Проект интегрированного музыкального занятия с детьми подготовительной группы "Волны байкальские"

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Постановка проблемы

Здоровье детей в настоящее называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Проблема обеспечения психологического здоровья личности, создания системы безопасности развития ребенка в образовательной среде выделяется как одна из важнейших задач современной науки и практики.

Тем не менее, в настоящее время отмечено снижение психологического здоровья населения, сопровождающегося ростом количества личностных и аффективных расстройств, социальной дезадаптации, неадекватности поведения.

Ускорение темпов развития общества и его переход к постиндустриальному, информационному пространству обуславливает факторы нестабильности, экономические, политические, социальные:

  • возрастающий информационный поток, влияние которого на детей проявляется во внедрении раннего обучения; влияние на взрослых проявляется в значительном увеличении темпа жизни, расширении возможностей политического и социального выбора, многократном повышении уровня требований к сотрудникам;
  • кризис современной семьи;
  • широкомасштабная социальная депривация и другие.

Анализ программно-методических документов, регламентирующих процесс воспитания в ДОУ, структура, содержание и методика проведения занятий, традиционно сложившаяся в системе дошкольного воспитания позволяет заключить, что они ориентированы, главным образом, на формирование у детей основных навыков и в целом не ориентированы на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

Результаты исследований показали следующие проблемы в психологическом здоровье детей:

  • в целом 25% детей имеют дезадаптивный уровень психологического здоровья;
  • неблагоприятная структура межличностных отношений в ряде групп, низкий социометрический статус у 17% воспитанников,
  • неблагоприятная семейная ситуация у 31 % детей;

В результате, сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически все российские дети и взрослые требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.

Все вышесказанное определило актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.

Таким образом, наш проект направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского учреждения.

2. Цель:

  • обеспечение психолого-педагогических условий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста;
  • привлечение детей к музыкальной художественно-творческой деятельности для самопознания, самооценки, саморегуляции.

3. Задачи:

  • Развивать эмоционально-чувственную сферу, художественно-эстетическую индивидуальность каждого ребенка;
  • Пробудить творческий потенциал детей в процессе воспитательно-образовательного процесса;
  • Учить детей петь легко, без напряжения, сохраняя и укрепляя здоровье голосового аппарата;
  • Разнообразить чувственный опыт детей, побуждать их к созданию собственных выразительных образов;
  • Обеспечить эффективную работу системы профилактических мер, направленных на создание психологически благоприятных условий развития личности ребенка.

Участники проекта

Дети; воспитатели; музыкальный руководитель; родители.

Планирование работы

№ п/п

I этап. Организационный

1.

Организация работы по обеспечению специалистов объективной и актуальной информацией: постоянно действующий мониторинг образовательной среды.

Проведение психопрофилактических процедур, массовой просветительской работы, участие в проектировании образовательной среды.
Аналитическая работа: определение критериев успешности реализации проекта, сравнительный анализ полученных результатов.

Предшествующая работа с детьми

1.

чтение с детьми книг о Байкале, разучивание стихов

2.

обыгрывание танцевальных этюдов

Работа с педагогами

1.

Профилактическая и просветительская работа с педагогическим персоналом: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам сохранения и укрепления психологического здоровья детей, обучение их методам и приемам работы с детьми на занятиях и в повседневной жизни

2.

Развитие умения самоорганизации и саморегуляции своей профессиональной деятельности

3.

Создание благоприятной психологической атмосферы в группе № 7 и в ДОУ в целом, ситуации успешной профессиональной деятельности

4.

Создание творческой лаборатории – музыка – как средство сохранения здоровья ребенка

Профилактическая и просветительская работа с родителями

1.

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности по вопросам сохранения и укрепления психологического здоровья детей (музыкотерапия, дыхательные игры и упражнения и др.)

2.

Оформление папки – передвижки «Песни для души или исцеляющие звуки»

I I этап. Реализация проекта

План интегрированного музыкального занятия «Байкальские волны» подготовительная группа

Часть занятия

Цель

Время

Методы и приемы

I часть. Вводная.

Заинтересовать детей темой занятия, создать непринужденную обстановку, эмоциональный настрой.

5-7 мин.

1. «Погружение» детей в игровую ситуацию через слушание классических произведений В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, А. Вивальди.

2. Подключение чувственного, слухового, тактильного, зрительного и других анализаторов каждого ребенка.

II часть. Основная

Разнообразить чувственный опыт детей:

  • учить выразительно интонировать, создавать выразительные образы в танцевальных импровизациях;
  • пробудить творческий потенциал детей;
  • учить слушать музыку, говорить о ней;

16-18 мин.

1. Игровые действия с атрибутами со всеми детьми;

2. Рассматривание картин (обратить внимание на детей: …).

3. Создание игровой ситуации (привлечь …).

4. Похвала детей, подбадривание, создание ситуации успеха (особенно необходимо для …).

5. Создание комфортной обстановки для всех детей.

6. Рассказы о Байкале (обязательно дать возможность высказаться …).

III часть. Заключительная

Подвести краткий итог занятия, отметить успехи и достижения каждого ребенка, уточнить и закрепить полученные знания и опыт

5-7 мин.

1. Беседа с детьми впечатлениях о проведенном занятии.

2. Подведение общего итога занятия с привлечением детей.

3. Предоставить возможность желающим детям самим себя оценить, проанализировать свои успехи и, возможно, неудачи.

4. Отметить успехи и достижения отдельных детей.

5. В конце занятия использовать приемы для достижения эмоционального комфорта и радости от прошедшего занятия.

Предполагаемый результат реализуемого проекта

  • умение петь с чистой интонацией;
  • умение самостоятельно находить собственные выразительные жесты, элементы движения всего тела в творческой импровизации;
  • умение оказать помощь друг другу, чувство сопереживания товарищу;
  • умение адекватно оценить себя и свои действия;
  • умение каждого ребенка регулировать свое дыхание;
  • умение воспринимать музыку как средство эстетического и культурного воспитания личности.