочитайте текст.

В п..лях, (не)коше(нн,н)ых косой,
Все утро дождик ш..л косой.
Доч(?) грома - капля-егоза,
К..нчая свой высотный путь,
Л..тела с круч(?), з..крыв гл..за,
В л..цо з..мли боясь взгл..нуть.
Ск..льзнув с н..бесного стекла,
В ладонь цв..тка она стекла.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Назовите одинаковые, на первый взгляд, слова. Ответьте на вопросы.

Назовите начальную форму каждого слова. Какая это часть речи?

Во всех ли формах их написание и произношение будет совпадать?

Что такое омоформы?

4. Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.

1) Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило.

2) Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было.

3) Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

5. Составьте словосочетания с омоформами, проиллюстрировав их значение.

Три, дуло, нагоняй, лечу, мой, стих.

6. Выполните пункт 1 задания УЭ-3 на листе контроля.

 

 

 

 

 

Работа с классом.

 

 

 

 

 

Работа с классом.

Работа с классом.

 

 

Посмотрите в памятку!

Работа в группе.

 

Работа в парах.

 

Самостоятельная работа.

УЭ-4 Работа над омофонами.

Цель: работать над понятием "омофоны", формировать умение находить их в тексте, объяснять написание, использовать в составе словосочетания.

1. Прочитайте текст.

В полуде(нн,н)ый зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где на сене
Лежа слушал песню Сени:
"Ах, вы, сени, мои сени".

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Ответьте на вопросы.

Сколько в этом стихотворении одинаковых, на первый взгляд, слов?

Объясните каждое слово.

Одинаково ли они пишутся?

Что такое омофоны?

4. Найдите омофоны, объясните их написание.

1) Ел хлеб с ухой. - Ел хлеб сухой.

2) Не под дождем - Постоим да подождем.

3) Илья тобою очарован. - Иль я тобою очарован?

4) Лет до ста расти нам без старости.

5) Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума.

6) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз.

7) Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!

5. Составьте словосочетания с омофонами, записав их по орфографическим правилам. Какими орфографическими правилами вы руководствовались при проверке правописания слов?

[пал^ска?т']

[^жо?к]

[изв'иэн'и?ца]

[пр'иэтв^р'ит']

[па в'иэс'эн'иму]

[н^фстр'э?чу]

[што?бы]

6. Выполните пункт 1 задания УЭ-4 на листе контроля.

 

 

 

 

 

Работа с классом.

 

 

 

 

 

Работа с классом.

Работа с классом.

 

 

 

Посмотрите в памятку!

Работа в группе.

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

УЭ-5 Работа над омографами.

Цель: работать над понятием "омографы", формировать умение находить их в тексте, определять морфемный состав, использовать в составе словосочетания.

1. Прочитайте текст.

Серая ворона ч..рного ворона
Утром ругала, пр..сев на суч..к,
Новость о том ра..несли во все стороны
Сплетницы-кумушки -
Сорок сорок.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Ответьте на вопросы.

Чем различаются одинаково написанные слова?

Одинаково ли их значение?

Что такое омографы?

4. Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.

1) Чай пили в саду. - Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки,
И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся: это окуни.

4) Плывут по озеру пироги -
На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги -
Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто не мог:
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.

5. Составьте предложения с омографами, проиллюстрировав их значение.

Гвоздики, мука, выкупать, стоит.

6. Выполните пункт 1 задания УЭ-5 на листе контроля.

 

 

 

 

 

 

Работа с классом.

 

 

 

 

 

Работа с классом.

Работа с классом.

 

Посмотрите в памятку!

Работа в группе.

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

Самостоятельная работа.

УЭ-6 Рефлексия. Подведение итогов урока. Заполнение листка контроля.

Цель: оценить степень практической пользы материала урока, степень участия каждого ученика в работе.

Прочитайте еще раз цели урока. Ответьте на вопросы.

Достигнуты ли вами цели урока?

Как вы оцените свою активность на уроке?

Заполните лист контроля:

выполните оставшиеся пункты заданий УЭ-2, УЭ-3, УЭ-4, УЭ-5;

поставьте в таблицу оценку за свою активность на уроке.

УЭ-7 Выходной контроль. Домашнее задание.

Цель: проверить умение применять самостоятельно полученные знания.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему "Богатство и разнообразие русской лексики", употребив в нем все рассмотренные на уроке языковые факты: омонимы, омоформы, омофоны, омографы.

Создавая сочинение, используйте материал урока или свои наблюдения.

Список литературы.

  1. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. - М.: Просвещение, 1976.
  2. Единый государственный экзамен по русскому языку. Контрольно-измерительные материалы для выпускников 2001-2001 г. / Составители: Ермакова Г.А., Никифорова В.Н., Васильева Ф.И., Воробьева Г.И., Илларионова А.Н. - Чебоксары, 2001.
  3. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамены. Русский язык. - М.: Интеллект-Центр, 2003.
  4. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа.