Урок-детектив "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Дидактическая:
    повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
  2. Развивающая:
    применение навыков вычисления при решении разных задач, развитие логического мышления.
  3. Воспитательная:
    развитие мотивационного отношения к процессу образования;
    совершенствование навыков детей слушать и понимать язык математики, слышать друг друга.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра-детектив.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: карточки-задания, плакаты, рисунок, классная доска, конверт, письменные принадлежности.

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Ребята, в течение нескольких уроков мы изучали тему “Десятичные дроби”, учились их складывать и вычитать. И сегодня нам предстоит ответственное дело. К нам за помощью обратился профессор Смекалкин. У него украли портфель с трудами о десятичных дробях. Профессор очень надеется, что вы найдете его, ведь раскрыть это преступление могут только те, кто хорошо знает эту тему “Десятичные дроби”. Поможем Смекалкину? Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами поработаем детективами.

2. Актуализация знаний и умений.

Устные упражнения:

Учитель: Для того чтобы быть во всеоружии, нам необходимо вспомнить, что мы знаем по этой теме.

1) На доске написаны дроби. Назовите их.

А теперь назовите эти дроби в порядке возрастания.

2) Какое из чисел 5; 5,4; 5,45; 5,454 является приближенным значением числа 5,4545 и до какого разряда?

3) Проверьте примеры на сложение и вычитание десятичных дробей:

а) 1,2 + 0,5 = 1,7
б) 3 + 1,2 = 1,5
в) 4 – 3,8 = 0,2
г) 0,06 + 0,3 = 0,09
д) 6,8 – 2 = 6,6
е) 4,8 + 0,4 = 5,2

Учитель: Профессор Смекалкин прислал вам свое задание, чтобы убедиться, что вы хорошо знаете этот материал.

Однажды он предложил одному своему ученику сравнить дроби 0,31 и 0,6. “Это очень просто”, – сказал ученик. – Целые части этих дробей равны. Сравним дробные части. 31 больше 6, значит и 0,31 больше чем 0,6”. Согласны ли вы с таким решением?

Ученики не соглашаются и решают правильно.

3. Получение новых знаний.

Учитель: Теперь понимаете, почему профессор доверил это расследование вам. Но для того чтобы раскрыть эту кражу, мы должны, как и все детективы, узнать историю дела, изучить архивные материалы. Заглянем в наш архив и узнаем, как возникли десятичные дроби и кто их изобрел.

Ученик дает историческую справку (задание подготовить доклад он получил на предыдущем уроке).

Учитель: Теперь мы знаем всю предысторию дела и можем смело за него браться.

4. Закрепление и применение знаний и умений, их систематизация

Учитель: Расследуя дело, вам, возможно, придется столкнуться с преступником лицом к лицу. И здесь вы должны быть уверены, что товарищ не подведет. Проверьте друг друга. Выбирайте карточку с вопросом и говорите, кому он адресован.

Учащиеся дают друг другу устные задания, которые подготовлены на карточках:

  1. Расскажите правило сложения десятичных дробей.
  2. Сравните дроби 0,2 и 0,8.
  3. Расскажите правило вычитания десятичных дробей.
  4. Как сравнить десятичные дроби, у которых разные целые части?
  5. Как сравнить десятичные дроби, у которых одинаковые целые части?

Учитель: Тем временем наши преступники заметают следы. Они знают, что запятая играет большую роль. Вспомните хотя бы известную фразу.

На доске плакат, на котором написано: “Казнить нельзя помиловать”.

Учитель: От того, где стоит запятая, меняется смысл предложения. Объясните, как именно?

Учащиеся объясняют.

Учитель: Зная об этой важной роли запятой, преступники стерли запятые. Расставьте их так, чтобы равенство стало верным.

На доске написаны примеры:

52 + 18 = 7
425 – 12 = 305
42 + 17 = 212
63 – 27 = 603
107 + 25 = 357
3 + 108 = 408.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях, затем вместе проверяют.

Учитель: Любой детектив должен всегда быть в отличной физической форме. Физкультминутка поможет нам в этом. Встаем. На доске написаны примеры. Если верно, то делаем хлопок над головой, если нет – делаем наклоны вправо и влево.

4,7 > 1,2;
1,2 < 0,5;
1,52 > 1,24;
0,3 < 1;
3,5 + 2 = 3,7.

Учитель: Пока мы занимались физкультурой, у нас появился свидетель. Он видел, кто украл портфель профессора, но так напуган, что боится сказать об этом открыто. Подсказку он спрятал в классе на одной из парт. Чтобы узнать, на какой именно, мы должны решить два уравнения. Значение x будет номером ряда, значение y – номером парты.

Уравнения, написанные на доске, ученики решают в тетради самостоятельно, поднимают руку, когда готовы.

x + 1,2 = 4,2
(5,8 – y) + 1,2 = 5

Ученик, справившийся первым, идет за подсказкой. Она спрятана в конверте под партой.

Учитель: Итак, в конверте зашифровано имя преступника. Чтобы его расшифровать, мы должны решить примеры:

1) 16,52 – (4,9 + 10,95)
2) 4,2 – (0,98 + 1,75)
3) (2,5 + 7,3) – 5,4
4) 0,68 + (3,32 + 4,8)
5) 25 – (19,5 – 11,8)
6) 15,2 – (0,15 + 4,7)
7) 15,3 + 30,2 – 20,1
8) 3,8 – (0,12 + 1,6)

Учитель: Каждому ответу соответствует буква. Расставьте числа в порядке убывания, подпишите под каждым соответствующую букву и узнаете, кто же украл портфель профессора Смекалкина.

На доске записано:

0,67 – Й
1,47 – Е
4,4 – А
8,8 – М
17,3 – А
10,35 – Р
25,4 – Б
2,08 – Л.

Учитель: Итак, теперь мы знаем имя преступника – Бармалей. К нам поступила ориентировка: Бармалея видели у реки. Он садился в лодку в пункте А 1 час назад. Как далеко он сейчас находится от пункта А, если собственная скорость лодки 3,65 км/ч, а скорость течения реки 0,8 км/ч?

Учащиеся анализируют и решают задачу. На доске в это время висит схема реки.

Учитель: Мы вычислили, где сейчас может быть Бармалей. Пошлем туда группу захвата. Наше расследование завершилось. На следующем уроке мы с вами напишем отчет о выполненном задании – проверочную работу. Посмотрим, кто из вас заслужил солидный гонорар – “пятерки” и “четверки”, а кому еще надо потрудиться.

5. Рефлексия.

Учитель: А сейчас подведем итог сегодняшнего расследования. На доске написаны фразы. Продолжите их (отвечают несколько учеников):

– Сегодня я повторил…

– Теперь я умею…

– Самым интересным сегодня было…

– Труднее всего мне показалось сегодня…

6. Подведение итогов урока, задание на дом.

Учитель: Наш урок завершен. Запишите домашнее задание. Не забудьте, покидая класс, оценить, с каким настроением вы уходите с нашего занятия (учащиеся кладут на стол учителя карточки со смайликами).