Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность, круг, шар" с использованием ИКТ

Разделы: Математика


Цель  урока: продолжить формирование у обучающихся понятия об окружности, круге и шаре как геометрических фигурах/

Задачи  урока:

  • Научить обучающихся различать: окружность, круг и шар.
  • Ввести понятие радиуса, хорды, диаметра и научить обучающихся строить радиус, хорду и диаметр.
  • Стимулировать познавательную деятельность обучающихся.
  • Продолжить формирование у обучающихся навыков использования чертёжных принадлежностей.
  • Развивать логическое мышление, наглядно-образное представление о математических понятиях.
  •  Продолжить формирование эстетического отношения к предмету, графическую культуру.

Оборудование: мультимедийная установка, экран.

На столах у обучающихся: чертёжные принадлежности (линейка, треугольник, циркуль, карандаш), пластилин, тетради.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение понятий: точка, прямая, отрезок, пересекающиеся прямые .
  3. Изложение нового материала.
  4. Рефлексия (проведение теста на проверку усвоения изученного материала).
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверить наличие необходимого для работы инструмента, готовность обучающихся к уроку.

2. Повторение

На экране отображён слайд 1 (Приложение 1).

Групповая работа:

Все обучающиеся для выполнения задания делятся на 3 группы, выбирают старшего и выполняют задание коллективно. Учитель раздаёт карточки для выполнения задания в тетради.

1 карточка – отметить точки А, В, С, не лежащие на одной прямой, проведите прямые АВ, ВС и СА.
2 карточка – постройте отрезок АВ и отметьте две точи таким образом, чтобы точка L лежала на отрезке АВ, а точка М не лежала на отрезке АВ.
3 карточка – постройте две пересекающиеся прямые, обозначьте их АР и СN. Обозначьте точку пересечения прямых буквой О.  

После выполнения задания старший каждой группы решает задание на доске. Если задание выполнено неверно, то используется помощь двух других групп.

3. Изложение нового материала

Тему урока обучающиеся называют сами, определяя по смыслу недостающие слова в стихотворениях.
 Мультимедийная установка: слайды  2, 3, 4 (Приложение 1).

Объяснение новой темы:

Обучающимся предлагается с помощью циркуля построить в тетради окружность: слайды  5, 6 (Приложение 1).
Окружность – это замкнутая линия, которую описал циркуль грифелем.
Теперь обучающимся необходимо построить круг, построение которого вновь начинается с построения окружности: слайды 7, 8 (Приложение 1).
Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности вместе с самой окружностью.
Точка О, в которую устанавливается ножка циркуля с иглой, называется центром окружности и круга. Так как при построении окружности расстояние между концами циркуля не изменяется, то все точки окружности одинаково удалены от её центра.
Чтобы получить шар, обучающиеся берут пластилин: слайды 9, 10 (Приложение 1).
Футбольный мяч, глобус, арбуз дают представление о шаре. Поверхность шара называется сферой.
Учитель контролирует выполнение учениками всех заданий, и при необходимости оказывает помощь.
Промежуточное закрепление материала проводится в виде устной работы: из предложенных изображений нужно выбрать окружность, круг и шар: слайды 11 (Приложение 1).

Дальнейшее изложение материала:

Учитель предлагает учащимся построить:

1) радиус окружности и круга – это отрезок, соединяющий центр окружности или круга и произвольную точку окружности: слайд 12 (Приложение 1). Все радиусы окружности и круга равны друг другу.
2) диаметр окружности и круга – это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности или круга: слайд 13 (Приложение 1). Диаметр состоит из двух радиусов, поэтому диаметр вдвое длиннее радиуса.

Диаметр делит окружность на две полуокружности: слайд 14 (Приложение 1),  а круг – на два полукруга: слайд 15 (Приложение 1).
Если соединить любые две любые точки окружности отрезком то получим хорду. Диаметр является тоже хордой, но, проходящей через центр окружности или круга
У шара так же есть радиус и диаметр. Радиус шара – это отрезок, соединяющий точку поверхности шара с центром. А диаметр шара – это отрезок, соединяющий две точки поверхности шара и проходящий через центр шара: слайд 16 (Приложение 1).

4. Рефлексия

Обучающиеся рассаживаются за компьютеры и отвечают на вопросы теста, результаты которого отображаются сразу на экране.  (Приложение  2).

5. Итоги урока

Учитель подводит итоги урока, выставляет обучающимся оценки за работу на уроке.

6. Домашнее задание

Из плотной бумаги или картона сделать по два макета круга диаметром 5 см и 10 см. На двух макетах диаметром 5см и 10 см отметить центр круга и посчитать радиус круга. Из двух других макетов получить по два полукруга.