Обучающий урок музыки "Много ли ты узнал о музыке?"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • пробудить у учащихся интерес к  музыке – классической и народной.
  • обучить умению коллективно размышлять и дискутировать по проблеме.
  • сформировать чувство личной ответственности за результат совместной деятельности.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать любовь к музыке. Научить ребят внимательно вслушиваться в музыкальные произведения. Чувствовать их красоту, давать им музыкальную характеристику.
  • Развивающая: научить детей правильно понимать и излагать музыкальную характеристику.
  • Обучающая: научить детей внимательно слушать. Правильно исполнять песни в характере. Применять точное звуковедение. Научить исполнять мелодию на легато и стаккато. В характере песни,  марша, танца.

Тип урока: закрепление и обобщение.

Вид урока: ролевая игра. По области деятельности – социально-психологическая, по характеру педагогического процесса – воспитывающая, творческая, коммуникативная, диагностико-психологическая.

Методы и приемы, используемые на уроке: метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, учебная дискуссия, метод контроля и самоконтроля.

План урока

1. Д.Б. Кабалевского «Школьные годы».

2. Вступительное слово. Беседа: осмысление, определение целей для ученика.

3. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения: «Музыкальные есть звуки»

4. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения – Танец с кубками ( из балета «Лебединое озеро» ) П. И. Чайковского.

5. Подведение итогов.

6. Исполнение песен:  Д.Б. Кабалевского «Песня о школе»; русская народна песня «Ходит зайка по саду»

Художественно-педагогическая идея:

«Мир музыки теперь всегда с тобой. Мы вместе потрудились не напрасно.
Он призывает: радуйся и пой – Мелодий много, все они прекрасны!»

Оборудование урока: Схемы: композитор, исполнитель, слушатель. Иллюстрации: песня, танец, марш, иллюстрации к игре.

Ход урока

Орг. момент

Дети входят в класс под музыку Д.Б. Кабалевского «Школьные годы».

У: Здравствуйте, ребята! (исполняется музыкальным приветствием).

Здрав-ствуйте, ребята!

Д:  Здравствуйте!

Здрав-ствуй-те!

У: Как вы здоровались с учителем сегодня утром, отличается  приветствие на нашем уроке?

Д: Да. Мы пели, а не говорили.

Работа по теме урока

У: Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум  листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене…  Закройте глаза и послушайте звуки, окружающие вас. (Дети выполняют задание)

У: Что вы услышали?

Д: (Говорят о том, что они услышали.)

У: Как можно назвать все эти звуки?

Д: Шум.

У:

Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот, самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка – Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука – Музыкальные есть звуки.
Е. Королева

(Во время чтения стихотворения дети вовлекаются в игру, изображая клекот журавля, шум самолета, гул машины, лай собаки и т.д. показывать иллюстрации.)

После слов: «Музыкальные есть звуки» звучит пьеса С.В.Рахманинова «Итальянская полька».

У: Это тоже звуки. Но чем они отличаются от шумовых?

Д: Эти звуки называются музыкальные.

У: А как возникает музыка? Кто нужен для того, чтобы она возникла?

Д: Человека, который сочиняет музыку, называют – КОМПОЗИТОР.

У: Композитор сочинил музыку, теперь ее надо исполнить, т.е. нужны певцы, музыканты, играющие на разных инструментах. Что музыканты делают, играя на музыкальных инструментах?

Д: Исполняют музыку.

У: Как мы называем, кто исполняет музыку?

Д:  Исполнитель.

У: Мы сейчас с вами станем исполнителями.

Дети участвуют в оркестровом исполнении Итальянской  польки. Используются шумовые инструменты бубен, треугольник, трещотки.

У: Чтобы музыка была, ее надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать.     Кто слушает музыку?

Д:  СЛУШАТЕЛЬ.

У: Что же необходимо, чтобы музыка существовала? (по мере ответов на доске появляются таблички: композитор, исполнитель, слушатель).

У: Чтобы стать композитором нужно учиться?

У: А исполнителем?

У: Слушателем?

У: Может быть, композиторами мы с вами и не сможем стать -  А слушателями?

У: А мы сейчас проверим.

Звучит вступление к песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе».

У:  Что звучало?

Д: Вступление к песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе».

У: Слушатели вы замечательные, теперь посмотрим, какие вы исполнители.

Исполнение песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе».

(При исполнении обратить внимание на то, как ребята берут дыхание (спокойно ли, мягко), связно ли, плавно они поют.)

Музыкальная минутка

Исполнение танцевальных движений под мелодию «Песни о школе»

У: В музыке есть три основы, «Три кита», на которых держится музыкальный мир. Назовите их?

(Дети называют, на доске появляются иллюстрации 3 китов с названием: песня, танец, марш).

Рисунки

У: На наших уроках музыки мы с вами отправились в далекое плавание в мир прекрасной музыки, так продолжим наше плавание.

Звучит Танец с кубками ( из балета «Лебединое озеро» ) П. И. Чайковского.

У: Сколько разных частей в танце?

Д: Три.

У: Определите характер каждой части и подберите нужные слова.

Д: 1 часть- приподнятая, шагающая. 2 часть – легкая, игривая, танцующая.

3 часть – звонкая, игривая, марширующая.

У- В какой части встречаются «танец и марш», «танец и песня»?

Д: 1и2 «танец и марш», в 3 части «танец и песня».

У: Одна и та же музыка может превращаться из песни в танец, из танца в марш и т. д.?

Д: Да.

У: Жил в саду зайчонок и у него всегда менялось настроение, но он любил напевать одну  песню.   «Ходит зайка по саду, по саду. Щиплет зайка лебеду, лебеду».

Звучит русская народная песня  «Ходит зайка по саду» в характере песни

У: Какое настроение у зайчика?

Д: Прекрасное, певучее.

Исполнить песню «Ходит зайка по саду» в характере танца, марша.

У: Что изменилось в песне ?

Д: Характер мелодии.

Дети исполняют песню «Ходит зайка по саду» в характере песни, танца, марша и придумывают к ним пантомиму.

(Для пантомимы  учащиеся надевают маску зайчика)

Итог урока

Чтобы не нарушить атмосферу, созданную на уроке, мир прекрасной музыки, не задавать вопросов: что нового узнали на уроке? Лучше предложить детям в конце урока. Представить березовую рощу и поводить хороводы вокруг березок.

Звучит песня «Во поле береза стояла» русская народная песня.

Под эту музыку дети уходят из класса.