Меткое русское слово

Разделы: Русский язык


Цель урока: развивать чувства любви и уважения к русскому языку, русской культуре.

Задачи урока:

  • пополнить знания обучающихся о богатстве русского языка;
  • развивать устную и письменную речь, языковое чутье;
  • уметь пользоваться в речи пословицами, поговорками, фразеологизмами.

 Используемое оборудование: мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент и вступительное слово учителя

Урок начинается  со вступительного слова учителя, который  читает эпиграф (Презентация, слайд 1) урока, высказывание Н. В. Гоголя: «…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из – под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Учитель задает вопрос обучающимся:

На какие особенности слова русского обратил внимание Н В. Гоголь?

После ответов детей называет тему урока (Презентация, слайд 2), предлагает поставить цель и задачи.

2. Слово не зря молвится (Презентация, слайд 3)

Обучающиеся   читают стихотворение Н. Брауна о русской речи (Презентация, слайд 3) и отвечают на вопросы:

– Что вам понравилось в стихотворении?
– Как поэт относится к русской речи?
– О каких сокровищах он говорит?

Мне русская речь – как музыка;
В ней слово звучит, поет,
В ней дышит душою русскою
Создатель её – народ.

И я в эту речь ныряю,
Как в речку,
И там, со дна,
Сокровища добываю...

3. Красна птица пером, а речь – словом (Презентация, слайд 5).

3.1. Учитель предлагает обучающимся  понаблюдать за пословицами, поговорками, фразеологизмами со словом красный (Презентация, слайд 6)

3.2. Работа со слайдами 7, 8

Задания:

 – Как в  «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля нашли отражение некоторые обороты речи со словом красный? Что вы  нового для себя узнали?
– Прокомментируйте понравившуюся пословицу или поговорку на слайде 8?

3.3. Слайд № 9 предлагает прочитать книгу «Меткое русское слово».

3.4. Письменная работа (Презентация, слайд 10)

Задание:  Запишите  пословицы  по  данному  началу. Подчеркните глаголы. Определите их форму (то есть непостоянные морфологические признаки)

  • Без труда ... .
  • Волков бояться ... .
  • Дыма без огня ....
  • Москва слезам ... .
  • Не рой яму ... .
  • Под лежачий камень ... .
  • Повинную голову ....
  • Семеро одного …

3.5. Работа над фразеологизмами (Презентация, слайд 11,12)

Задание:

Задание: Замените каждую группу фразеологизмов одним глаголом. Запишите эти глаголы.

1) Точить лясы, молоть языком, разводить узоры — ... .
2) Стереть с лица земли, камня на камне не оставить, сровнять с землёй, разнести в щепки — ... .
3) Прикусить язык, проглотить язык, набрать в рот воды, застегнуть рот на замок — ... .
4) Намотать на ус, завязать на память узелок, зарубить себе на носу — ... .
5) Лить слёзы, разводить нюни, реветь белугой, пускать слезу — ... .
6) Класть зубы на полку, щёлкать зубами, питаться воздухом, питаться манной небесной — ... .

Ответы: Болтать, уничтожить, замолчать, запомнить, плакать, голодать.

3.6. Слайд 13 предлагает прочитать книгу Э.А.Вартаньяна «Словарь крылатых слов и выражений»

Задание: Скажите, каково значение словосочетания «крылатые слова», «крылатые выражения»?

4. Грамматике  учиться всегда  пригодится (Презентация, слайд 14).

Обучающиеся   читают стихотворение О. Григорьева «Какой дождь» (Презентация, слайд 15),  затем выясняют, слова каких частей речи часто употребляются в этом тексте? Почему?

5. Клад со словом кладут, кому дастся, а кому нет (Презентация, слайд 16).

5.1.Поэт А.Майков сложил со словами клад – так зазвучали они в стихотворении «Пейзаж»

– Выразительное чтение стихотворения.
– В чем особенность, меткость   слов в стихотворении?

5.2. А вот ребятам не удалось сложить клад со словом (Презентация, слайд 18). Объясните почему?

6. Прочтите. Осмыслите. Запомните (Презентация, слайды 19, 20).

Знакомство с высказываниями И. С. Тургенева, А. И. Куприна о русском языке.
– Что общего в словах великих русских писателей? Чему они нас учат?

7. Подведение итогов работы

Что нового  для себя вы открыли в русском слове, русском языке, русской культуре?

8. Сочиняем сами

Работа в группах.

Задание. Письменно выразить своё отношение к высказыванию В. Саянова:.

Сердцем старается  сберечь,
Как звёздное  небо  России,
Обычную  русскую  речь.

9. Домашнее задание

Закончить творческую работу.