Методическая разработка урока русского языка в 5-м классе по УМК под редакцией С.И. Львовой. Тема: "Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • развивать навык распознавания прилагательных в тексте по вопросам и общему значению; повторить морфологические признаки имён прилагательных;
  • добиться от учащихся осмысления сути грамматического понятия «признак» применительно к имени прилагательному;
  • воспитывать интерес к изучению родного языка.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний уч-ся.

С помощью мультимедийной установки на экран проецируется деформированный текст. Уч-ся самостоятельно списывают текст, вставляют пропущенные буквы, графически объясняют выбор написания безударных гласных в корнях слов.

Есть в русской пр..роде особенный день, когда на б..рёзах нач..нает распускат.?.ся м..л..дая листва. Выйд..шь на волю и радос.?.но ахнешь. З..лёной нежной дымкой покрылись л..сные опушки. Как х..роши м..л..дые б..рёзовые л..сточки! Войдя в лес, человек чу.?.ствует свежее дыхание з..мли. Пройдёт несколько дней – и все б..рёзы покроют.?.ся густой свежей л..ствой.

После проверки нескольких работ учитель проецирует на экран текст без деформации, чтобы все уч-ся смогли сделать самопроверку.

А затем проецируется этот же текст без прилагательных.

(Далее работа на уроке проводится с использованием приёма «Корзина идей»)

Учитель:

– Ребята, чем отличаются эти тексты?

– А какой текст вам нравится больше?

– Объясните, какие слова делают этот текст более ярким, образным?

– Как называются такие слова? Есть ли среди них эпитеты?

– А к какой части речи относятся эти слова?

– Что вы знаете об именах прилагательных?

– Оглянитесь вокруг. Назовите прилагательные с существительными, к которым они относятся. Попробуйте назвать и эпитеты.

3. Новый материал. Работа с учебником.

Чтение теоретического материала (параграф 62).

4. Тренировочно-закрепительные упражнения.

Упражнение № 818

5. Работа с текстом.

Рассказ Игоря Вострякова

Мы проходили прилагательное. Объяснений Полины Ивановны я не слушал, и весь урок читал книжку «Всадник без головы». На следующий день Полина Ивановна, как нарочно, вызвала меня к доске и продиктовала:

За грибами.

Три друга пошли в … лес за …грибами. У … Миши была …корзинка, а у …Коли и у …Вани …лукошки. Они собирали … грибы и перекликались … голосами. Вдруг … небо потемнело, и пошёл … дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под …деревом.

– А теперь, Синичкин, – сказала Полина Ивановна, – придумай по смыслу прилагательные и вставь их вместо пропущенных слов.

Я сделал вид, что усиленно думаю, а сам с надеждой посматривал на Ваську. Васька что-то написал на бумажке и бросил её мне. Полина Ивановна сидела ко мне спиной и писала. Я развернул бумажку и стал быстренько вставлять Васькины прилагательные в предложения. Я так спешил, что даже рука заныла от напряжения.

Наконец я переписал последнее прилагательное и сказал: «Всё!»

– Ну что ж, Синичкин, если ты считаешь, что все прилагательные на месте, то прочти нам, что же ты написал.

И я стал читать.

– Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У светлого Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело, и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом.

– Надеюсь, ты понял, Синичкин, – сказала Полина Ивановна, – что, даже списывая готовое, нужно думать и самому?

Я сказал:

– Понял!

Но как Полина Ивановна узнала, что я списывал, этого я так и не понял.

Учитель:

– Ребята, какую ошибку допустил Синичкин?

– Давайте ему поможем. Придумайте подходящие по смыслу прилагательные и запишите их в виде словосочетаний прилаг. + сущ.

6. Итог урока.

Рефлексия (приём ЗУХ: знаю, узнал, хочу узнать).

7. Домашнее задание:

теоретический материал по учебнику, упр. № 822.